Применение логопедического массажа, пассивной, активной гимнастики по методике доктора педагогических наук, профессора О.Г. Приходько.
план-конспект занятия по логопедии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий.
Занятие проводилось учителем – логопедом Власовой Л.В.
Индивидуальное занятие.
Применение логопедического массажа, пассивной, активной гимнастики по методике доктора педагогических наук, профессора О.Г. Приходько.
Активная артикуляционная гимнастика проводилась с использованием презентации учителя-логопеда Савченко С. Г., МБДОУ д/с №85 (опубликовано на www.logolife.ru,, при создании презентации использовалась книга Е.М. Косиновой «Уроки логопеда. Игры для развития речи», - Издательство: Эксмо, 2010 г.)
Занятие проводилось с ребенком 5,5 лет (ФФН при стертой форме дизартрии). У ребенка наблюдается нарушение двигательных функций артикуляционного аппарата, речедвигательные расстройства: спастический парез, нарушение тонуса мышц лица: спастичность, сглаженность носогубной складки, нарушение тонуса мышц губ: спастичность, ограничение подвижности губ; спастичность мускулатуры языка, ограничение объёма, переключаемости движений .)
Основные задачи логопедического массажа:
- Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
- Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.
- Уменьшение степени проявления речедвигательного дефекта.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры, в качестве релаксационного фона используется аудиозапись «По лесной тропинке к озеру» (звуки живой природы);
Расслабление мышц шеи ,пассивные движения головы (ребенок сидит).
Придерживая шею ребенка, логопед производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;
- Медленными, плавными движениями повороты головы ребенка в одну и в другую сторону, покачивания вперед (3-5 раз);
Расслабление лицевой мускулатуры: (ребенок в горизонтальном положении)
- поглаживание от середины лба к вискам;
- поглаживание от бровей к волосистой части головы;
- поглаживание от линии лба вокруг глаз;
- поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
- поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
- поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
- легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
- надавливающий массаж лица от корней волос вниз;
Расслабление губной мускулатуры:
- поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
- поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
- поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
- поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
- поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
- точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
- легкое постукивание губ пальцами.
Массаж язычной мускулатуры (с помощью щеточек для десен для детей от 0 мес.):
- поглаживание языка в различных направлениях:
-от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);
- от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);
-круговые спиралевидные движения;
- похлопывание языка начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно;
- «прокачивание» - легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель, щетку);
- Массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движения снизу вверх под языком);
- «перетирание» языка марлевой салфеткой;
3. Пассивная артикуляционная гимнастика, сопровождающаяся зрительным контролем и словесной инструкцией(выполняется перед зеркалом).
- Выведение языка из ротовой полости вперед: «Твой язык снаружи. впереди. Посмотри, мы его видим»;
- Втягивание языка назад: «А сейчас язычок спрятался, мы его не видим»;
- Опускание языка вниз (к нижней губе): «Твой язык сейчас внизу. Посмотри в зеркало, почувствуй это положение»;
- Поднимание языка вверх ( к верней губе) ): «Твой язык сейчас вверху. Посмотри в зеркало, почувствуй это положение»;
- Боковые отведения языка (влево и вправо) «Смотри, язычок- налево, направо»;
- Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости: «Смотри, язычок лежит спокойно на дне ротика»;
- Приподнимание кончика языка к твердому небу: «А сейчас язычок поднялся к верхним зубкам»;
- Легкие плавные покачивания языка в стороны «Твой язык покачивается из стороны в сторону, как на волнах».
4. Активная артикуляционная гимнастика с использованием презентации учителя-логопеда Савченко С. Г., МБДОУ д/с №85 (опубликовано на www.logolife.ru)
«Месим тесто», «Блинчик», «Парус», «Часики», «Качели». «Слоник», «Футбол».
5. Фонетическая ритмика (развитие координации дыхания, голоса, артикуляции). Логопед показывает и объясняет, ребенок выполняет вместе с педагогом.
Звук А. Руки расположить перед грудью. В момент произнесения звука плавно и широко развести руки в стороны.
Звук О. Руки разведены в стороны. В момент произнесения звука руки плавно соединяются над головой.
Звук У. Руки расположены перед грудью, кисти «смотрят» друг на друга. В момент произнесения звука необходимо плавно вытянуть руки вперед (движения напряженные).
Звук Э. Руки расположены на уровне плеч и вытянуты вперед; в момент произнесения звука необходимо медленно согнуть руки в локтевых суставах и направить к плечам.
Звук И. Кисти рук расположить на уровне плеч. В момент произнесения звука напряженные руки поднять вверх.
Звук Ы. Кисти рук сжаты, указательный палец выставлен вверх. Следует произносить слово ТЫ и одновременно выбрасывать поочередно правую и левую руки в стороны.
6. Итог занятия: эмоциональная оценка, позитивный настрой на следующее занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСЫ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПО МЕТОДИКЕ К.К.УТРОБИНОЙ
Общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющую основную дыхательную мышцу (диафрагму), межреберные мышц...
Консультация: "Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников"
В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них большое количество недостатков звукопроизношения, которые могут...
«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...
Развитие мелкой моторики рук. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы
Развитие мелкой моторики рук. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы...
«Физкулитурные сказки» – авторская методика физического воспитания Н.Н. Ефименко (доктор педагогических наук).
Ефименко Николай Николаевич - автор множества книг и методических пособий. В течении 20 лет занимался разработкой и внедрением собственной уникальной педагогической системы «Театр физическ...
Отзыв о лекциях Людмилы Владимировны Коломийченко — доктора педагогических наук, профессора
Патриотическое воспитание детей в детском саду - это важный аспект образовательного процесса, который помогает формировать у детей любовь к своей стране, уважение к ее истории и традициям.Мы как воспи...