Проект самообразования на тему: «Волшебная проволока. Использование синельной проволоки для развития художественно — творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
проект (средняя группа)
Проект самообразования на тему: «Волшебная проволока. Использование синельной проволоки для развития художественно — творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_samoobrazovaniya_na_temu.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект самообразования на тему: «Волшебная проволока. Использование синельной проволоки для развития художественно — творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
Ткач Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №12» г. Урай
Паспорт проекта:
Название проекта: Волшебная проволока.
Тип проекта: практико — ориентированный, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников группы.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (август 2021года — май 2022 года)
Цель: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук при использовании синельной проволоки.
Задачи проекта:
для детей:
-Познакомить детей с синельной проволокой, его свойствами и способами преобразования.
-Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством изготовления поделок из синельной проволоки.
-Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
-Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
-Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
для педагогов:
-Использовать технологию нетрадиционной продуктивной деятельности с применением синельной проволоки на различных этапах работы по развитию мелкой моторики дошкольников.
-Научить родителей создавать условия для организации продуктивной деятельности с использованием синельной проволоки в домашней обстановке.
для родителей:
-Сформировать умение учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
-Научиться создавать в семье благоприятные условия для организации продуктивной деятельности с использованием синельной проволоки.
Используемые в проекте виды детской деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- познавательно -исследовательская
- восприятие художественной литературы и фольклора
- изобразительная
- музыкальная
- двигательная.
Ожидаемый результат:
Дети:
- проявляют интерес к синельной проволоке, как к материалу для творческой продуктивной деятельности
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительно
- повысился уровень познавательного развития дошкольников
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
- родители стали единомышленниками с педагогами группы по использованию технологии нетрадиционной продуктивной деятельности для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе использования синельной проволоки с детьми дома.
Формы работы с воспитанниками:
- специально организованная ОД
- жизнедеятельность в разные режимные моменты
- создание развивающей среды
- все виды творческой, художественной деятельности детей
- организация тематических выставок.
Формы и методы работы с родителями:
- Консультации и сообщения по художественно — творческому развитию детей в родительском уголке и в родительском чате. Беседы с родителями о важности данной проблемы на родительском собрании. Изготовление памятки.
- Изготовление презентации для родителей по изготовлению поделок из синельной проволоки для родительского собрания и социальных сетей.
- Привлечение родителей к пополнению уголка творчества.
- Участие родителей в различных конкурсах, выставках по художественно -творческой направленности.
- Проведение совместных мероприятий. Мастер-класс по изготовлению поделок из синельной проволоки.
- Анкетирование родителей с целью выявления их компетентности в данном направлении.
Материально-техническая база:
- предметно — пространственная среда отвечает необходимым требованиям
- уголок творчества в группе
- наглядный и демонстрационный материал
- технические средства для сопровождения: компьютер, синельная проволока, ножницы, пушистые помпоны, пуговицы, бусинки, клей, двусторонний скотч, карандаши и фломастеры разной толщины и др.
Актуальность проекта:
С внедрением ФГОС ДО, закона «Об образовании в Российской Федерации», проблема одаренности становится все более актуальной. Так в законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 64., глава 7) закреплено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, нравственных, эстетических и личностных качеств, а одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Современная педагогическая практика располагает целым комплексом инновационных методов и средств по развитию творческой активности и самостоятельности дошкольников. Бисероплетение, пластилинография, квиллинг, батик, витраж и другие виды уже прочно входят в систему работы педагогов дошкольников. Мне хотелось опробовать со своими детьми также что-то новое и необычное, которое ранее я не использовала со своими воспитанниками. Я решила – это художественное конструирование с использованием нетрадиционного материала — синельной проволоки. Многие авторы зарубежных педагогических методик быстро поняли, что для детского творчества это очень полезная вещь и рекомендуют пушистую проволоку в числе других обязательных пособий для развития мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Работа с проволокой проходит в три этапа:
Первый этап – подготовительный. Целью этапа становится формирование интереса детей к конструированию из синельной проволоки, закрепление знания цветовых эталонов, свойств материала, развитие мелкой моторики, освоение простейших приёмов работы с синельной проволокой; умение украшать простейшую поделку бросовым и нетрадиционным материалами. В период работы у детей воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Второй этап – основной. Для создания более сложных поделок в своей работе дети используют дополнительные инструменты (палочки для мороженого, деревянные шпажки и др), осваивают простейшие виды переплетения. Используя в работе данные приёмы, создают интересные поделки, разными известными способами опираясь на словесное описание, условие, модель, рисунок, схему, собственному замыслу. Дети мастерят разнообразные поделки: забавные фигурки животных и людей, волшебные цветы, насекомых и многое другое. Украшая их различными декоративными элементами. Начинают понимать поставленные задачи, принимают инструкции и правила, у детей формируются навыки самоконтроля, самооценки, планирование своих действий.
