Педагогическая мастерская "Пальчиковая гимнастика"
методическая разработка (средняя группа)

Альфия Ильгизеровна Пронина

Пальчиковые игры - это упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»

Педагогическая мастерская

«Пальчиковые игры»

Подготовила: воспитатель

высшей кв. категории 

Пронина А. И.

г. Новый Уренгой, 2022г.

Оборудование: столы, стулья, цветные шестигранные карандаши, счетные  палочки, мячи-ежи, грецкие орехи, игра «Шнуровка», пальчиковый театр, бумага, крупа: гречка, рис, пшено; клей-карандаш, альбомные листы, трафареты.

1. Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю окунуться в волшебный мир пальчиковых игр. М.Монтессори говорила «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». А мы все мечтаем, чтобы наши дети были самыми талантливыми. 
      Пальчиковые игры - это упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе. 
        Пальчиковые игры - как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. 
      В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. 
      В наши дни одним из показателей и условий хорошего психологического и физического развития ребёнка является развитие мелкой моторики его пальцев рук. 
     Выполняя пальчиками определённые упражнения (игры), ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 
2. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п. 
     Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление. 
     Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях: 
•Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). 
•Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена). 
•Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки). 
•Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. 
•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). 
•Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). 
•Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант). 
3. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях  воспитатели  используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.

     Для этого используются приемы: 
систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам; 
последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; 
•все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным; 
•если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. 
4. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп. Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, и вы в них поиграете. 
     Группа игр с предметами. 
а) - игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания: 
• выполнить узор после выкладывания его взрослым; 
• по конечному результату (образцу); 
• по уменьшенной схеме; 
• по словесной инструкции; 
• выкладывание букв и цифр из веточек. 
     Уважаемые коллеги, давайте выложим рисунок по словесной инструкции.
б) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами) 
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони; 
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой; 
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.); 
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу. 
в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий: 
• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности); 
• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»; 
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно; 
• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону); 
• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками); 
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно; 
• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям; 
• нанизывание колец на тесьму, стержень; 
• пальчиковый театр; 
• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков; 
• «рисование по трафарету» крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев (выполнение заданий педагогами). 
    Группа игр с речевым сопровождением. 
Это игры и упражнения, основанные на использовании различных стихотворений, потешек. (Приложение)
И еще много-много игр. Вы можете сами придумывать, фантазировать, обыгрывать любое стихотворение. 
5. Я познакомила вас с некоторыми пальчиковыми играми. 
      Пальчиковые игры мы можем использовать в различных режимных моментах: в непосредственной образовательной деятельности, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности, в самостоятельных играх детей, на музыкальном занятии.     

       Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

         Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.                                


Спасибо за внимание!
 

Список использованной литературы:

  1. «Пальчиковые игры для детей» - С.О.Ермакова, 2009 г.

  1. «Забавы для малышей» - М. Ю .Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

  1. «Озорные пальчики» - муз.занятие И.В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

  1. «Пальчиковые игры для малышей» - Д.А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.  

Приложение 1

«ЕЛОЧКА»

«Перед нами елочка:        сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,        показывают кулачки

Иголочки,        указательные пальцы

Шарики,        пальцы сжимают в круг

Фонарики,        показывают «фонарики»

Зайчики,        показывают «ушки зайца»

И свечки,        прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,         прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».        ставят средний и указательный пальцы на колени

«КОТ НА ПЕЧИ»

«Кот на печи         стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке         показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята         поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,        и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят.        показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет».        щелкают зубками

«ПРЯНИЧЕК»

«Мы вот так, мы вот так,                «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,                  пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,                       широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,                       поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек                         движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                           руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,                      манят к себе

Очень, очень просим!»

