Деловая игра с педагогами на тему " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
материал

Шнайдер Татьяна Андреевна

Цель: расширить уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»

Цель: расширить уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Задачи:

  • Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  • углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  • обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;
  • вызвать интерес педагогов к данной теме.

План:

.

  1. Вступительное слово по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
  2. Организация команд. Ход игры.

3. 1.Задание» Историко-краеведческая».

         2. Задание «Экологическая».

         3. Задание » Знатоки русской народной культуры».

        4.  Задание «Правовая академия».

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Проблема патриотического воспитания дошкольников сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности.

М. А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека»

Ребёнок - дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой края, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине.

Тренинг на создание образа» Родина».

Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов .

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей  страной потому что..»

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
А что по вашему мнению означает слово патриотизм?...

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу (посёлку), где живёт человек.

У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система работы по патриотическому воспитанию включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное.

Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое. У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное. Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.

Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды

Ход игры.

А сейчас я предлагаю вам  интеллектуальную игру «Клуб умных и находчивых»

1.Задание  «Историко-краеведческая».
1. Земля, где ты родился? (Родина).
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
3. Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия).
4. Древнее название России? (Русь).
5. В каких частях света расположена Россия? (Россия расположена в частях Европы и Азии)
6. Какой праздник отмечается в России 12 июня (12 июня отмечается День рождения России)
7. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
8. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
9. Как называются граждане России? (Граждане России называются россияне).
10. Официальная эмблема государства? (Герб).
11. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?
- единство;
- верность;
- силу;
- власть.
12. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
13. Что означают цвета Российского флага?
БЕЛЫЙ – Справедливость, Небо, Чистоту совести
СИНИЙ - Огонь, Кровь солдат, Отвагу, Трудолюбие
КРАСНЫЙ - Верность, Правду, Мир
14. Назовите столицу России. (Столица России — город Москва).
15. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
16. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
17. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).


2. Задание "Экологическая".
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках.
1.Назовите лишних птицы ,которые не живут у нас.

2.Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас.

3.Назовите лишних животных, которые не живут у нас.

3.Задание « Знатоки русской народной культуры»

 - С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Вопросы:

1.Назовите русские народные песни. (Солдатушки, браво, ребятушки!,  Ой, то  не вечер!, Во поле берёза стояла! И т.д.). Перечисляют по очереди.

 

2. Назовите русские народные потешки («Кисонька -мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима»)

 

3.Назовите русские народные сказки («Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», и т.д)

4.Нужно восстановить пословицы
1. Нет в мире краше ....... когда над ней крыша одна.
2. Глупа та птица, ....... а своё село всё на уме.
3. Если дружба велика, ....... чем с родной земли сойдет
4. Семья сильна, ....... хорошие дети растут.
5. Человек без Родины ....... будь и сыном своего народа.
6. В хорошей семье ....... что соловей без песни.
7. Будь не только сыном своего отца ....... Родины нашей.
8. Козак скорее умрет, ....... которой свое гнездо не мило.
9. Живёшь на стороне, ....... будет Родина крепка.
5 нужно вспомнить и дописать
1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)
2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)
3. Чужбина калина, Родина - … (малина)
4. Русский солдат не знает …..(преград)
5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)
6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)
7. Козак на чужбине воюет, а жена …..(в доме горюет)
8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)
9. Родина – мать, а чужбина - …..(мачеха)

4.Задание . «Правовая академия»

 

Вопросы:

1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка).

2. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).

3.Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца?

(Похищение детей)

4. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

(Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке)

И в заключении, мне бы хотелось напомнить слова В. А.Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию «Правовая академия»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. ...

Семинар-практикум деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию

Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Роди...

Семинар-практикум деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию

Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Роди...

Деловая игра с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина - Россия!"

Деловая игра с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина - Россия!"...

Деловая игра с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина - Россия!"

Деловая игра с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию   "Моя Родина - Россия!"...

Деловая игра с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина - Россия!"

Активизация мыслительной деятельности педагогов; раскрытие творческого потенциала; оптимизация межличностных отношений....

Деловая игра для педагогов ДОУ по нравственно - патриотическому воспитанию.

Деловая игра для педагогов ДОУ (подготовила воспитатель Дементьева И.В.)Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».Цель: Повышение профессионального мас...