Реализация идей концепций развития математического, географического образования и историко-культурного стандарта в организованной образовательной деятельности в ДОО
статья

Баюшева Оксана Вячеславовна

Не существует ни одной абсолютно изолированной науки, все они связаны друг с другом в большей или меньшей степени. Одна из важнейших задач современного педагога — выявить и показать воспитаннику единство окружающего мира через взаимопроникновение различных наук. Особенно если речь идет о таких дисциплинах, как история, география и математика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bayusheva_o.v.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Реализация идей концепций развития математического, географического образования и историко-культурного стандарта в организованной образовательной деятельности в ДОО».

Не существует ни одной абсолютно изолированной науки, все они связаны друг с другом в большей или меньшей степени. Одна из важнейших задач современного педагога — выявить и показать воспитаннику единство окружающего мира через взаимопроникновение различных наук. Особенно если речь идет о таких дисциплинах, как история, география и математика.

План – конспект организованной образовательной деятельности (старшая группа), изобразительная деятельность

(декоративное рисование на объемной форме «Нарядные лошадки»)

Красный цвет – математика, синий – история, зеленый – география.

Задачи:

Образовательные: формировать умение украшать объемную фигуру элементами декоративной дымковской росписи (кругами, точками, прямыми и волнистыми линиями) (ОО ХЭР); формировать умение самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку (ОО ХЭР); формировать умение наносить узор поэтапно, в соответствии с алгоритмом (ОО ПР); продолжать формировать умение составлять целое из частей (ОО ПР); познакомить детей с местоположением г. Кирова и р. Вятка на географической карте;  дать общее представление о местоположении основных центров народных промыслов России (ОО ПР).

 Развивающие: совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисование кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон (ОО ХЭР); развивать умение видеть и  выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи; развивать творчество, фантазию (ОО ХЭР); упражнять детей в количественном счете, умении соотносить число с количеством предметов (ОО ПР); развивать общую моторику, мелкую моторику рук (ОО ФР); развивать диалогическую и монологическую речь (ОО РР); развивать словесно-образное мышление, слуховое и зрительное внимание (ОО ПР); дать историческую справку о происхождении названия села Дымково; закреплять знания детей об историческом значении понятия «русская ярмарка» (ОО ПР).

Воспитательные:  воспитывать интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев (ОО ХЭР); воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца (ОО СКР); воспитывать привычку самостоятельно убирать и приводить в порядок (промыть кисточки  и баночки) материалы изодеятельности (ОО СКР).

Методы и приёмы:

- практические (обследование, игры, упражнения);

- наглядные (просмотр презентации, рассматривание, специально допущенная ошибка, показ способов действий, работа с алгоритмом);

- словесные (рассказ педагога, беседа, вопросы-ответы, художественное слово, загадки, объяснения).

Материалы и оборудование: дымковские игрушки для выставки; 3-4 лошадки для примера (элементы узора, цветовое решение); географическая карта России (обозначены основные центры изготовления народной игрушки); запись русской народной песни «Ярмарка», запись русской народной музыки (на время выполнения работы детьми); иллюстрация с изображением ярмарки; карточки–задания для физминутки «Дымковский узор»;  алгоритм поэтапного выполнения работы, атрибуты для п/и «Карусель»; кокошник, красивый расписной платок.

На каждого ребенка: вылепленные из глины лошадки (и побеленные: для грунтовки – белая гуашь с небольшим количеством клея ПВА); набор восковых мелков разных цветов,  карточки с 10 элементами узора дымковской росписи (кольца, круги, точки, прямые и волнообразные линии); полоски белой бумаги размером 5x15см;  гуашевые краски разных цветов, тонкие кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, подставки для установки лошадки на время росписи; географические карты РФ на каждого ребенка, лошадки-условные обозначения для географической карты.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

- Физминутка «Дымковский узор»

- п/и «Карусель»

Игровая

- Д/и «Создай узор»