«КУРОЧКА»

«Курочка - рябушечка        не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,        пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!       загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                     грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»       загибают пальчики на другой руке

«МЫШКИ»

«Вот как наши ребятишки                            дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»         трут ладошкой о ладошку

«ПАЛЬЧИКИ»

«Этот пальчик мой танцует.        дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.        делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет,        стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,                царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,                прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку                    сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,                   сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

(при повторе выполняются движения другой рукой)

«ЦВЕТОЧКИ»

1. Как в лесу на кочке                       выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики,                    «фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

 

2. С ветерком шептались                трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались.                          кивают головками

«ПИРОГ»

«Падал снег на порог.        дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог.        показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.        делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки        грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки».        покачивают пальцем из стороны в сторону

«СОРОКА-БЕЛОБОКА»

«Сорока – белобока        дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,                                 поочередно загибают пальцы  с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!        показывают большой палец

Ты воды не носил,        грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!        разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой,        сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!»        указательным пальцем показывают на угол

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку

     

 «НА ЛЕСНОЙ ЛУЖАЙКЕ»

«На лесной лужайке                          показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,                              хлопки

Ножками топали,                               топают ногами

Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                              руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

«КИСКА»

«Есть у киски глазки               показывают свои глазки

Есть у киски ушки                   показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,                  сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись         грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»                                     хлопок в ладоши

«РАНО УТРОМ Я ВСТАЮ»

«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят!            руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей,              руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые

Подпевают сто ужей,              соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата,                   «ушки зайчика»

И поют ее лисята,                    «лисьи лапки»

Под землею старый крот        прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата,           руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата,              «лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот          выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил     соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

Промурлыкала нам кошка     «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке.         кладут голову на «лапки»

Слышишь,                                указательный палец вверх

Как под нашей крышей          руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши?         «мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

«ОЗОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

       «Наши девочки и наши мальчики                          руки на поясе

          Ловко прыгают, как мячики,

          Головой слегка качают

          И красиво приседают.

         

          Ручками хлопают вот так, вот так,

          Ножками топают вот так, вот так,

          Кулачки сжимают вот так, вот так,

          Ладошки раскрывают вот так, вот так.

         

          На ладошки мы подуем,

          Наши пальчики разбудим                                   шевелят ими

          Наши пальчики проснулись                                кисти вверх

          - Мы проснулись, мы проснулись                   сгибают пальцы

          И друг другу улыбнулись.                            соединяют пальцы

         

          Стали пальцы обниматься                                  руки в замок

          Стали пальцы целоваться      касаются подушечками пальцев

          А потом и баловаться.                                         фонарики

         

          Подошла Ладошка                                    выставление ладоней

          И сказала: - Крошки!                                  шевелят пальцами

          Хватим вам играть, хватит баловаться            взмахи кистями

          Надобно трудиться!                                            руки вместе

          - А мы хотим резвиться!                                    фонарики

         

          Но тут пришел Кулачок,

          Пальцы спрятались                                            кулачки

          Молчок                                                               палец к губам

       

          - Так вот они какие, наши пальцы озорные!

          Маму-Ладошку не слушают,

          Папу-Кулачка  огорчают!

          - Ай-я-яй, стыд и срам!

          Пальчики не стыдно вам?

         

          Пальцы спрятались в подмышках

          И тихонько там сидят.

          Им, конечно, очень стыдно

          Маму с папой обижать.

          Ладно, пальцы, выходите,

          На ребяток поглядите      руки в стороны

          Поглядели, поглядели, сразу же повеселели            фонарики

          - Будем, будем мы трудиться                             руки соединили

          А потом, уже резвиться!»                         хлопают по коленям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка. Комплексы оздоровительной гимнастики после сна

Комплексы оздоровительной гимнастики после сна...

Педагогическая копилка. Комплексы оздоровительной гимнастики после сна в группе оздоровительной направленности.

Уважаемые коллеги!  Я хочу поделиться с вами педагогической  копилкой, которую собирала не только я, нои мои коллеги: Рачева Татьяна Алексеевна, Пинигина Светлана Владимировна, Герасименоко ...

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Доклад на тему: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п...

Педагогический проект "Веселая фитбол-гимнастика для дошкольников"

В настоящее время перед  ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У б...