Сеинар – практикум для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи»
методическая разработка

Пастухова Алена Владимировна

Данный семинар практикум, познакомит педагогов с  использованием метода интнлект - карт  в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи. Пратической составляющей данного семинара, будет совместноен с аудиторией составление интеллект-карты. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

(МБДОУ «Детский сад № 53 «Топтыжка)

_____________________________________________________________________________________

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 5-11-87, 5-11-89,

detsad-53-2011@mail.ru

Семинар – практикум для педагогов

«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи»

Составили: Пастухова Алёна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

г.Рубцовск, 2024 г.

Цель: способствовать повышению мотивации участников семинара-практикума  в использовании метода интеллект - карт в работе  с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию опыт работы по использованию метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи. 

Предлагаю Вам поприветствовать  друг друга в игровой форме: Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если педагог - это цвет, то какой?

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это настроение, то какое?

Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

Если педагог – это время года, то какое?

Если педагог – это вид спорта, то какой?

Если педагог – это блюдо, то какое?

Наше приветствие, это одна из ключевых игр нашего опыта работы.

В своей педагогической деятельности, каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Нашу группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи.

« Как вы считаете, какие затруднения есть у обучающихся с ТНР ?»

 В ходе наблюдений за обучающимися с ТНР мы обратили внимание на то, что обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности в понимании обращенной речи, так как многие грамматические формы такие дети различают с трудом. Это доказывает, что у детей с тяжелыми нарушениями речи, вербальное опосредование затруднено и имеется невысокий уровень развития  словесно-логического  мышления .Наряду с низким уровнем речевого развития, отмечается недоразвитие и познавательной сферы. Внимание обучающихся с ТНР отличается неустойчивостью, также снижена продуктивность запоминания. Некоторые обучающиеся с ТНР  не способны устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, с трудом овладевают процессами обобщения, сравнения, анализа и синтеза. Обучающимся свойственна пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Анализ литературы убедил нас, что одним из таких эффективных методов развития ребенка является использование в дошкольном образовании интеллект- карт.

Анализ литературы убедил нас, что одним из эффективных методов развития ребенка является использование в дошкольном образовании интеллект-карт.

Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты».

Именно в контексте дошкольного образования этот метод впервые был предложен кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.

Валентина Михайловна подчеркивает, что связное устное высказывание может состояться при наличии у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и желания высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выходить к доске, но уже после нескольких слов, начнёт молча ждать помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно.

Интеллект-карта "представляет собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени. Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга.

Коллеги, за что отвечает левое полушарие? За что отвечает правое полушарие?

Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера. У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошаговою, логично.  Такое «правополушарное восприятие» растянуто во времени, примерно до 10-летнего возраста и поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному.

Особенность данного метода заключается в том, что при составлении интеллект-карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария.

Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Такая организация материала называется многомерной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-карт, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изготовления, часто даже не хватает первоначально отведенного места под все идеи.

Свойства интеллект-карты :

-наглядность (в интеллект-карте она представлена в виде предметов, объектов,рисунков и порядка действий с ними)

-привлекательность (имеет свою эстетику, рассматривать не только интересно, но и приятно)

-запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета карта легко запоминается)

-своевременность (карта помогает выявить недостаток информации) -творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи)

 -возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить лучше информацию, дополнит её новыми идеями).

Работа по интеллект-картам с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи зависит от ряда особенностей:

  • первая особенность это структура дефекта, то есть какой уровень нарушения речи имеется у обучающихся. Например, если мы будем составлять интеллект-карту с обучающимися II уровня, то это будет карта всего с двумя тремя ответвлениями, так как обучающиеся этого уровня

обладают только запасом общеупотребительных слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Обучающиеся этого уровня не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяются слова, близкими по смыслу.

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другими внешними признаками.

А если мы будем составлять интеллект-карту с обучающимися 3 уровня, то она будет иметь уже 5-6 ответвлений так как у этих обучающихся отмечается довольно обширный словарный запас, они умеют правильно строить простые предложения, в активном словаре преобладают существительные и глаголы. На данном этапе обучающиеся с ТНР уже пользуются .всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ 

  • Вторая особенность это возраст обучающихся с ТНР ведь то, что характерно для детей 5-6 лет или 6-7 лет, не характерно для обучающихся 4-5 лет. Например у ребёнка 4-5 лет на основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное, т.е. происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». А у ребёнка 5-6 лет ведущую роль играет уже наглядно-образное мышление и начинает формироваться образно-схематическое мышление.

Поэтому планируя работу по интеллект-картам нужно ещё брать во внимание возраст обучающихся с ТНР.

  • Третья особенность это лексико-грамматическая сторона: объём словаря, для каждой возрастной группы.

В каждой возрастной группе в зависимости от уровня речевого развития программой нам рекомендован  определенный словарь. Мы не можем начать составлять с обучающимися 4-5 лет интеллект–карту по лексической теме, обучающихся 5-6 лет так как многих слов дети 4-5 лет ещё не знают, а сели и знают то не используют  их в активном словаре.

       Обучающийся с ТНР, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира. В процессе работы с применением интеллектуальных карт обучающиеся с ТНР учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средство, позволяющее самостоятельно развивать речь в процессе общение и обучения.

В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем направлениям:

1 этап– Сбор материала

2 этап – Закрепление и обобщение материала.

 3 этап - Развитие связной речи

Первый этап включает в себя сбор материала по теме. Далее в ходе обсуждения темы создается образ будущей интеллект-карты. Выполняя данные действия, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Второй этап - закрепление и обобщение материала. На данном этапе создается сама интеллект-карта. Она может являться итоговой работой по изученной теме.

Третий этап – развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, обучающиеся учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Интеллект-карта помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.

