Конспект занятия "Бабушкина кукла".
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект занятия по познавательному развитию
Тема: «Бабушкина кукла»
Средний дошкольный возраст
Цель: Развитие интереса к русской кукле, как виду народного декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- Познакомить детей с видами традиционных русских кукол.
- Продолжать знакомить детей с русской культурой и бытом.
- Развивать познавательную активность, эстетический вкус, обогащать словарный запас.
- Воспитывать уважение и любовь к близким людям, своей малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
Тема: «Бабушкина кукла»
Средний дошкольный возраст
Подготовила: воспитатель И.В. Леоненко
МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23
Цель: Развитие интереса к русской кукле, как виду народного декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- Познакомить детей с видами традиционных русских кукол.
- Продолжать знакомить детей с русской культурой и бытом.
- Развивать познавательную активность, эстетический вкус, обогащать словарный запас.
- Воспитывать уважение и любовь к близким людям, своей малой Родине.
Материал и оборудование: клубок ниток, сундук, куклы- обереги, магнитофон, куклы-пеленашки(для детей)
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с традиционными русскими обрядовыми куклами, беседы о быте людей в прошлом, о старинных игрушках, разучивание русских народных хороводных игр, потешек.
Ход занятия:
Воспитатель встречает детей в мини музее «Русская изба».
-Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие! Я рада приветствовать вас в своей горнице. Сегодня у нас необычная встреча в старинной избе. Посреди избы - теплая печка, на столе – старинный самовар, вместо кресел и дивана – скамеечки. Нет не телевизора, не привычных игрушек. Чем же нам поиграть? Вам придется отгадать.
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и, если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите мне, друзья? (кукла)
- Правильно ребята, кукла. А вы любите играть в куклы? У вас есть любимые игрушки? Давайте сядем на скамеечку. Назовите их. Расскажите, как вы с ними играете.
(Дети рассказывают)
- Спасибо, очень интересно было узнать о ваших игрушках.
Вы уже догадались, что мы с вами поговорим об игрушках, точнее о куклах. Но о куклах не простых, а старинных, которые были у ваших бабушек, прабабушек. Я вам расскажу, из чего делали этих куколок, как они назывались и можно ли сегодня нам играть с такими куклами. Но чтобы увидеть этих кукол, нам поможет волшебный клубок. Куда же приведет нас клубок!? Хотите узнать? Будем наматывать нитку на клубок. (дети идут за воспитателем по кругу, подходят к сундуку)
- Что это? (сундук)
-Давайте сядем на стульчики и посмотрим, что лежит в сундуке.
(Дети садятся на стульчики)
(Воспитатель достаёт кукол, раскладывает на столе.)
Куклы эти необычные, старинные, это куклы – обереги.
- А как вы думаете, почему куклы носят название оберег?
Оберег - оберегает. Оберег – это предмет, охраняющий и оберегающий от чего-то, от болезней, от опасностей, помогает в хозяйстве.
«У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний»
- На Руси испокон веков бабушки мастерили кукол, чтобы занять детей, пока их родители работали. Кукол мастерили из любых подручных материалов: соломы, ниток, крупы, лоскутков ткани.
«Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались»
- Ребята, а теперь посмотрите на лица, всех этих кукол? Что вы заметили? (ответы детей).
- Правильно! Все куклы обереги были безликими, то есть без лица, чтобы в неё не вселились злые силы.
- Посмотрите на эту куклу. Она называется зайчик – на - пальчик. Такого зайчика - на - пальчик делали нянюшки и мамушки своим малышам. Он был не просто игрушкой, а оберегом. Ребенку надевали игрушку на пальчик - и зайка всегда был с ним. Зайчик был не простой, а с сюрпризом. В брюшко ему прятали сахарок, и когда малышу становилось грустно или хотелось сладенького, можно достать сахарок и съесть его. Вкусненько!
- Я думаю и вам интересно было бы поиграть с таким зайчиком.
Давайте встанем в круг и поиграем.
Игра «Зайка серенький сидит»
Посмотрите это – Кукла – пеленашка
- Как вы думаете, почему её так называли? (ответы детей)
У наших предков древних славян существовал обычай крепко пеленать младенцев. Считалось, что таким образом можно защитить ребенка от злых духов. Для дополнительной защиты в кроватку крохи любящие родители всегда подкладывали куклу-оберег, крепко завернутую в лоскутики.
- Ребята, рассмотрите куколку. Из каких материалов она сделана? При помощи чего она сделана?
Ответы детей (при помощи ткани, ниток, тесьмы, ленты).
- Я предлагаю вам спеть этой куколке колыбельную (дети исполняют колыбельную
«Баю, баюшки - баю не ложись на краю.
Придет серенький волчок и укусит за бочок.
Баю, баюшки – баю, баю детоньку маю.
Баю, баю – баюньки, спи мой зайчик маленький»
- Вот и уснул наш малыш, а пеленашка - оберег будет охранять его сон.
- Видите какие необыкновенные были куколки. Вроде бы, простые, ан нет, каждая куколка хранила свой секрет, свою историю и своё предназначение.
-Ребятки, посмотрите еще какая интересная кукла.
Что у нею такого необычного мы видим? (много рук)
Эта кукла – хлопотунья или десятиручка.
Эта кукла давала грамотно вести хозяйство. Успевать все делать по дому, она оберегала домашний очаг. Её тоже делали из ткани и ниток или тесьмы.
-А вот еще одна кукла, кукла- крупеничка или зерновушка.
От слов крупа, зерно.
Эту куклу, когда делали, ее заполняли зерном или крупой.
Она приносила достаток в дом, богатый урожай.
(дети трогают куклу)
«Крупеничка - оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили»
- Я вижу вы устали. Давайте отдохнём и станцуем хоровод.
Игра-хоровод «Кострома». ( приглашаем гостей)
- Ну, вот и подошло к концу наше занятие.
Итог занятия:
- С какими куклами мы сегодня познакомились: современными или старинными?
- Почему вы так думаете?
- Из каких материалов они сделаны?
Воспитатель читает стихотворение:
У современных кукол есть глаза,
Им красят губы, заплетают косы.
Обрядовая кукла - без лица,
Не задает нам странные вопросы.
Не просит есть, не хнычет по ночам,
Но терпеливо в нас читает души,
И, показав, где в нас сокрыта Навь,
Ведет туда, где в мир приходят росы.
И мир вокруг, узрев наш путь к себе,
Нам открывает все свои тропинки,
Соединив все грани бытия.
Обрядовая кукла - в детской зыбке.
На память о нашем занятии, я, вам подарю куклу- оберег ПЕЛЕНАШКУ, которая будет вас оберегать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "куклы наших бабушек".
на занятие дети знакомятся с разными видами народных кукол...
Конспект занятия "Кукла в национальном костюме"
Конспект занятия по рисованию "Кукла в национальном костюме"...
Конспект занятия "Кукла Катя собирается в гости"
Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у дошкольников "Кукла Катя собирается в гости"...
Конспект занятия - Кукла Катя собирается на прогулку.
Муниципальное дошкольное образова...
Конспект НОД "Кукла Катя испачкалась".
Конспект НОД для младшей группы...
Интегративное занятие Конспект:"Искупаем куклу Катю"
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»: эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, общается в диалоге с воспитателем; различает и называет предметы ближай...