Семинар -практикум для педагогов «Пути реализации и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
презентация к уроку (старшая группа)
Работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov.pptx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
Работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач : • создание системы нравственно -патриотического воспитания ; • воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и селу или городу • формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому; • воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда ; • развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей; •расширение представлений о родной стране, ее столице, городах; •знакомство детей с государственной символикой : гербом, флагом, гимном; •ознакомление с историческим прошлым нашей Родины; •развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; •формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка
Планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки : 1. «Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица) . 2. «Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане) . 3. «Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края). 4. «Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение) . 5. «Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны) . «История России» (от былинных богатырей до наших дней) . 6 . « Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы) . 7.. « Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей) .
Принципы реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников систематичность и последовательность, взаимосвязь непрерывной образовательной деятельности : развитие речи, ознакомление с миром природы и предметным окружением , изобразительная деятельность, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие.
Пути реализации работы педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников В едется в нескольких направлениях : духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций); воспитательно -образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность) ; культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми) ; нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей) .
Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение важных условий. 1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия . В этом помогут различные методические мероприятия : консультации, семинары-практикумы , деловые игры , показ открытых НОД, работа творческих групп и т. д. 2 . Создание предметной развивающей среды . Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог . в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально- нравственному воспитанию , ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания , содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
Младший дошкольный возраст Тематический материал: Взрослые люди (родовые характеристики, профессии, внешний вид, тематические папки, дидактические игры и т.п.); Семья (иллюстрации, изображающие семью, ее членов, фотоальбомы и т.п.); Дом, в котором ты живешь (фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений и т.п ); Ребенок и сверстники (тематические папки о детях - мальчики и девочки, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся и др.); Эмоциональные состояния (тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния, пиктограммы); Поведение детей(тематические папки, иллюстрации о правилах поведения детей
Материал для ознакомления детей с «малой родиной»: с детским садом(фотоматериалы, иллюстрации, макет группы детского сада и др.); с близ лежайшими улицами(иллюстрации, фотоматериалы, подбор открыток, альбомов, тематических папок, макет улицы, микрорайона, на котором расположен детский сад и т.п.); с родным городом(фотографии, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, макет улиц города и т.п ). Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины; русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани различных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбачков, обереги); предметы народного декоративно-прикладного творчества (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работы по дереву и пр .);куклы в национальных костюмах. Художественная литература по фольклору: песенки; потешки ; сказки и др ;
Старший дошкольный возраст 1 . «Моя семья »: семейные фотоальбомы; самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо» и пр. 2. Произведения устного народного творчества: сказки;былины ; предания 3. « Родное село»: «История возникновения села»; «Промышленность села, района»; «Наука, образование и культура»; «Знаменитые земляки»; «Наше духовное наследие»; «Достопримечательности»; « Спорт »; символика района; макеты (улиц, детского сада). «Мой край»: символика Саратовской области ; карта саратовской области ; материал, знакомящий детей со славой и достижениями Саратовской области (чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство ).
« Родная страна»: символика России (герб, флаг, гимн); карта России; природные зоны страны; народы, населяющие страну; промышленность и сельское хозяйство; различные макеты (достопримечательности, архитектура и т.п.). 6. «Защитники Отечества»: «Наши предки - славяне» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры); «Богатыри земли русской» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры); «Великая Отечественная война»;(иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры); «Война 1812 года» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры); «Российская армия»; фотоматериалы «Памятники воинской славы»; Макеты (древняя крепость, военная техника и т.п .).
7. «Приобщение к истокам русской народной культуры»: «Как жили люди на Руси; «Предметы старины»; «Из истории русского народного костюма»; «Народные праздники и гуляния»; «Народный календарь»; русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани различных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбачков, обереги); предметы народного декоративно-прикладного творчества (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работы по дереву и пр.); различные макеты (крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья); куклы в национальных костюмах. 8. «Великие соотечественники »: портреты ; художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию. 9. «Наша планета - Земля »: глобус ; детская карта мира; художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны .
«Педагогический экспресс» Деловая игра
Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих, С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых. Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна, Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина. Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви, Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли
Станция № 1. Эрудиты Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны……….. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом…….. Что означают цвета Российского флага? Официальная эмблема государства.. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы.. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации ? Назовите памятные и исторические места нашего, села ?. Какие исторические события связаны с названием нашего села?
Станция № 2 Логика.
Станция № 3 Экологическая « Исключи лишнее из списка … Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас : дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан., дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас : шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник, пустырник (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)
Станция № 4 Игровая
Станция № 5 Смекалка С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек , пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма . Игра : «Скажи иначе пословицу» - Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог : «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) « Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) « Разговорами риса не сваришь» (кит.)
Дмитрий Лихачев сказал : «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу Я горжусь своей страной, потому что… ?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников»
Важная тема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Охотно делимля опыто с коллегами....
Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста, в условиях, детского сада».
Цель: развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...
Семинар-практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм при формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников"
Расширение спектра профессиональных компетентностей педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Семинар-практикум для педагогов «Сторителлинг - рассказывание историй в работе по речевому развитию с дошкольниками»
Семинар-практикум для педагогов «Сторителлинг - рассказывание историй в работе по речевому развитию с дошкольниками»...
Семинар-практикум для родителей ДОУ «Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей»
Повышение компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края. ...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Пути реализации и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, о...