Консультация для педагогов
консультация
«Формирование системы знаний о животных у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 143»
Консультация для педагогов на тему:
«Формирование системы знаний о животных у детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Горшихина Надежда
Андреевна
Оренбург, 2019
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания в 21 века. Реализация освоения системы знаний о животных с детьми в образовательных областях: «социально – коммуникативное», «познавательное», «речевое», «художественно-эстетическое», основанных на интегративном принципе позволит становление личности ребёнка стать самоценной, развитой, экологически воспитанной.
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: оно составляет лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна.
Идея ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, получает человек уже в детстве. Ознакомление с природой – одна из составных частей образовательного процесса. Наблюдения за кроликом, птицами, рыбками, белкой, экскурсии в лес, к водоёму, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление поделок из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых в разных возрастных группах. Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо с раннего возраста, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств.
Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной? Как воспитать интерес к разным представителям животного мира?
О степени сформированности у детей гуманных чувств к животным можно судить, принимая во внимание следующее:- интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни, повадках; - выполнение правил обращения с живым существом; - осознание необходимости охранять животных, заботиться о них; - желание и умение ухаживать за живым существом; - эмоциональное восприятие и общения с животным. Материалы, которые даются детям дошкольного возраста,можно подразделить на две большие группы: 1) о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, характерных внешних признаках, особенностей поведения до некоторых приспособления к среде; 2) о возможных формах взаимодействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ним, его защите). Связующим звеном между этими группами может стать поведение дошкольника к осознанию понятия животное – живое существо: оно дышит, питается, передвигается, растёт.
Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются его поступки. В дошкольном возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы. Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информациюможно объединить в три группы: а) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения); б) среда обитания. Характер приспособления к условиям жизни; в) приносимая польза.
Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособленности животных к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобная информация способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребёнка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю фауны.
Важным условием эффективности экологического поведения и воспитания в природе является взаимодействие детского сада и семьи. Педагог должен познакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений у детей разного возраста с животными; предлагать консультации, помещать информацию, например, о сезонной жизни животных; повышать экологическую культуру, например, экскурсию в краеведческий музей, экологические программы для дошкольников.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
-Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
- Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".
- Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас", в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
- Программа "Паутинка" Ж. Л.Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда, "как я живу" (поведение и ответственность, "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними, "когда я живу" (взаимодействие во времени).
Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...