Семинар для педагогов с элементами квиз - игры по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».
методическая разработка
Цель семинара:
- повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно- патриотического воспитания;
- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
- вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_.doc | 479 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов
с элементами квиз -игры по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Составила и провела Шиваракова Р.Е.,
старший воспитатель
МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск
2022 г.
Тема семинара: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Вид семинара: обучающий, практический.
Целевая аудитория: молодые педагоги и педагоги дошкольных учреждений.
Форма проведения: квиз - игра
Продолжительность: 1 час 00 мин.
Цель семинара:
- повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно- патриотического воспитания;
- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
- вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Задачи:
- Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
- Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе.
- Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе.
- Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.
- Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
План проведения семинара:
1 часть: Информационно – теоретическая.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
2 часть: Практическая «Квиз – игра».
Станция № 1. «Всезнайки»
Станция № 2 «Ботаническая»
Станция № 3 «Игровая»
Станция № 4 «Эрудит»
Станция № 5 «Загадочная»
Станция № 6 «Цветочная»
Создание «образа Родины»
Решение кроссворда.
Материально – техническое обеспечение: ноутбук, экран, карточки с заданиями, ручки, цветные маркеры, ватманы, предметные картинки, клей, фломастеры, ленты 6 шт.
Ход семинара:
1 часть: Информационно – теоретическая.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1 Тема нашего семинара – практикума «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Слайд 2
В.В.Путин: «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
Воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность российского общества. Быть патриотом значит любить свою Родину, уважать славное историческое прошлое, ценить культуру, любить свой родной язык, природу родной страны и ее несметные богатства. Патриот – это человек, готовый защитить свое Отечество, постоянно осознающий себя частицей своего народа.
Ведущая роль в формировании нравственно – патриотического воспитания принадлежит педагогу. Именно педагог несет ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения.
Работая в данном направлении, педагог ставит перед собой цель – создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина и патриота своего Отечества.
Слайд 4 Основная цель формирования нравственности, патриотизма в дошкольном возрасте включает в себя:
- формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
- формирование гендерной семейной, гражданской принадлежности;
- воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотических чувств.
Слайд 5 Исходя из цели, работа педагогов с дошкольниками по нравственно - патриотическому воспитанию включает в себя целый ряд задач:
• создание системы нравственно - патриотического воспитания;
• воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
• формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
• воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
• развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
• расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
• знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
• ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
• формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
• воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Слайд 6. Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, реализация которой проводится по основным направлениям:
− развитие основ нравственной культуры;
− формирование основ семейных и гражданских ценностей;
− формирование основ гражданской идентичности;
− формирование основ социокультурных ценностей;
− формирование основ межэтнического взаимодействия;
− формирование основ информационной культуры;
− формирование основ экологической культуры;
− воспитание культуры труда.
Слайд 7. Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются: систематичность, последовательность и взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной.
Слайд 8.Организованная образовательная и воспитательная деятельность педагогов с детьми по формированию нравственно - патриотических чувств дошкольников ведется через следующие формы работы с детьми:
- тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций;
- развлечения, народные праздники, игровая деятельность;
- культурно-познавательные (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
- нравственно-трудовые (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Слайд 9. Для реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
- Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных
образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.
Слайд 10. 2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
Слайд 11. 3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение, знать традиции своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
Ведущий: Коллеги, теоретическая часть закончена, мы переходим к практической части, и проведем её в форме квиз – игры.
2 часть: Практическая «Квиз – игра»:
Ведущий: - Коллеги, при входе в зал вы все выбрали себе картинки, и рассаживались за столы согласно изображению на картинке. Изначально у нас образовались 2 команды. Выберите, пожалуйста, капитанов своих команд, придумайте название команд. А мы с вами отправляемся в путешествие по станциям, на которых вы будете решать разные задания. За правильно выполненное задание команда получает часть пазла, который нужно будет собрать в единую картинку.
Итак, начинаем:
Звучит песня «Отчего так в России березы шумят».
Слайд 12.Ведущий читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.
Начинается с русской истории, Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами, Шапки той, что носил Мономах.
Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.
Небольшое лирическое вступление в игру, но прежде чем отправиться в наше путешествие проведем небольшую разминку.
- Предлагаю командам-участницам размяться и по очереди отгадать загадки.
1.Как в старину называли дом? (Изба)
2.Один из главных православных праздников? (Пасха)
3.Короткая шутливая песенка? (Частушка)
4.Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
5.Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
6.Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
7.Население определенной стороны? (Народ)
Страна, в которой человек родился? (Родина)
8.Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
9.Человек любящий свою страну? (Патриот)
10.Как назывался старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)
11.Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)
12.Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)
Ведущий: Разминки прошла успешно и мы прибыли на первую станцию «Всезнайки».
Слайд 13. Станция № 1. «Всезнайки»
Задание для команд. Капитаны команд выбирают конверт с названием станции. В конвертах находятся карточки с вопросами, на которые необходимо дать ответы. Если команды отвечают правильно, получают часть пазла.
Вопросы к I команде:
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
2. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)
3. Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
4. Что означают три цвета флага? Значение цветов:
При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:
Белый - цвет символизирует мир, чистоту, свободу;
Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.
Вопросы к II команде
1. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна).
2. Официальная эмблема государства? (герб)
3. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;.)
4. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - значит красивая)
Ведущий: Проверим правильность ответов. Слайд 14. Молодцы участники, дали правильные ответы, получите свои часть пазла.
- Следующая станция у нас «Ботаническая». Слайд 15.
