Консультация для воспитателей «Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками»
консультация

Демиденко Юлия Сергеевна

Консультация для воспитателей

«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками»

 

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».

Задачи: познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», дать рекомендациями по их составлению. Рассказать возможности применения интеллект-карт в образовательной деятельности с дошкольниками.

Уважаемые коллеги! Сегодня хочу вам рассказать, что такое интеллект карта, как она выглядит, ее свойства и чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.

Метод интеллект карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе с английского - это "карты ума".

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

 

Полезные свойства интеллект карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт".

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В педагогической практике можно применять интеллект карты следующим образом:

1 направление – Сбор материала.

2 направление – Закрепление и обобщение материала.

3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

  1. Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
  2. Лист располагается горизонтально.
  3. Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

 

  1. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  2. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  3. Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
  4. Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  5. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Последовательность работы при составлении интеллект карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:

 

1 вариант:

Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.

К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.

Дети по составленной интеллект карте при любом варианте составляют предложения.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект карт позволяет осуществлять интеграцию областей.

Мы начали составлять интеллект карты во первой половине средней группы. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. Использовали интеллект карты для закрепления тематических недель. В конце лета, мы с ребятами делали интеллект карты посложнее, такие как: времена года, домашние животные.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и объемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Я планирую продолжать работу далее с ребятами в данном направлении.

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogv_intellekt-karty_.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».

Задачи: познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», дать рекомендациями по их составлению. Рассказать возможности применения интеллект-карт в образовательной деятельности с дошкольниками.

Уважаемые коллеги! Сегодня хочу вам рассказать, что такое интеллект карта, как она выглядит, ее свойства и чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.

Метод интеллект карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе с английского - это "карты ума".

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт".

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В педагогической практике можно применять интеллект карты следующим образом:

1 направление – Сбор материала.

2 направление – Закрепление и обобщение материала.

3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

  1. Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
  2. Лист располагается горизонтально.
  3. Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

  1. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  2. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  3. Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
  4. Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  5. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Последовательность работы при составлении интеллект карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:

1 вариант:

Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.

К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.

Дети по составленной интеллект карте при любом варианте составляют предложения.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект карт позволяет осуществлять интеграцию областей.

Мы начали составлять интеллект карты во первой половине средней группы. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. Использовали интеллект карты для закрепления тематических недель. В конце лета, мы с ребятами делали интеллект карты посложнее, такие как: времена года, домашние животные.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и объемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Я планирую продолжать работу далее с ребятами в данном направлении.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.        В дошкольном возрасте ...

Консультация для родителей «Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками»

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебно...

«Использование метода интеллект-карт в работе воспитателя и учителя-логопеда с дошкольниками с нарушениями речи.»

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.Метод интеллект-карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Методический материал знакомит педагогов с малыми фольклорными формами , их применением на практике.Предлагает  литературу , которую можно почитать детям разных возрастов....

Консультация для педагогов «Использование метода интеллект-карты в детском саду»

В статье говорится о том, что такое интеллект-карта и как её можно использовать в ДОУ"...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда"

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда"...