Третий этап – творческий. У детей расширяется творческое конструирование в индивидуальной и коллективной деятельности. Знакомятся с новыми приёмами работы: плетение, заплетение, обматывание нестандартных форм, изготовление каркаса для будущей поделки. При изготовлении композиций и поделок используется синельная проволока разной фактуры и цвета. Работа становится более сложной с большим количеством элементов, из которых получается одно целое. Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом. Освоение и применение способов плоского, объёмного и объёмно – пространственного художественного конструирования.
Пушистая проволока бывает разной длины, разных цветов, работать с ней смогут даже маленькие дети — цветная, яркая, гибкая, замечательно держит форму, легко режется ножницами. Поделки из синельной проволоки очень нравятся детям, ведь она такая приятная на ощупь. Больше всего, конечно, дети любят делать поделки в виде различных игрушек, животных.
С помощью поделок из проволоки можно разнообразить костюмерную театрального центра, изготовив, например, головные уборы, очки, короны, волшебные палочки и другие атрибуты для театрализованных игр. Дети старшего дошкольного возраста смогут самостоятельно смастерить героев пальчикового театра, а разыгрывая с ними представление, оттачивать навыки интонационной выразительности, монологической и диалогической речи.
Синельная проволока поможет осуществить самые сложные творческие замыслы в ручном труде, поделки из природного материала станут более яркими и разнообразными.
Использовать данный материал в работе с детьми можно уже с младшего дошкольного возраста. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук заключены в дидактических сенсорных играх, которые педагог может сделать своими руками.
Необходимо, перед тем как предложить ребенку приступить к творческому процессу, проверить, чтобы проволока была цельной и не имела выступов. Далее загнуть концы в колечки, чтобы ребенок не поцарапался. Соблюдать технику безопасности при работе с проволокой.
Этапы работы:
Этапы работы:
1 этап - подготовительный | |||
Период | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
с 01.08 по 31.08.2019г. | Подбор и изучение методической литературы, информационных интернет ресурсов по работе с синельной проволокой. Составление плана работы в рамках проекта. Создание условий для внедрения технологии нетрадиционной продуктивной деятельности с использованием синельной проволоки:
| Консультация «Что это такое «Синельная проволока»? с демонстрацией на родительском собрании. |
|
2 этап -основной | |||
Период | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь 2019 | Ознакомление детей с синельной проволокой во время НООД «Волшебная проволока». Познакомить детей с синельной проволокой, из которой можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ней, выявляя его свойства. Сделай из проволоки какую-нибудь фигуру. Использование игровых упражнений «Разложи проволоку каждый в свой дом» (на определение цвета), «Смастерим цепочку», «Воздушные шарики», «Придумай словечко – соедини колечко» и др. в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми в ходе режимных моментов. | Изготовление памятки для родителей «Все о синельной проволоке». |
|
Октябрь 2019 | Изготовление из синельной проволоки атрибутов для пальчикового театра «Репка», а также атрибутов для сюжетных игр. «Смастерим репку» «Браслет для любимой куклы» | Индивидуальные консультации по использованию синельной проволоки в домашних условиях. |
|
Ноябрь 2019 | Подарок ко Дню матери: аппликация «Любимые ягоды» с использованием синельной проволоки. Продолжать учить сгибать, отрезать проволоку. Изготовление поделок путем скручивания проволоки. «Гусеничка», «Цветок» и др. Оформление выставки детских работ. | Рекомендации для родителей «Способы использования синельной проволоки при работе с детьми дошкольного возраста». |
|
Декабрь 2019 | Изготовление из синельной проволоки украшений для новогодней ёлки. Изготовление елочки из проволоки. | Мастер-класс с родителями «Елочка из проволоки» | Мастер-класс для педагогов по изготовлению новогодних украшений из проволоки. Елочка. Украшений для новогодней ёлки. |
Январь 2020 | Изготовление поделки «Моя кукла» Изготовление поделки змейка |
|
|
Февраль 2020 | Изготовление собачки для папы с использованием синельной проволоки. |
|
|
Март 2020 | Изготовление бабочки для мамы «Любимой мамочке подарок» «Цветок для мамы» | Индивидуальные рекомендации по проведению игровых развивающих занятий с применением атрибутов из синельной проволоки. | Выступление перед педагогами по теме «Использование синельной проволоки в речевом и познавательном развитии дошкольников» |