Станция № 2 «Ботаническая»
Ведущий:
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках в конвертах с названием станции.
Задание команде № 1
1. Исключите птиц, которые не водятся в центральной полосе России: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, фламинго, соловей, тукан., дятел, сова, кукушка, киви, куропатка, глухарь, колибри.
Задание команде № 2
2. Исключите растения, которые не растут в центральной полосе России: шиповник, росянка, мята, полынь, пальма, элеутерококк, верблюжья колючка, календула, баобаб, лимонник, пустырник, перекати-поле (катун)
(Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток.
Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)
Ведущий: Наши участники, все справились с заданием, получите свою часть пазла.
- И мы отправляемся на станцию у нас «Игровая». Слайд 16.
Станция № 3 Игровая
Ведущий: - С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…
- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.– Уважаемые педагоги предлагаю вам поиграть в народную подвижную игру:
«Поясок – элемент народного костюма».
Команде раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Игра с мячом «Достопримечательности поселка Новоорск» Участники встают в круг. Передавая мяч друг другу, называют достопримечательность поселка, с которой они хотели бы познакомить воспитанников. (Пожарная часть, Музей Г.И.Русова, Обелиск славы, Парк Победы, памятник Ленина (старый парк), река Кумачка, музыкальная школа, и т.д.)
Ведущий: - За активную игру участники получают части пазла, проходят на свои места.
- Все вы немножечко отдохнули, размялись, взбодрились, а впереди у нас станция «Эрудит». Слайд 17.
Станция № 4 «Эрудит»
Ведущий:
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
- Предлагаю командам - участницам вспомнить русские пословицы, поговорки.
- Капитаны выберите карточки с заданиями.
Задание 1: Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов.
Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Человек без Родины, что земля без семени.
(Раздаются карточки с тексом современных пословиц).
На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.
Задание 2: Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
1.«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
1.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
2.«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Задание 3: Вам нужно восстановить пословицы.
1 команда.
Нет в мире краше | когда над ней крыша одна. |
Глупа та птица, | будет Родина крепка. |
Если дружба велика, | которой свое гнездо не мило. |
Семья сильна, | хорошие дети растут. |
В хорошей семье | Родины нашей. |
2 команда.
Человек без Родины, | дороже всякого богатства. |
В своем доме и | счастье дорогу не забывает. |
Народное братство | что соловей без песни. |
В семью, где лад, | а в ленивом доме пусто. |
В прилежном доме – густо | стены помогают. |
Ведущий: Молодцы коллеги с заданием справились, получили часть пазла. А наш путь лежит к станции «Цветочная».
Станция № 5 «Цветочная»
Мы живём в многонациональной стране, где бок о бок находятся представители различных наций и народностей. Каждая из них имеет свой язык, религию, свою культуру, обычаи и традиции. ... Люди должны быть терпимы друг к другу, то есть толерантны.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантности надо учиться. Толерантность нужно воспитывать.
- Вспомним понятие слова – толерантность.
Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности.
Ведущий: Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. Перед вами на разносах лежат заготовки для цветка.
Слайд 18.Задание командам:
Команда №1. Сделайте цветок толерантности из основных черт толерантной личности:
- терпение;
- умение владеть собой;
- доверие;
- чуткость;
- способность к сопереживанию;
- снисходительность;
- расположение к другим людям;
- чувство юмора;
- терпимость к различиям;
- доброжелательность;
- гуманизм;
- умение слушать и слышать;
- несклонность осуждать других.
Команда № 2. Сделайте цветок толерантности, который состоит из шагов, ведущих к толерантности:
- желание быть толерантным;
- стремление человека стать лучше;
- постоянное саморазвитие (личностный рост);
- умение ставить себя на место других;
- не осуждать;
- замечать мелочи и тонкости;
- замечать особенности ситуации;
- подключать интуицию и воображение;
- расширять свой круг общения;
- знакомиться с другими культурами (традициями);
- улучшить самоконтроль.
Ведущий: - Молодцы коллеги, отлично справились с заданиями. Получите часть пазла.
- А сейчас подведем итоги нашей квиз- игры. Ваши команды в ходе работы по станциям получали части пазла, и сейчас я предлагаю каждой команде собрать пазл.
Слайд 19.У вас создалась картинка образа «Родина».
Предлагаю вам создать свой образ Родины.
- закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
- подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).
Интересный исторический факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.
Возвращаясь к теме нашего семинара «Нравственно-патриотическое воспитание», можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка… ». «На земли без народа, придут народы без земли».
Наш поселок Новоорск является маленькой частью нашей огромной Родины, но своими традициями, своей историей, своим трудом он вместе со всеми составляет силу и мощь нашего большого государства.
В завершении семинара желаю всем здоровья,
творческих успехов и мирного неба.
Спасибо всем за тесное продуктивное сотрудничество,
до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Воспитываем патриотов" Сообщение для педагогов: на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: принципы, средства, методы.
В нашем детском саду 24 октября 2018 года прошёл семинар Семинар "Воспитываем патриотов". Воспитатель, Андреенкова Татьяна Николаевна, выступила с сообщением на тему "Нравственно-...
Семинар -практикум для педагогов «Пути реализации и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:O•создание системы нравственно -патриотического воспитания;O•вос...
Деловая игра с педагогами на тему " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Цель: расширить уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей....
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...
Тема: «Фестиваль авторских пособий. Игры под ключ. Патриотическое направление воспитания. Ценность – Родина и природа». Тема выступления: «Игра, как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания ...
Семинар -практикум на тему: «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Детство – уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его цен...