"Возвращение к истокам"
статья (младшая группа)

Лысова Ирина Владимировна

На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения. Программа "Социокультурные истоки"  помогает ребёнку понять нравственные ценности своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Возвращение к истокам"596.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Возвращение к истокам»

(развитие духовно- нравственного воспитания дошкольников

на основе приобщения к истокам социокультурной среды)

 Автор: Лысова И.В.

Воспитатель МАДОУ «Буратино»

г. Когалым

          В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. 

         Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения.

Духовно-нравственное воспитание - это:

 – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации; 

- процесс формирования нравственных чувств  (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпение, милосердие, кротость, незлобливость), нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви к Родине, готовность к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству).  Оно предусматривает систему воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения: ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

        Актуальность задачи  духовно-нравственного воспитания в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.

         ФГОС дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

         Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»    

                Работая с детьми по данной теме, мною был сделан вывод, что большое значение в этом направлении имеет работа, где дошкольники не только знакомятся с истоками народной культуры и православными традициями, но и получают основы духовного развития и нравственного воспитания.

              Значительную часть социокультурного направления составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Данные ценности являются основой духовно-нравственного воспитания и становления старших дошкольников. Путь духовного становления — это сугубо личностный путь каждого человека. Нравственные ценности, такие, как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, раскрывают для ребенка-дошкольника особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.

Игровое пособие «Образ Света»

Еще одна группа — ценности деятельности человека. Дети  начинают осваивать значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека.

Следующая группа — социокультурные ценности, которые всегда помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.

Присоединение детей к данной группе ценностей помогает ребенку приобрести первичный социокультурный опыт, воспринять традиции своего народа, обрести память рода, обращенную к потомкам, и, в конечном итоге, получить базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно-нравственные основы личности.

Благодаря такой работе,  дошкольники начинают постигать  ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России: родные просторы (поле и нива), сказочный лес, братья наши меньшие, горы и реки, моря-океаны, деревни и города. Окружающий мир перестает быть просто набором предметов и объектов. Сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира, сформировать такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы — одна из важнейших задач дошкольного образования.

      Работая с детьми, я старалась воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе. Воспитывать духовно-нравственные чувства, как действие любви, добра, человечности, единения; трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

А в работе с родителями: ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Важным периодом в духовно-нравственном воспитании педагоги и психологи считают  младший дошкольный возраст, когда у дошкольника активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения в семье и обществе, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Моральные чувства, представления и навыки, формирующиеся у детей в этом возрасте, моральный опыт, который они начинают накапливать, лягут в основу их дальнейшего духовно-нравственного развития. То, какие нравственные качества будут развиты у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, воспитателей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями будет обогащён его внутренний мир.

 С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о культуре своего народа, его истории? Моя задача в качестве воспитателя второй младшей группы состояла  в создании условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям и воспитания готовности детей следовать им.

Работа строилась на   принципах духовно-нравственного воспитания:

  • организация жизни  в группе на основе свободного  признания  правила - «Уклонись от зла и сотвори благо».
  • гуманистическая направленность воспитания (отношение к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализовывалась  путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к  ближним).
  • природосообразностъ (воспитание основывалось на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовывалось  с общими законами развития дошкольника сообразно его полу и возрасту).
  • культуросообразностъ (воспитание строилось в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры  и особенностями, присущими традициям региона).
  • светский характер образования  в соответствии с действующим законодательством РФ).

В данной работе я использовала  следующие методы: 

наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

 Наглядно-действенный метод используется во время:

  • показа сказок (педагогами, детьми);
  • рассматривания предметов культуры и быта своего народа, книжных иллюстраций, репродукций;
  • наблюдений;
  • экскурсий;
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется в процессе:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр;
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания и отгадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей о своих впечатлениях;

Практический метод:

  • организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления

после занятия, из личного опыта…)

  • конструктивная деятельность  
  • игровая деятельность

Благодаря нацелеванию детей  на первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга, у них развивается способность видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к

F:\практики\послед с тел\IMG_20220321_113815.jpg

Домашнее задание:

 «Родословное древо»

нему свое доброе отношение; также у детей формируются коммуникативные умения (умение слышать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

Осваивая первую книгу для развития «Доброе слово» и участвуя в активных занятиях «Любимое имя», «Доброе слово», «Колыбельная песня», «Праздничная песня», взрослые подводят детей к пониманию ценности доброго слова в жизни человека.

