Конспект занятия "Бабушкина кукла".
план-конспект занятия (средняя группа)

Леоненко Инна Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема: «Бабушкина кукла»

Средний дошкольный возраст

Цель: Развитие интереса к русской кукле, как виду народного декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

 

  • Познакомить детей с видами традиционных русских кукол.
  • Продолжать знакомить детей с русской культурой и бытом.
  • Развивать познавательную активность, эстетический вкус, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать уважение и любовь к близким людям, своей малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема: «Бабушкина кукла»

Средний дошкольный возраст

Подготовила: воспитатель И.В. Леоненко

МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23

Цель: Развитие интереса к русской кукле, как виду народного декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

  • Познакомить детей с видами традиционных русских кукол.
  • Продолжать знакомить детей с русской культурой и бытом.
  • Развивать познавательную активность, эстетический вкус, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать уважение и любовь к близким людям, своей малой Родине.

Материал и оборудование: клубок ниток, сундук, куклы- обереги, магнитофон, куклы-пеленашки(для детей)

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с традиционными русскими обрядовыми куклами, беседы о быте людей в прошлом, о старинных игрушках, разучивание русских народных хороводных игр, потешек.

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей в мини музее «Русская изба».

-Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие! Я рада приветствовать вас в своей горнице. Сегодня у нас необычная встреча в старинной избе. Посреди избы - теплая печка, на столе – старинный самовар, вместо кресел и дивана – скамеечки. Нет не телевизора, не привычных игрушек. Чем же нам поиграть? Вам придется отгадать.

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и, если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

 Подскажите мне, друзья?  (кукла)

- Правильно ребята, кукла. А  вы любите играть в куклы? У вас есть любимые игрушки? Давайте сядем на скамеечку. Назовите их. Расскажите, как вы с ними играете.

(Дети рассказывают)

- Спасибо, очень интересно было узнать о ваших игрушках.

Вы уже догадались, что мы с вами поговорим об игрушках, точнее о куклах. Но о куклах не простых, а старинных, которые были у ваших бабушек, прабабушек. Я вам расскажу,  из чего делали этих куколок, как они назывались и можно ли сегодня нам играть с такими куклами. Но чтобы увидеть этих кукол, нам поможет волшебный клубок. Куда же приведет нас клубок!? Хотите узнать? Будем наматывать нитку на клубок. (дети идут за воспитателем по кругу, подходят к сундуку)

- Что это? (сундук)

-Давайте сядем на стульчики и посмотрим, что лежит в сундуке.

(Дети садятся на стульчики)

(Воспитатель достаёт кукол, раскладывает на столе.)

Куклы эти необычные, старинные, это куклы – обереги.

- А как вы думаете, почему куклы носят название оберег?

 Оберег - оберегает. Оберег – это предмет, охраняющий и оберегающий от чего-то, от болезней, от опасностей, помогает в хозяйстве.

«У  обрядов  на  Руси  множество  заветов

И  один  из  них - шитьё  кукол-оберегов.

По  поверью, талисман, защитит  хозяев,

Забирая  на  себя  бремя  испытаний»

- На Руси испокон веков бабушки мастерили кукол, чтобы занять детей, пока их родители работали. Кукол мастерили из любых подручных материалов: соломы, ниток, крупы, лоскутков ткани.

«Из  различных  лоскутков  ношеной  одежды,

Ладно  вязанных  узлов  с  верою, надеждой.

Но  единственный  запрет  предков  опасались:

Чтобы  ножницы  с  иглой  к  кукле  не  касались»

- Ребята, а теперь посмотрите на лица, всех этих кукол? Что вы заметили? (ответы детей).

- Правильно! Все куклы обереги были безликими, то есть без лица, чтобы в неё не вселились злые силы.