Продуктивная

- Декоративное рисование на объемной форме

Познавательно-исследовательская

- Рассматривание дымковских игрушек  (+ тактильные ощущения)

- Работа с географической картой

- Работа с алгоритмом поэтапного выполнения работы

Коммуникативная

- Рассказ воспитателя о селе Дымково (историческая справка)

- Беседа о дымковских игрушках

- Д/и «Элементы дымковского узора»

- Беседа о труде русских мастеров

Восприятие художественной литературы и фольклора

- Отгадывание загадки о дымковских игрушках

- Чтение стихотворения о ярмарке

Трудовая

- Уборка материалов после художественного творчества

Музыкально-художественная

- Прослушивание: рус. нар. Песня «Ярмарка»

- Рассматривание иллюстраци по теме «Ярмарка»

- Прослушивание русской народной музыки «Плясовая».

Логика образовательной деятельности «Нарядные лошадки»

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент:

Воспитатель обращает внимание детей на лошадок, вылепленных и побеленных ранее, предлагает проверить, высохли ли они. Спрашивает о материале, из которого дети лепили лошадок, зачем покрывали игрушки белой гуашью.

Обращают внимание на игрушки – лошадки, которые лепили и покрывали белой гуашью ранее. Выясняют при помощи тактильных ощущений, что лошадки высохли, глина стала твердой.

Отвечают на вопросы воспитателя:

- Глина – полезное ископаемое. Ее добывают там, где были или есть реки.

- Покрывали белой гуашью для того, чтобы хорошо был виден узор (ведь глина была темного коричневого цвета).

Создание положительного эмоционального настроя. Интерес к предстоящей деятельности. Умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение. Представление о глине как полезном ископаемом. Интерес к декоративно-прикладному творчеству.

2.

Беседа о народных игрушках (выставка):

 Загадывает загадку:

«Получатся у нас игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Спрашивает, о какой росписи загадка.

Обращает внимание детей на выставку игрушек, просит рассмотреть их, обратить внимание на красочность, яркость, оригинальность дымковских игрушек (среди них есть игрушка, которая не относится к дымковской). Просит детей доказать, почему одна игрушка не является дымковской. Раздает каждому элементы дымковского узора, просит его назвать, сказать какого цвета, на что похож элемент.

Спрашивает, где делают дымковские игрушки, почему так называется село (при необходимости дает небольшую историческую справку о названии села Дымково). Интересуется, как называется роспись «лишней» игрушки, какие еще росписи знают дети.

Отгадывают загадку. Называют роспись (дымковская).

 Рассматривают игрушки на выставке, любуются узорами.

Обращают внимание на игрушку, которая не является дымковской, объясняют, почему: «У дымковских игрушек круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии. Все цвета яркие, нарядные праздничные - желтый, красный, оранжевый, синий, зеленый, есть немного черного, но он используется для таких деталей, как глазки, носик…»

Рассказывают, почему село называется Дымково.

Делают вывод:  как много разных дымковских игрушек, но всех их объединяют цвета красок и узоры.

Называют росписи мастеров, которые им известны.

Развитие словесно-образного мышления. Интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев. Развитие внимательности, наблюдательности. Умение видеть и называть характерные особенности дымковской росписи (элементы узора, цветовое решение). Знание названий узоров росписи других народных игрушек.

3.

Работа с географической картой

- Да, Россия всегда славилась мастерами… (обращает внимание на географическую карту, на которой обозначены основные промыслы декоративно-прикладного творчества). Показывает и называет местоположение на территории России основные центры изготовления предметов декоративно-прикладного творчества.

Уточняет и показывает на карте, где с давних времен изготавливают дымковскую игрушку (в настоящее время – в г. Кирове).

Делает вывод: в каждом из этих городов, где изготавливают народные игрушки, устраивают ярмарки, где мастера показывали свой товар и продавали его.