Методика составления карты

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

1.Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

2.    В центре пишется (иллюстрируется) или обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

3.  Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения  выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту

 рассматриваемой темы.

4.   Каждое ответвление обозначается ключевым словом, фразой или изображением.

5.    Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными   иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. 

Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, на что по - вашему похожа интеллект-карта?

В процессе работы нами был проведен сравнительный анализ интеллект-карт и  мнемотехники.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

В мнемодорожках прослеживается структурированность, последовательность составления рассказа, тогда как интеллект карта даёт больше возможности для речевого творчества.

При беседе по интеллект карте обучающиеся стараются самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, у них формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен

Предлагаем подробно рассмотреть процесс создания интеллект-карты «Семье».

Проблема: обучающиеся  имеют скудные знания о семье, о совместной жизни и семейных праздниках, о профессиях родителей.

Цель сформировать у обучающихся с ТНР понятие «семья» и повысить роль семейных ценностей в становлении личности ребенка; активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей. Расширить представления обучающихся о своей семье, родословной.

Создание интеллект-карты «Семья». Сбор информации, осуществляется, через:

самостоятельную деятельность;

совместную деятельность;

при взаимодействии с семьёй.

В группе оформили выставку «Я мамин цветочек»; выставку макетов «Генеалогическое древо семьи».

Беседу по теме «Семья» проводили в первой половине дня. Заранее подготовили фотографии о семьях обучающихся. На столах расположили несколько чистых листов бумаги. Запаслись набором ярких, цветных карандашей и фломастеров. Мотивация. «Ребята, мы с вами много узнали нового о своих семьях. Давайте сейчас попробуем составить о них рассказ в картинках». Провела беседу:

- Что вы видите перед собой?

- Почему вы решили, что это семья?

Варианты ответов детей фиксируются на листе ватмана в виде рисунка. Дети сами предлагают варианты знаков - заменителей слов (например: это я – а это вся моя семья, у папы есть мама – она моя бабушка, это мои брат и сестра – они ходят в школу.)

Затем объединяем рисунки в смысловые группы.

«Мы с вами нарисовали много о семье, но сможем ли мы сейчас составить красивый рассказ. (Нет) Что же можно сделать?» Если дети затрудняются ответить, предложить соединить картинки ключевыми словами. Например – кем работает папа, чем занимаешься дома, и т. п. Для этого выделяли цветным фломастером те слова или фразы, которые относятся к описанию признака.

После этого начинаем заполнять интеллект-карту (для детей – «рисовать рассказ») в соответствии с законами её построения в следующей последовательности:

в центре листа, расположенного горизонтально, красочно изображаем Семью; в стороны от семьи, как лучи от Солнца, рисуем стрелки, количество которых равно количеству ключевых символов. Каждая стрелка соответствует цвету ключевого символа.Зрительно отделяем друг от друга цветными блоками смысловые группы.

Нашли с детьми смысловые связи между группами (зависимость действий с членами семьи, любимых занятий, обязанностей по дому и т.п. После этого составили рассказ о семье, используя интеллект - карту.

  По результатам диагностики, можно отследить динамику развития речи при использовании интеллект-карт.

По результатам диагностики на сентябрь: уровень развития связной речи по группе составил 1,4 (низкий уровень развития), что свидетельствует о выраженном не соответствии, развития  обучающихся с ТНР их возраста.

уровень развития лексико-грамматических средств языка составил 1,3 (низкий уровень развития), что свидетельствует о выраженном не соответствии, развития  обучающихся с ТНР их возраста..

Показатели на декабрь месяц составили:

по связной речи 1,9 (средний уровень развития), что свидетельствует о незначительных проблемах в освоении программного материала, а уровень развития  лексико-грамматических средств языка составил 1,9 (средний уровень развития), что свидетельствует о незначительных проблемах в освоении программного материала.

А сейчас мы предлагаем попробовать создать интеллект-карты. Прошу четыре человека пройти за стол.  Главная идея вашей интеллект-карты  уже расположена в центре листа. Вы можете записывать, рисовать, приклеивать картинки.  (Тема : «Фрукты»)

Пока наши коллеги составляют карты, я предлагаю Вам  поиграть в игру  «Ассоциации» и составить общую интеллект-карту по теме «Весна».

Педагоги называют ассоциации по теме «Весна», мы у доски приклеиваем их на ватман. Затем рисуем схемы и задаём вопросы уже по изготовленной интелкт – карте.

-Какое время изображено на карте?

-Расскажите, что делают весной звери?

    - Расскажите, чем занимаются люди весной?

 Уважаемые коллеги, представьте нам вашу интелект – карту. Сложно ли было вам её составлять.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам по результатам создания интелкт – карт сформулировать, каких результатов можно добиться, используя интелект – карты:

•        Удалось систематизировать и структурировать освоение знаний в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка через создание интеллект - карты.

•        Внедрение метода интеллект - карт позволило реализовать индивидуальный подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои способности, развивать у детей навыки взаимодействия при создании коллективной работы, почувствовать свою успешность.

•        Ребёнок может планировать, осуществлять оценку и самооценку своей деятельности.

Своё выступление мы хотели бы закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери. Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.

Список литературы:

1.Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

 2.Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.

  3.Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.

  4.Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

В статье говорится о том, что такое интеллект - карта и как можно её использовать в дошкольном образовательном учреждении....

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Использование интеллект карт в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление на городском методическом объъединении учителей-логопедов ДОУ г. ЗеленогорскаАктуальность внедрения интеллект-карт обеспечивается их содержанием, в основе которого лежат принципы, заложенн...

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

Знакомство педагогов с методом "Интеллект-карт", рекомендации по их использованию в работе с дошкольниками....

Метод интеллект-карт в работе с дошкольниками

Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно: повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их ...

Мастер-класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

Цель данного Мастер-класса повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Ин...