Рекомендации по подготовке и проведению праздников в детском саду в соответствии с ФГОС
методическая разработка

Орлова Алия Юсуповна

 Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными не только на развлечение, но и на развитие детей. Для детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться, слабая память. Привлечь неустойчивое внимание детей, можно только заинтересовав их, то есть, сделав общение занимательным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

На праздничное мероприятие приглашаются воспитанники группы в полном составе, Воспитатели психологически готовят ребят, т. е. создается эмоционально-эстетическое отношение к предстоящему празднику. Мероприятие получается очень динамичным и хорошо организованным. Исключается растянутость выступлений, учитывается время проведения праздника. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Поэтому длительность праздника для них составляет 30 минут. Структура любого праздника разрабатывается с учетом знаний детей. При подборе материала к мероприятию используется максимально интересный репертуар, что обеспечивает положительную атмосферу яркие впечатления у детей. Материал сценария должен носить развивающий, воспитывающий и обучающий характер и затрагивает все образовательные области развития. Тем самым выполняется цель мероприятия. Методы, использования при подготовке к мероприятию такие: наглядно-слуховой; наглядный (оформление зала); выразительно -исполнительский (песни, танца); практический (работа над песней, разучивание танца); проблемно-поисковый (игры "Собери листочки", "Развесь шарики на елке", "Кто больше").

Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства. Основная праздника - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. На празднике, прежде всего, нужно позволить каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, и продолжать развивать уже имеющиеся навыки (такие как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе)Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию (т. е. одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле). Воспитатель поддерживает активность детей во всех видах музыкальной деятельности на протяжении всего развлечения.

К развитию у детей эстетического вкуса относится эстетика внешнего вида детей и взрослых, а для передачи игровых образов элементы театрализации (костюмы, шапочки, маски). Присутствие на празднике сказочных персонажей вызывает у детей большой интерес, усиливает зрелищность, театральность праздника. Помимо участия воспитателей в мероприятии, используется и участие старших дошкольников ДОУ. Роли по объему небольшие, но требуют выразительного, эмоционального исполнения. Остальным ребятам тоже можно предложить выразительно передавать игровые образы при помощи танцевальных навыков, например танец «Сыночки – грибочков» или танец «Рябинок», "Веселые бусинки" или "Куколок" . На протяжении всего праздника запланированные музыкальные номера на знакомом материале (песни и танцы, а чтобы не нарушать единую линию эмоционально-физиологической нагрузки, чередуются играми и заданиями.

Во время проведения мероприятия очень ответственна роль ведущего, ее эмоциональность, выразительность, настроение детей на нашем празднике, заинтересованность исполняемой программы. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. Речь воспитателя четкая и в тоже время простая и понятная в изложении. Ее действия согласованы с действиями главного персонажа "Осень" или "Зимушка" или "Веснушка" и детских персонажей «Зайчика» и «Лисы». Очень оживляет речь ведущего уместная шутка к гостям, например: «А наши дорогие гости не знают, как танцуют дети веселый танец, мы вам сейчас станцуем».

Для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы используют яркую, запоминающуюся музыку для выхода персонажей.

Мотивационная составляющая не последнее место в развитии детей. Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное мероприятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Неоценима помощь родителей в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления выставки "Осенняя гармония" или "Подарки Деду Морозу", изготовление костюмов для детей, заучивание стихов и песен.

Социально-коммуникативное развитие. Задача мероприятия, развитие общения со сверстниками и взаимодействие ребёнка с взрослыми.

Во-первых, необходимое условие праздников поддержание доброжелательной обстановки на мероприятии, это улыбка на лицах взрослых, спокойный тон ведущего, привлечение детей для соучастия в запланированных забавах и играх, одобрение и похвала ведущего или персонажа для получения эмоционального отклика ребенка.

Во-вторых, воспитатели становятся активными участниками праздника. Например, Осень исполнила песню в хороводе с детьми или Зима сплясала задорный танец, Ведущий прочитала стихотворение. Во время исполнения детьми танцев, хороводов взрослые выполняют движения вместе с ними. Доброжелательное отношение к другому ребенку это главный момент в коммуникативном развитии. Как можно увидеть результат этой работы. Приведу пример, на призыв взрослого найти себе дружочка, для исполнения танца, дети подают друг другу руки, после индивидуального или группового выступления не толкаясь, идут на "свое" место, а если место занято спокойно садятся на свободное.