Предлагает детям стать на некоторое время мастерами по росписи дымковской игрушки, украсить своих лошадок и отвезти их на ярмарку.

Обращают внимание на географическую карту, подходят к ней, внимательно рассматривают. Слушают комментарии воспитателя.

Принимают предложение воспитателя стать мастерами по росписи дымковской игрушки, украсить своих лошадок дымковским узором и отвезти на ярмарку.

Интерес к объекту – географической карте. Представление о величине нашей Родины, о местоположении основных центров народных промыслов России.

4.

Д/и «Создай узор»:

Воспитатель приглашает детей пройти в мастерскую, надеть фартуки и присесть за столы.

- Сегодня мы увидели, что каждый мастер расписывал игрушку по-своему, по своему вкусу, но все дымковские игрушки объединяют характерные элементы росписи. Просит вспомнить, какие. (на магнитную доску – таблица с изображением основных элементов узора).

Сообщает, что у каждого на столах есть наборы восковых мелков, белый лист прямоугольной формы, карточки с изображением всех основных элементов дымковской росписи. Предлагает составить свое изображение дымковского узора.

 Поясняет:

- узор может быть очень простым (2-3 элемента) или более сложным (3 и более элементов).

- элементы чередуются друг с другом;

- могут располагаться по-разному (относительно друг друга: в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями.)

Задает вопросы: «Антон, сколько элементов ты использовал в узоре? Назови их». «Вика, какие элементы чередуются у тебя в узоре?» 

Проходят в мастерскую, надевают фартуки, садятся за столы. Обращают внимание на предметы, которые находятся у каждого на столе.

Вспоминают и называют 10 элементов дымковской росписи.

Дети выбирают элементы узора,  определяются с сочетанием цвета, создают (рисуют) при помощи восковых мелков изображение дымковского узора на листе прямоугольной формы, учитывая свои возможности и желание.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Понимают, что каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому каждая игрушка прекрасна по-своему.

Закрепление знаний об основных элементах узора дымковской росписи. Умение составлять целое изображение из составных частей. Умение самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. Развитие памяти, внимательности, фантазии и воображения.

5.

Физминутка «Дымковский узор»:

Предлагает немного поиграть:  выполнить действия в соответствии с изображением- заданием на карточках.

 

Выполняют действия в соответствии с заданиями на карточках.

- Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (1)

- Сколько черточек до точки, столько встанем на носочки (4)

- Наклонились столько раз, сколько уточек у нас. (5), (при наклонах ноги в коленях не сгибать не сгибать)

- Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (4), (руки на поясе, прыжки на носках)

- Линии волнистые считаем, вместе дружно приседаем, (3) (руки на поясе, спина прямая)

Физическая разрядка, эмоционально положительный настрой. Удовлетворение в двигательной активности. Развитие внимания, общей моторики. Закрепление количественного счета.  Умение соотносить число с количеством предметов.

6.

Знакомство с этапами работы (работа с алгоритмом):

 Воспитатель предлагает расписать своих лошадок, которых лепили из глины Предлагает рассмотреть алгоритм и рассказать о последовательности выполнения работы (с опорой на алгоритм).

Уточняет, при помощи какого предмета можно аккуратно нарисовать точки вокруг кругов.

Дети берут своих лошадок, ставят на подставку,  присаживаются на свои места за столы. Рассматривают алгоритм, поясняют  последовательность выполнения работы (3-4 ребенка):

«Сначала нужно взять тонкую кисточку и черной краской закрасить нос, копыта, хвост, гриву и очень аккуратно – кончиком кисточки – нарисовать глаза. Затем нужно очень хорошо промыть кисточку и перенести придуманный узор из кругов, точек и линий на лошадку. Сначала нужно нарисовать все круги – это лучше сделать ватной палочкой. А потом поставить точки вокруг кругов и дополнить узор линиями (прямыми, волнистыми).