- Посмотрите на эту куклу. Она называется зайчик – на - пальчик. Такого зайчика - на - пальчик делали нянюшки и мамушки своим малышам. Он был не просто игрушкой, а оберегом. Ребенку надевали игрушку на пальчик - и зайка всегда был с ним. Зайчик был не простой, а с сюрпризом. В брюшко ему прятали сахарок, и когда малышу становилось грустно или хотелось сладенького, можно достать сахарок и съесть его. Вкусненько!

- Я думаю и вам интересно было бы поиграть с таким зайчиком.

 Давайте встанем в круг и поиграем.

Игра «Зайка серенький сидит»

Посмотрите это – Кукла – пеленашка

- Как вы думаете, почему её так называли? (ответы детей)

У наших предков древних славян существовал обычай крепко пеленать младенцев. Считалось, что таким образом можно защитить ребенка от злых духов. Для дополнительной защиты в кроватку крохи любящие родители всегда подкладывали куклу-оберег, крепко завернутую в лоскутики.

- Ребята, рассмотрите куколку. Из каких материалов она сделана? При помощи чего она сделана?

Ответы детей (при помощи ткани, ниток, тесьмы, ленты).

- Я предлагаю вам спеть этой куколке колыбельную (дети исполняют колыбельную

«Баю, баюшки - баю не ложись на краю.

Придет серенький волчок и укусит за бочок.

Баю, баюшки – баю, баю детоньку маю.

Баю, баю – баюньки, спи мой зайчик маленький»

- Вот и уснул наш малыш, а пеленашка - оберег будет охранять его сон.

- Видите какие необыкновенные были куколки. Вроде бы, простые, ан нет, каждая  куколка хранила свой секрет, свою историю и своё предназначение.

-Ребятки, посмотрите еще какая интересная кукла.

Что у нею такого необычного мы видим? (много рук)

Эта кукла – хлопотунья или десятиручка.

Эта кукла давала грамотно вести хозяйство. Успевать все делать по дому, она оберегала домашний очаг.  Её тоже делали из ткани и ниток или тесьмы.

-А вот еще одна кукла, кукла- крупеничка или зерновушка.

От слов крупа, зерно.

Эту куклу, когда делали, ее заполняли зерном или крупой.

Она приносила достаток в дом, богатый урожай.

(дети трогают куклу)

«Крупеничка - оберег  сытости, достатка.

Наполнялась  сплошь  зерном, гречкой, для  задатка.

От  кормилицы  Земли  силы  приходили.

Под  иконами  в  углу  бережно  хранили»

- Я вижу вы устали. Давайте отдохнём и станцуем хоровод.

Игра-хоровод «Кострома». ( приглашаем гостей)

- Ну, вот и подошло к концу наше занятие.

Итог занятия:

- С какими куклами мы сегодня познакомились: современными или старинными?

- Почему вы так думаете?

- Из каких материалов они сделаны?

Воспитатель читает стихотворение:

У современных кукол есть глаза,

Им красят губы, заплетают косы.

Обрядовая кукла - без лица,

Не задает нам странные вопросы.

Не просит есть, не хнычет по ночам,

Но терпеливо в нас читает души,

И, показав, где в нас сокрыта Навь,

Ведет туда, где в мир приходят росы.

И мир вокруг, узрев наш путь к себе,

Нам открывает все свои тропинки,

Соединив все грани бытия.

Обрядовая кукла - в детской зыбке.

На память о нашем занятии, я, вам подарю куклу- оберег ПЕЛЕНАШКУ, которая будет вас оберегать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "куклы наших бабушек".

на занятие дети знакомятся с разными видами народных кукол...

Конспект занятия "Кукла в национальном костюме"

Конспект занятия по рисованию "Кукла в национальном костюме"...

Конспект занятия "Кукла Катя собирается в гости"

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у дошкольников "Кукла Катя собирается в гости"...

Конспект занятия - Кукла Катя собирается на прогулку.

                                            Муниципальное дошкольное образова...

Конспект НОД "Кукла Катя испачкалась".

Конспект НОД для младшей группы...

Интегративное занятие Конспект:"Искупаем куклу Катю"

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»: эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, общается в диалоге с воспитателем; различает и называет предметы ближай...