Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья»
проект

Чиркунова Надежда Витальевна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._po_nravstvenno.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Вместе дружная семья»

Вид проекта: информационно -практико-ориентированный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы и родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (4 мес.).

Срок реализации проекта: январь – апрель.

«Семья – это кристалл общества»

В. Гюго

Актуальность.

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.

Первые чувства патриотизма - доступны ли они детям? Дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка.

Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Проблема. Незнание детьми истории своей семьи, семейных традиций и обычаев, отсутствие интереса к ценностям семьи.

Гипотеза. Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.

Практическая значимость заключается в создании в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.

Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.

Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Укрепление связи семьи и ДОУ.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи проекта:

1. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Развивать коммуникативные навыки детей.

5. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.

6. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Ожидаемый результат:

Для детей:

• Имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях,

• Дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей,

• Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.

Для родителей:

• Приобретение родителями знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей,

• Укрепление детско-родительских отношений,

• Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями.

Для педагогов:

• Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов,

• Оценка проекта в целях определения его актуальности,

• Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - родитель» по данной проблеме.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (январь).

Цель: Анкетирование родителей, опрос детей и определение перспектив. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе определялась цель и основные задачи проекта, разработан перспективный план.

2 этап - формирующий (февраль - март)

Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи. Привлекать родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми и активной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа воспитателей с детьми, работа детей и родителей, работа воспитателей и родителей.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Мы помощники», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии наших родителей».

3 этап - заключительный (апрель)

Цель: анализ и подведение итогов работы.

Формы работы.

С детьми.

Беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, фотографий и иллюстраций,

выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность (сочинение рассказов и сказок о семье, развлечения, конкурсы, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

С родителями.

Беседы, консультации по теме проекта, анкетирование, спортивные соревнования «Мама, папа, я- здоровая семья»,календарно запланированный утренник «8 Марта».

Заключение

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. В своей работе с семьёй я опиралась на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Перспективный план долгосрочного группового проекта

«Вместе дружная семья» в старшей группе.

Январь: «Моё имя».

-Анкетирование родителей: «Вместе дружная семья».

«Традиции нашей семьи».

-Беседа: «Что означает твое имя».

«Моя родословная».

-Чтение сказок: «Морозко».

«Двенадцать месяцев».

-Дид. игра: «Ласковое слово для друга».

«Угадай кто позвал».

«Моя семья».

«Составь цепочку».

-Конкурс: «Кто знает больше имён».

-Выставка: «Тайна имени моего».

-Раскрашивание своего имени.

-Занятие: «Что означают наши имена».

«Зачем человеку имя?

-Консультации для родителей: «Об именах, фамилиях, отчествах».

«Основные заповеди здоровой семьи».

«Условия правильного воспитания в семье».

Февраль: «Мой папа».

-Беседа: «Папы, вы наши защитники»

-Рассматривание иллюстраций, репродукции, альбомов с военной тематикой.

-Дид. игра: «Назови профессии».

«Кому что нужно».

-Пальчиковая игра: «Строим дом».

-Чтение художественной литературы: Т. Бокова «Папа».

Т. Шарыгина «Дедушка».

-Занятие: «Где служил мой папа».

«Вот он какой, мой папа дорогой».

-Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы».

-С. р. и.: «Строители»

«Водители»

«Регулировщик»

-Изготовление газеты: «Ко дню Защитника Отечества».

-Развлечение для детей: «Ко дню Защитника Отечества».

-Консультация для родителей: «Как вырастить из сына настоящего мужчину. 30 способов».

«Роль отца в семейном воспитании».

Март: «Моя мама».

-Беседа: «Моя мама лучшая на свете».

-Дид. игра: «Как я помогаю маме».

«Собери портрет мамы».

-Чтение стихотворения: Е. Благиной «Посидим в тишине», «Вот какая мама»

-Изготовление газеты: «К празднику 8 Марта».

-Ручной труд: «Поздравительная открытка для мамы».

-С. р. и.: «Дочки-матери».

«Мама в парикмахерской».

-Занятия: «Весенний день 8 Марта».

«Портрет мамы».

«Мамины профессии».

-Праздничный концерт посвящённый 8 Марта.

-Консультация для родителей: «Когда родительская любовь заходит слишком далеко».

Апрель: «Моя семья».

-Беседа: «Моя семья».

«Как я провёл выходной день».

«О членах моей семьи».

-Рассматривание картин Т. Сорокиной «Семья».

-Пальчиковая гимнастика: «Дружна семейка».

-Чтение: Я. Акима «Моя родня».

В. Драгунского «Моя сестра Ксения».

-Дид. игра: «Кто есть кто?»

«Исправь предложение».

«Кто из этих людей твои родственники».

«Кто лишний».

«Какое слово не подходит».

-Мини проект «Генеалогическое дерево».

-С. р. и.: «Семья».

«Поликлиника».

«Водители».

-Занятия: «Моя семья»- рисование.

«Познакомьтесь с моей семьёй».

«Кем работают наши родители».

«Семья, радость моя».

-Семейные спортивные соревнования: «Здоровая страна - здоровая семья».

-Консультация для родителей: «Обращение ребенка к родителям».

«Права и обязанности ребёнка в семье».

«Семья и семейные ценности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"

Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеологическое дерево" и т.д. Каждый ребёнок вместе с родителями с...

проект "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"

Проект создан для детей водготовительной группы с целью преемственности со школой, для успешной адаптации их в первом классе...

Перспективный план работы по проекту "Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья"

В этом плане отражена вся работа по проекту как с детьми, так и с родителями....

Презентация проекта «Я, ты, он, она, вместе - дружная семья"

Под термином «толерантность» понимают, в первую очередь, этническую толерантность, терпимость к людям другой национальности, другой культуры, говорящих на другом языке, другого вероисповедания. То, чт...

Проект "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"

Проект был осуществлен с детьми старшей группы общеразвивающей направленности и имеет социальную направленность...

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизн...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"

Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеалогическое дерево" и т.д. Каждый...