Через занятие «Любимое имя» дети прикасаются к отечественной традиции имя наречения, осознают духовный смысл имени человека. «Меня назвали так в честь старенького дедушки. Его все любят и слушаются в нашей семье», «А меня бабушка назвала. Как в календаре было написано, так и назвала», — говорят наши малыши».

Читая книгу «Доброе слово», участвуя в одноименном активном занятии, дети учатся произносить добрые слова по отношению к близким людям, понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства. (После глубокой проработки данной темы дошкольники начинают более активно и вместе с тем  вдумчиво использовать «добрые» слова по отношению к родным и близким вызывая  поначалу удивление у родителей.)

Игровое пособие «Душа  семьи»

Воплощение материнской любви, нежности и заботы дети чувствуют в ласковой  колыбельной песне, сами заучивают большое количество  колыбельных и исполняют их на занятии «Колыбельная  песня».

Семейное единение в празднике дети испытывают в процессе постижения Рождественской песни. «Осваивая родное доброе слово, ребенок осваивает духовный опыт предшествующих поколений», — отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Слово, песня, чувства связаны с восприятием образа. Самый любимый образ — образ мамы, самый доступный для понимания — образ солнца. В процессе освоения книги «Добрый мир» у детей происходит объединение этих двух образов и понимание того, что «При солнышке — тепло, при матушке — добро».

Показать ребенку связь Слова и Образа позволяет «Добрая книга». Добрая книга — это бесценный дар, она пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку самому стать добрым, благодарным, внимательным.

Данная книга знакомит детей с удивительным миром человеческих чувств, отношений, побуждений, поступков, питает душу и сердце ребенка.

Формирование  системы  духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста происходило  при    тесном взаимодействии с семьями воспитанников.  В.А. Сухомлинский  отмечал: «Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро».  Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

        Задачи родителей:

  • прививать любовь к ближнему;
  • воспитывать в детях милосердие и сострадание;
  • учить различать добро и зло, творить добро;
  • прививать трудовые навыки.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ;
  • творческие мастерские (совместные и индивидуальные)

       Анализ проведенной работы показал, что внедрение воспитания духовно- нравственных начал посредством социокультурной технологии в образовательном процессе действительно влияет на решение воспитательно-образовательных задач.

        Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

       Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

           В выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» и в послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения… «Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете» … «Мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира…»

Список использованной литературы:

  1.         Л. В. Коломийченко «Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников» Издательство: "Сфера" (2015)
  2. Р.И. Жуковская «Родной край»
  3. В. Г. Нечаева «Духовно- нравственное воспитание в детском саду»
  4. Абрамова О.С. Истоковедение том №11.  –М.: Издательский дом «Истоки»,  2009. - С.319
  5. Бюджетное образовательное учреждение Омской  области дополнительного образования «Институт развития образования Омской области». Рабочая тетрадь.  Омск-2010.- С.33
  6. Волобуева Т.А. Истоковедение том №11. –М.: Издательский дом «Истоки»,  2009.- С.319  
  7. Доброе слово. – М.: Издательский дом «Истоки»,  2006. С32.  
  8. Кузьмин И.А, Камкин А.В.  Научно-методические сборники, учебные пособия и тетради, книги для развития по программе «Истоки». // Воскресная газета «Покров». М.: Издательский дом «Про-Пресс» №9
  9. Кузьмин И.А. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. //Перекрестки эпох. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1997. – Т. 1. – С. 50–71.
  10. Потаповская  О.М,   Мигдисов Я.С. «Педагогическая поддержка семьи в современных социокультурных условиях». М.:  Государственный НИИ семьи и воспитания, 2006.
  11. Сборник рекомендаций по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011.  

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей старшего дошкольного возраста «Возвращение к истокам».

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и  внедрения программ и технологий нравственно – патриотического...

Дидактическая игра "Возвращение к истокам"

Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не сп...

Исследовательско – творческий проект «Славянская кукла – возвращение к истокам»

Паспорт проектаНазвание проекта «Славянская кукла – возвращение к истокам»Тип проекта Исследовательско – творческий.Продолжительность проекта Средней продолжительности.Участник...

"Возвращение к истокам"

Яркое и нетрадиционное знакомство детей с  русскими  народными традициями началось у нас в младшей группе....

Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».

Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ».               Воспитат...

Проект "Возвращение к истокам"

Приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников....