Вклад С.Л. Новоселовой в развитие педагогики игры.
статья
Игра – явление крайне сложное, разноплановое и до конца еще не изученное. В отечественной психологической и педагогической науке существуют разные подходы к пониманию и, соответственно, к развитию и педагогической поддержке этого вида детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vklad_s.l._novoselovoy_v_razvitie_pedagogiki_igry.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Вклад С.Л. Новоселовой в развитие педагогики игры.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Было бы большой ошибкой считать, что полноценная в воспитательном отношении игра может развиваться без влияния среды и определенного руководства со стороны взрослых. Но последнее лишь тогда достигает цели, когда учтены факторы, формирующие собственно игровую деятельность, а также внутренние закономерности развития этой деятельности. Без знания внутренних закономерностей развития игры как деятельности попытки управлять ею могут разрушить ее естественные механизмы. Взрослому не менее важно знать и сам процесс протекания игровой деятельности.
Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.
Исследования педагогов (С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной) дали возможность наметить линию развития игры с учетом тех преобразований, которые происходят в ее психологическом содержании как деятельности. Авторами выделены следующие этапы развития игры в условиях ее формирования взрослыми.
Первый этап в этом развитии – ознакомительная игра. Эта предметно- игровая деятельность. Ее содержание составляют действия манипулирования. На этом этапе операции обследования перерастают в ориентировочные действия, которые в силу особенностей предметных условий осуществляется предметно-специфическими операциями.
Следующий этап игры авторы называют отобразительной игрой, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта. Исследователи называют это кульминационным моментом развития психологического содержания игры в раннем возрасте.
При правильной организации воспитательной работы дети начинают переходить к отражению практических смысловых связей между действием и свойством предмета, т.е. ребенок в условной форме использует предмет по назначению. Таким образом, ребенок обыгрывает доступный для его понимания сюжет из собственной жизни. Авторы отмечают, что здесь наступает следующий этап развития игры – сюжетно-отобразительный.
Исследователи выявили особенности этого этапа. К ним относятся стремление многократно повторять те или иные игровые действия; формирование способов решения игровых задач: игровых действий с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, а также преимущественно индивидуальный характер.
В сюжетно-отобразительной игре, отмечают авторы, как бы незримо присутствует тот, кто использует предмет по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки для сюжетно-ролевой игры.
Многие исследователи развития игровой деятельности детей отмечают, что для полноценного развития сюжетно-ролевой игры ребенок должен пройти все этапы овладения игровыми способами.
Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности дает возможность выработать более четкие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
В настоящее время очень актуален вопрос о повышении роли игры в деле всестороннего воспитания детей в дошкольных учреждениях и в семье.
Хорошая игра - действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Часто родители плохо представляют себе воспитательную ценность игры и ее возрастные особенности, а отсюда их равнодушие, ограничивающее педагогическое влияние на игры лишь покупкой детям игрушек. Поэтому именно воспитателям детского сада надлежит правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию дошкольников.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное ее формирование, с учетом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях.
В настоящее время выявлены, классифицированы и оценены с воспитательной точки зрения еще не все игры, сложившиеся в практике воспитания, игры народные, а также разработанные учеными в нашей стране и за рубежом. Они таят в себе неиспользованные резервы всестороннего воспитания детей.
С. Л. Новоселова выделяет три класса игр, которые исторически тесно связаны между собой.
Она включает в первый класс игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности.
Во второй класс входят игры (обучающие и досуговые, возникающие по инициативе взрослого. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что, в свою очередь, способствует обогащению игр первого класса.
Третий класс составляют так называемые традиционные или народные игры, происходящие из глубины этнической культуры.
Достоинством представленной классификации является с одной стороны, подтверждение тезиса о непрерывности игры в жизни ребенка, а с другой – возможность проследить, как на протяжении раннего дошкольного и младшего школьного возраста значительно изменяются детская потребность к игре и связанные с ней интересы; как появляются, исчезают, сменяя друг друга или сосуществуя одновременно, разные виды игр.
Игра является не только обязательной принадлежностью детства, но и значимым элементом социально-педагогической системы. И этот элемент целенаправленно используется педагогами и обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни.
Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Литература
Новоселова С.Л. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей./ С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина. // Дошкольное воспитание. 1983.
Новоселова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках. Советы психолога. М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология и педагогика игры
Презентация.Психология и педагогика игры....
Педагогика игры и ее насущные проблемы
В статье рассматривается важность и целесообразность использования игры в дошкольном возрасте....
Вклад О.С.Ушаковой в развитие речи дошкольника
О.С.Ушакова является одним из ведущих специалистов в области речевого развития дошкольников. Ею разработана система обучения родному языку детей от 3-х до 7-ми лет, на базе которой создана авторская "...
ДОКЛАД «Вклад ученых, педагогов, психологов в развитие педагогики раннего возраста»
Вклад учёных в развитие педагогики раннего возраста...
Творческая аттестационная работа по Педагогике игры
Условия организации дидактических игр в детском саду...
Консультация для воспитателей: «Миражи песчаной педагогики. Игры на влажном песке»
Консультация для воспитателей:«Миражи песчаной педагогики. Игры на влажном песке»...
Кроссворд для педагогов ДОО и студентов по дошкольной педагогике Игра в жизни дошкольника
Не секрет, что игра в жизни дошкольника является важнейшим элементом и ведущим видом деятельности. И здесь явно важно знать основные элементы по сопровождению игровой деятельности в ДОО самому педагог...