Психология и педагогика игры
презентация к уроку на тему
Презентация.Психология и педагогика игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. Психология и педагогика игры. | 613 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Антропологический контекст детских игр. Игра в этнографии детства. Психологические основы игры Игра в педагогическом процессе Психокоррекционные и психотерапевтические возможности игры
Этнография детства (историография) Начало – середина 20 века Н.Н. Миклухо-Маклайо воспитании детей у папуасов На материалах Океании были созданы классические работы Б. Малиновского (о тробрианцах) М. Мид (Самоа, Новая Гвинея, остров Бали). Р. Ферс подробно описал социализационную систему у тикопия Г.С. Виноградов, О.И . Капицы - исследования детской субкультуры Е . А . Аркин, А.С. Залужный, Е . А ., Покровский, Г.А. Фортунатов – исследования игровых групповых форм и детского фольклора, группового взаимодействия детей
Этнография детства (историография) 2 половина – конец 20 века 1960-е гг. проблемы игры как ведущей деятельности в формировании психики ребенка, технология игры как социологической модели общественных отношений в отечественной психологии исследовали Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Г.П. Щедровицкий . 1970 —1980-е гг. в центре внимания российских ученых оказалась социометрия детских отношений, определена роль эмоциональных предпочтений в малой группе ровесников (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина и др.). 1980-1990-е гг. исследованиями в области детской субкультуры занимается целый ряд антропологов, психологов, социологов, педагогов, в том числе М.В. Осорина, О.Ю. Трыкова, М.П. Чередникова, С . В. Лурье .
Детская субкультура (трактовка понятия) Детская субкультура самоопределяется в соответствии с социально-психологическими потребностями, которые дети стремятся удовлетворить в общении со сверстниками. Ее достижения откладываются в детской традиции и закрепляются в фольклоре как форме ее выражения. (В.В. Абраменкова ) Детская субкультура (от лат. sub под и cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком значении все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Детская субкультура существует как стихия детских переживаний и не служит средством достижения какой-либо прагматической цели, в отличие от взрослой культуры .
Многоуровневая градация субкультуры Детства и специфические проявления Специфические проявлениями субкультуры российских детей : речевая деятельность ребёнка (словотворчество, сленг, стихи-дразнилки, считалки и т. д.), обычаи, коллективные игры, атрибутика, предметы собственных ценностей. разделение по половозрастным характеристикам; "невинные" шалости : сбежать с уроков, неподготовленность домашнего задания ("сорвать урок"), байкотирование общения с инакомыслящими сверстниками, выяснение отношений с позиций силы, грубое обращение с учителями, негативной реакцией на замечания окружающих взрослых и т. п.; Самовыражение через неформальные обьединения и т.п. подростковая Школьная Юношеская Дошкольная Субкультура детства
Игра как компонент детской субкультуры Трансформация в игре языческих ритуалов два типа брачных обрядов игра «Каравай» позитивный (иерогамический), когда примером выступал божественный брак и все совершалось по правилам. игра «Яша» негативный (тератогамический), когда в качестве мужского персонажа выступает чудовище, дракон, змей и т.п., а правила и порядок заменяются своенравием, насилием, деструкцией.
Игра как компонент детской субкультуры М агизм в отношениях с окружающей средой Игры с прыжками: «Скакалки», «Классики» , «Резиночки», «В козла», «Шел козел по лесу …..» «Сокс» и т.п. Игры с хлопками : «Весело было нам…» , «На Алтайских горах…» и т.п. Игры «Секретики»
Игра как компонент детской субкультуры явление анимизм а Анимизм - наделение душой неживых предметов Выбор игрового «места»
Антропологический контекст детской игры Я-концепцтуальные смыслы Самовыражение потребностных смыслов Языческо-обрядовые смыслы Культурно-исторические универсалии игры
Психологическая структура игры Игровое действие : реальное и изображаемое; Роль (образ); Содержание и сюжет; Тема; Отношения (ролевые и реальные); Игровое взаимодействие как интегральная характеристика игры.
Игровое взаимодействие Согласованные и взаимосвязанные игровые действия детей (А.П. Усова); Процесс взаимоотношений с партнером по игре (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская); Процесс обмена игровыми действиями и метакоммуникация (Н.Я. Михайленко); О пределенный тип поведения ребенка , который опосредуется ролью, способами взаимодействия (предметно-игровыми, ролевыми, вербальными, невербальными) с партнерами по деятельности и отношением к сверстникам (Литвинова С.Н.) .
Педагогические аспекты игры ( Классификация детских игр) Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис о игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр : на развитие ума - у мственные игры; внешних органов чувств - сенсорные игры; движений - моторные игры. Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса : «игры обычных функций»: игры подвижные, умственные, сенсорные; «игры специальных функций»: упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).
Классификация игр Новоселова С.Л. П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров Г.К. Селевко Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой
два основных типа игр Естественные: игры теплокровных животных и их детенышей игры первобытных людей и их детей игры современных детей на разных стадиях развития Искусственные : результативные игры: энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта. интеллектуальные игры: абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии»
По типу игровых технологий по области деятельности : физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические; характеру педагогического процесса : обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические; по игровой методике : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации по предметной области : математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные по игровой среде : без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.
Игры с правилами можно разделить на три подгруппы подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.); ·с южетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребенок превращается (в доктора, маму, бабушку); режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи); игра — драматизация (можно провести аналогию со спектаклем...)
