Консультация для педагогов «Использование метода интеллект-карты в детском саду»
консультация
В статье говорится о том, что такое интеллект-карта и как её можно использовать в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области»
Консультация для педагогов
«Использование метода интеллект-карты в детском саду»
Подготовила: Козлецова Наталья Алексеевна
воспитатель высшей квалификационной категории
«Использование метода интеллект-карты в детском саду»
На современном этапе развития Российское дошкольное образование
признано первой ступенью непрерывного общего образования. Центральной
идеей непрерывного образования является категория развития личности,
человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности,
ответственности и гражданственности. Сегодня важно не столько дать
ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его
общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким
важным умением, как научиться познавать мир. Встраиваясь в общую
систему образования, дошкольное образование, берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых, продвинутых технологий и методов.
Для меня такой технологией стал метод интеллект-карты. Интеллект-карта
- это уникальный и простой метод запоминания и систематизации
информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и
речевые способности детей, активизируется память и мышление. Данный
метод обеспечивает высокую познавательную активность детей,
способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
- наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно
окинуть одним взглядом;
- привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее
рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
- своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток
информации и понять, какой информации не хватает;
- творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти
нестандартные пути решения задачи;
- возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Использование интеллект-карт
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь,
развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой
по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль,
припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется
активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются
умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы
мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-
карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и
последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при
разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно,
словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на
подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Общие требования к составлению любой интеллект - карты.
• Главная идея обводится в центре страницы.
• Лист располагается горизонтально.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или
фломастеры разного цвета.
• Каждая мысль обводится.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Алгоритм создания интеллект карт:
Постановка цели - рождение идеи
«Мозговой штурм», цель которого - записать все ассоциативно появившиеся
идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.
Создание интеллект карты - структурирование информации, продумывание
хода «детского исследования»
«Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования»
Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это
небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему «Зима», «Одежда», «Весна», имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Литература:
1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе
обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.
2. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск,2008.
3. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном
процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. –
2016. - №10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: "Что такое интеллект-карты? Создание: как составить интеллект-карту?"
Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Данный материал ...
Консультация для педагогов «Использование метода фотопамяти в детском саду»
Описание основ метода фотопамяти, областей его применения....
Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада»
Мастер-класс предназначен для старших воспитателей и методистов....
Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"
Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...
«Использование метода интеллект – карт в образовательном процессе детского сада»
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.Сост...
Мастер-класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»
Цель данного Мастер-класса повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Ин...
Консультация для воспитателей «Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками»
Консультация для воспитателей«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-мето...