Для самовыражения ребенка воспитатели по возможности стараются задействовать всех детей: т. е. найти какую-либо роль, стихотворение, задействовать в инсценировке песни, в коллективном исполнении плясок, игр, хороводов. Коллективные выступления чередуют с индивидуальными. Они способствуют развитию активности, самостоятельности, уверенности в своих силах. В такие моменты, как правило, исчезают препятствия, мешающие ребенку проявить себя в коллективе активно; исчезают неуверенность и нерешительность. Пример: выступление девочек "рябинок" или "мальчиков морозят", ставят задачу развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Поставленной задачи дети добиваются с удовольствием, легко без принуждения двигаются, действуют совместно.

Участие в любом празднике помогает в формировании эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Например: дети активно откликались на просьбу зайчика помочь спастись от лисы.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности. А значит и для формирования произвольного внимания – избирательной направленности на определенный предмет или явление окружающего мира. Процесс формирования произвольного внимания должен происходить в форме игры ежедневно, не зависимо от вида деятельности.

Для работы в этой области используются игровые задания помогающие воспитывать интерес к окружающему миру, способствующие развитию мыслительной деятельности. Например: какой выбор игр на осенний праздник можно сделать? Руководствуясь составленным воспитателем перечнем игр, которые вызывают у детей наибольший интерес, включают их в сценарий праздника. Приоритетными становятся игры о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях). Например: в игре-аттракционе "Собери листочки" дети средней группы с удовольствием по сигналу собирали листья определенного цвета (желтого, красного и зеленого) разбросанные на полу. Ребенок, принесший воспитателю больше всех листьев – стал победителем. Дополнительно в процессе этой игры повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность. С заданием все справились. Игра «Соберем снежки» стимулирует познавательную активность, развивает ощущения и восприятия предметов и явлений окружающего мира дошкольников. Дети в процессе реагируют на двух частную музыку, на 1 часть, веселую - собирают и складывают их в корзину к воспитателю, а на 2 часть мелодии, в верхнем регистре – убегают, прячась от мороза или ветра. Не маловажные воспитательные цели игр, такие как дисциплинированность, самообладание, выдержка. Кроме познавательного развития детей игра призвана снять напряжение, обычно возникающее во время сидения детей на стульчиках.

Область речевого развития включила в себя работу над владением речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества. Подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. О предстоящем празднике рассказывают детям, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. В то время как после утренника проводят обсуждения прошедшего праздника в непринужденной беседе, в которой дети делились впечатлениями, наиболее понравившимися моментами. Большая роль в беседе отводилась взрослому, при его помощи выделяются наиболее важное и главное в празднике, поясняют непонятные моменты. Как мы можем отметить, детская память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике.

Процесс развития речи начинается до праздника, еще в процессе подготовки. В частности, во время разучивания с детьми стихов, ролей контролируется правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации, добиваются громкого, внятного, эмоционального произношения текста, работа направляется не только на то, чтобы дети не боялись гостей, но и на развитие интонационной выразительности диалогической речи. Результатом этой работы становиться высокий уровень самостоятельности и речевой активности ребенка.

Область физического развития. Успех мероприятия зависит от правильного распределения интеллектуальных и физических нагрузок. Двигательный опыт детей на празднике напрямую направлен на становление ценностей здорового образа жизни и развитие физических качеств, в том числе связанный с выполнением упражнений. Дети в процессе действия постоянно двигаются, начиная с самого начала утренника. Входят или вбегают парами в зал под веселую музыку, встают в рассыпную, выполняют соответствующие возрасту движения (кружение в парах, хлопки, пружинку и т. д.) Таким образом, благодаря двигательной разминке дети настраиваются на праздничную атмосферу праздника. В подвижных играх и упражнениях обязательно присутствует увлекательная задача, решение которой требует некоторых усилий, например, быстро бегать; ориентироваться в пространстве. Двигаясь в соответствии со сменой характера в музыке, дети ритмично двигаются, выполняют освоенные простейшие виды танцевальных движений: легкий бег, построение врассыпную, кружение в парах, пружинистые приседания, выставление ноги на пятку.

Вывод: праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными не только на развлечение, но и на развитие детей. Для детей этого возраста характерна быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться, слабая память. Привлечь неустойчивое внимание детей, можно только заинтересовав их, то есть, сделав общение занимательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и методика проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Презентация является наглядным материалом к одноимённой консультации....

Консультация для педагогов на тему: «Организация проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду. Во время прогулки дети получают много новых знаний и умений. Прогулка имеет огромное влияние на всестороннее развитие детей....

Протокол проведения обследования организации предметной развивающей среды в детском саду в соответствии с ФГОС

Цель: приведения развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группах соответственно гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиями и требованиями ФГОС ДО...

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».

laquo;Организация и методика проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

подготовка и проведение праздников в детском саду

Зачем нужны праздники в детском саду ?       подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают пе...