Компьютерные игры
Классификация компьютерных игр Ролевые игры , для которых характерно исполнение роли определенного персонажа за счет личных качеств самого игрока. Имитируют актерскую деятельность. Управленческие игры – стратегии и т.п. Имитируют деятельность менеджера, управленца. Симуляторы – игры , имитирующие управление техническими средствами. Неролевые игры с видом от первого лица – типичные игры стрелялки, по сути имитации деятельности ближе к симуляторам. Логические, азартные игры, головоломки. Отражают мыслительную деятельность, но не имитируют её Игры на быстроту реакции . Так же как логические игры, отражают деятельность без имитации. На формальнологическое, комбинаторное мышление. Азартные игры , которые в противовес логическим требуют от игрока интуитивного, иррационального мышления: «компьютерный» покер, игры с тотализатором. Спортивные игры , которые апеллируют к ловкости и проворству игрока, сенсомоторной координации, концентрации внимания. Военные игры и игры-единоборства . Эти игры содержат, как правило, реалистичные картины разрушений, а также элементы жестокого единоборства или насилия. Игры типа преследование-избегание . Их объединяет включенность в игровой процесс интуитивного компонента мышления и эмоционально-чувственного восприятия ; Авантюрные игры (игры-приключения, или «Аркады») являются неоднородным классом с психологической точки зрения.
Психотерапевтические функции игры Директивная игротерапия В директивной игротерапии психолог использует игру как средство интерпретации, наблюдая за игровым процессом и сюжетом. В определенные моменты в ходе разговора психолог помогает ребенку осознать свои мысли и чувства, а также то, как игровая ситуация связана с реальной жизнью, в частности с перенесенным насилием. Далее психолог направляет деятельность ребенка таким образом, чтобы «отыграть» травматическую ситуацию, сопутствующие ей мысли и чувства и новые, более конструктивные способы выхода из нее. Недирективная игротерапия Данный подход основан на идее Карла Роджерса о том, что у каждого человека есть подсознательное стремление к независимости, личностному росту и зрелости, поэтому ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, а не таким, каким бы его хотели видеть взрослые. Психолог помогает почувствовать ребенку, что тот совершенно свободен в выражении своих чувств и мыслей, какими бы они негативными, разрушительными ни были. Важно следить за тем, что происходит с ребенком, и своевременно это отражать на вербальном и невербальном уровнях (имеются в виду такие методы Роджерса, как, например, «отзеркаливание» или «активное слушание»). Психолог постоянно демонстрирует глубокое уважение к стремлению ребенка решить свои проблемы и ни в коем случае не пытается направить в какую-либо сторону его действия или речь.
Задачи, которые решает психолог в игротерапии 1. Помочь ребенку раскрыть его страхи, внутренние конфликты посредством проигрывания травматических ситуаций. 2. Способствовать усилению эмоций с целью их выведения на поверхность. 3. Помочь ребенку общаться посредством метафор. 4. Сделать игру с куклами отражением реальной жизни ребенка. 5. Помочь ребенку почувствовать себя защищенным посредством кукол: «Это не я сказал, это так кукла говорит»; «Я чувствую то же, что чувствует кукла». 6. Помочь ребенку идентифицироваться с куклой. 7. Помочь ребенку почувствовать себя принятым, даже в неприемлемых качествах. 8. Сделать куклу средством связи ребенка и взрослых — психолога, родителей, учителей. 9. Создать атмосферу поддержки и эмпатии, хотя вначале ребенок может принимать поддержку скорее от куклы, нежели от взрослого.
Игровой материал Игровой материал должен быть удобен для игры, соответствовать возрасту ребенка, чтобы он чувствовал свою успешность при его использовании. Игровой материал должен способствовать осознанию ребенком своего жизненного опыта и эмоциональных реакций на травматические ситуации, в частности на ситуацию насилия. К игровому материалу, например, относится: кукольная семья (куклы тряпичные, бумажные, пластмассовые, деревянные); кукольный дом и обстановка; одежда для кукол; игрушечные солдатики; игрушечные животные; бумага для рисования или резки; картинки с нарисованными людьми; песок; вода; кукольный театр; карандаши; пластилин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Основной целью обучения иностранным языкам выступает личностное развитие ребенка....
Понятие «обучаемость» в психологии и педагогике
Рассуждение на тему обучаемости...
Консультация для родителей "Психология и педагогика детей раннего возраста"
Ранним возрастом принять считать возраст ребеночка от 1 годика и до 3 лет. Это очень захватывающий возраст, при котором малыш интенсивно впитывает всю информацию, а родители стараются развивать в малы...
Современное состояние психологии и педагогики
Сборник статей Международной научно-практичсекой конференции 8 мая 2015 год...
Курсы для родителей по основам детской психологии и педагогике «Школа родительских наук». Тема: «Спорный вопрос: дети, девайсы, гаджеты, виджеты».
Общеизвестно, что характер дошкольника, его система ценностей и отношений с окружающим миром, людьми закладываются в семье родителями. Семья на протяжении длительного времени играет определяющую роль ...
Приказ и план наставничества производственной практики студентки 4 курса института "Психологии и педагогики" педагогом-психологом МАДОУ..
Приказ и план наставничества производственной практики студентки 4 курса института "Психологии и педагогики" педагогом-психологом МАДОУ.....
Международная научно-практическая конференция "Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике"
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ"...