Умение внимательно слушать и слышать говорящего. Развитие мышления, внимательности и наблюдательности. Умение работать по алгоритму, понимать схематичное изображение этапов работы.

7.

Рисование на объемной форме «Лошадка»:

Предлагает перенести  задуманный узор на лошадку, опираясь на алгоритм этапов выполнения работы. Советует быть аккуратными, не забывать поворачивать подставку, на которой находится игрушка и рисовать со всех сторон. Напоминает о соблюдении правильной осанки во время работы.

Включает запись р.н. музыки.

Оказывает необходимую индивидуальную помощь.

Спрашивает, сумели ли дети перенести свой задуманный узор на лошадку.

Внимательно рассматривают свои узоры, созданные ранее, чтобы «перенести» на лошадку.

Выполняют роспись объемной формы игрушки в определенной последовательности, в соответствии с алгоритмом этапов работы. Наносят узор со всех сторон, поворачивая подставку, на которой находится игрушка. Сохраняют правильную осанку при работе.  Работают под р.н. музыку.

Высказываются, удалось ли перенести задуманные узоры на лошадки.

Умение украшать объемную фигуру элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми и волнистыми линиями). Развитие воображения, памяти, мелкой моторики рук. Умение работать поэтапно в соответствии с алгоритмом. Совершенствование техники рисования гуашевыми красками -  рисование кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон. Воспитание самостоятельности. Эстетическое отношение к народному искусству. Сохранение правильной осанки. Воспитание усидчивости, умение доводить начатое до конца.

8.

Рефлексия:

Поощряет детей, уточняет, что отвезти готовые игрушки на ярмарку сможет только тот, кто найдет г. Киров, т.е. место, где проводится ярмарка дымковских игрушек. Раздает каждому географическую карту РФ и лошадки-условные обозначения.

Включает аудиозапись «Веселая ярмарка».

Сообщает детям, что  в давние времена магазинов не было, и продавали мастера свои изделия на ярмарках. Интересуется у детей, что такое ярмарка.

Предлагает аккуратно выставить на витрине лошадок в ряд, чтобы всем было хорошо видно каждую лошадку. Спрашивает, сколько лошадок привезли на ярмарку. (Надевает кокошник и красивый платок на плечи).

- На ярмарке продавцы нахваливали свой товар, чтобы его быстрее купили: «Подходи, народ честной! Покупай товар любой! Лошадки не простые – дымковские, расписные!».

Сообщает, что на ярмарке не только продавали товар, но и веселились, играли в различные игры. Предлагает прокатиться на «Веселой карусели».

Напоминает о необходимости привести свое рабочее место в порядок (убрать гуашевые краски, промыть кисточки, баночки).

Для того, чтобы отвезти свои игрушки на ярмарку, находят на географической карте г. Киров, обозначают это место (лошадкой-условным обозначением). Отвечают на вопрос о ярмарке: «Так раньше на Руси назывался рынок, где продавали разные товары»

 Выставляю аккуратно лошадок в ряд, считают, сколько игрушек привезли на ярмарку.

Соглашаются поиграть в игру «Веселая карусель».

Приводят свое рабочее место в порядок.

Умение анализировать и оценивать свои работы, высказывать свою точку зрения. Закрепление количественного счета. Воспитание интереса и эстетическое отношение к народному искусству. Интерес к художественному творчеству и народным играм.

Список литературы

И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Старшая группа. М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009.

Интернет-ресурс:

http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/izo_dejatelnost/beseda_o_dymkovskikh_igrushkakh_igrushki_ne_prostye_glinjanye_raspisnye/11-1-0-2215


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития математического образования

В рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, в соответствии с приказами Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округ...

План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №62» на 2020-2021 учебный год

Создание организационно-методических условий для поддержания детей, имеющих способности в  логико-математическом направлении....

План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в подготовительной группе

Цель: развивать умения детей самостоятельно выполнять математические задания в условиях соревнования.Задачи:- Закрепить и обобщить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоуго...