Консультация для педагогов
консультация (средняя группа)

Кавун Ирина Григорьевна

Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.nravstv.vos_.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»

Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны. Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях дошкольного образования. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой без духовности, а иногда и циничности в поведении подрастающего поколения, утратой духовно нравственных ориентиров среди детей и молодежи. Поэтому нравственное воспитание дошкольников - основа всех основ, матрица семейной модели воспитания детей. От того, какой багаж знаний вложил взрослый, педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в будущем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Для работников в сфере дошкольного образования основным тезисом должны быть слова великого педагога Антона Семеновича Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Поэтому всем нам необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Сегодня ребёнок окружен множеством разнообразных источников сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера.

Это в первую очередь средства массовой коммуникации сети ИНТЕРНЕТ, анимационные фильмы, «недетские» мультипликационные фильмы, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно только сообща, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания маленького человека, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Та атмосфера, которая царит в семье, переносится ребенком как модель деятельности и в детском саду; оказывается определяющей в формировании его внутреннего мира. Поэтому предназначение педагогов и воспитателей в дошкольном учреждении – быть наставником в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека.

Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Из психологии мы знаем, что мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи взрослых и педагогов для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Поэтому роль воспитателя дошкольного учреждения заключается в постоянном сопровождении ребенка, определяя, правильно ли дети воспринимают основные моральные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки.

При этом сам педагог должен быть всегда «на высоте»: образован, обладать эстетическим вкусом, отвечать моральным и нравственным критериям, т.е. своим примером и делами показывать правильность действий и поступков по отношению к окружающему миру, людям. Если дети  видят формальное отношение взрослых к своей работе или происходящему, то они чутко реагирую на фальшь, а значит, общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки и могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Значит нам, воспитателям, необходимо сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. А это прямой путь к получению новых знаний; приобретение умений и навыков к познанию самого себя и окружающего мира, к русскому народному творчеству (сказаниям, сказкам, книгам о добре и зле), в основе которых лежит духовность и толерантное отношение к людям; к пониманию что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Вместе с детьми мы учим стихи о Родине, рисуем природу родного края, отражаем внутренний мир семьи. Включаем в образовательную деятельность и родителей (законных представителей) к выполнению совместных творческих работ; привлекаем к участию в проектной деятельности. Но главное - самостоятельная деятельность ребенка. Он вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. И задача педагога здесь: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Образовательный процесс спланирован с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей через тематические занятия, проектную деятельность, исследовательскую работу, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей. Беседуя с детьми на темы: «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Что такое подвиг?», «Добро и зло» и другие, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им вопросы, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.

Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка , поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Уже с младшего возраста, читая народные сказки, у детей прививаем любовь к своим корням, к своим истокам. Ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ. В своей деятельности используем не только дидактические, но и народные игры: во время занятий, в свободной деятельности, на прогулке. «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; рассказ «Мой характер и мои поступки»; «Расскажи, как ты помогаешь дома» и т.д. Традицией стало разучивание стихов, посвященных Дню Великой Победы к 9 мая, проведение утренников и мероприятий на патриотическую тему.

Как элемент зрительного и действенного восприятия, в детском саду проводится множество праздников. Предварительно детям разъясняются подробно традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником, как « «Масленица», «Пасха», «Троица». К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы.

Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам, к матери. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании. А проведение праздников «8 Марта» и «День Матери» закрепляют эти качества.

Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.

Доброжелательность, улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении любого задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка. Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, рекомендуем родителям приемы и методы нравственного воспитания в семье. С целью установления тесных контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем общие и групповые родительские собрания, консультации, а также проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, праздники) и многое другое.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. 

В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:

  • Сформировать в детях способность сопереживать.
  • Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
  • Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
  • Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.

Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:

Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности.

Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.

  Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др

Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках.

Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному. Как было сказано выше, младшие дошкольники учатся воспринимать и оценивать поступки персонажей по картинкам. В ясельной группе воспитатель использует перчаточные куклы и плюшевые игрушки, чтобы показать малышам сценку, в младшей и средней группе ребята изучают книжные иллюстрации, видеоролики, репродукции картин. С воспитанниками старшей и подготовительной групп учатся обсуждать абстрактные образы, прогнозировать возможные результаты и последствия поступков. Дети 5–7 лет с интересом участвуют в этических беседах о дружбе, уважении, заботе.

Развивая в дошкольном учреждении основы духовно нравственного воспитания воспитанников, мы стараемся формировать в их характере, уме, душе и сердце доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие, а самое главное – любовь к окружающему миру, семье, людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....