Апрель 2020 | Изготовление поделки «Солнышко лучистое». Подарим солнышку лучики. Изготовление букв из проволоки. «Мастерим буквы». «Смастери какое хочешь животное» |
|
|
3 этап - Завершающий этап | |||
Май 2020 | Итоговая диагностика. Творческая деятельность детей с использованием синельной проволоки совместно с родителями дома. Выставка поделок, изготовленных с использованием синельной проволоки. ( через социальные сети). | Показ презентации о проделанной работе в рамках проекта родителям через социальные сети, через дистанционное родительское собрание. Интерактивное взаимодействие через сайт педагога «В чем волшебство синельной проволоки?», через социальные сети. |
|
Таким образом, синельная проволока – это необычный материал, который помогает в процессе художественного конструирования создать и исполнить неповторимый образ. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку, фантазию и творчество. Но надо уделять серьёзное внимание к оснащению занятия: подбору наглядного материала, использовать в работе модели, таблицы, алгоритмы и заготовки на подготовительном этапе работы, для более быстрого и успешного овладения детьми приемами исполнения; художественное слово; оздоровительные паузы; интегрировать все предложенные приёмы обучения в разных вариантах, сочетать их между собой. Поддерживать и поощрять творческую активность детей. Важно, чтобы ребёнок активно участвовал на всех этапах работы (подготовительном, основном и творческом). При работе с проволокой, активизируется развитие мыслительных и творческих процессов, требующих решения проблемы, например, при изготовлении поделки «Солнышко»: предлагаемая проволока слишком длинная и композиция не умещается на листе картона, ребенок самостоятельно или вместе с педагогом ищут способ решения задачи (согнуть пополам проволоку или укоротить ее с помощью ножниц), но вывод предлагается сделать ребенку самостоятельно. Применение синельной проволоки будет очень актуально также в коррекционно-развивающей работе с детьми 5-7 лет, так как в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом: зрительно-моторную координацию и мелкую моторику. Например, при сюжетно-ролевой игре «Школа» дети будут с удовольствием выполнять «задания» – изготовить из проволоки нужную букву или цифру. Самостоятельно играя, дети улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Таким образом, незаметно для ребенка, без психологической нагрузки, мы проводим профилактику нарушений письменной речи. Яркими и запоминающимися станут поделки детей, отражающие темы календарного планирования и проектной деятельности.
Работу с проволокой можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности, кружковой работе, в организации мастер-классов для родителей. Объемными и красивыми получатся елочные игрушки и новогодние композиции, которые украсят праздничный интерьер дома и в детском саду.
Для того, чтобы получить оптимальный результат при работе с синельной проволокой необходима не только работа с детьми, но взаимодействие с родителями. Чтобы заинтересовать родителей данным вопросом, целесообразно провести следующие мероприятия: анкетирование родителей по вопросам семейного досуга, выступление на родительском собрании на тему «Синельная проволока. Что это такое?», где познакомить родителей с нетрадиционным материалом (синельной проволокой) для художественного конструирования. Рассказать, как будет строится образовательная деятельность, познакомить с целями и задачами, основными этапами работы, провести мастер-класс по изготовлению простейшей игрушки из пушистой проволоки. В группе в информационном уголке разместить информацию о нетрадиционном виде детского конструирования «Чудо проволока», «Цикл игровых упражнений с синельной проволокой для занятий с детьми в домашних условиях», «Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста», разместить работы детей выполненные из синельной проволоки. Обучившись конструированию из синельной проволоки, дети с удовольствием занимаются этой деятельностью в свободное время. Предлагаемый вид творческого конструирования позволяет подобрать ребёнку задание в соответствии с его возможностями. Надо показать ребёнку, что в случае затруднений педагог всегда придет на помощь. А самое главное — это объяснить детям, что каждый сможет добиться хорошего результата, если проявит настойчивость и терпение.
Работа с синельной проволокой в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи развития творческих способностей детей. Педагогам дошкольных учреждений, я рекомендую использовать художественное конструирование с синельной проволокой, как уникальное средство развития творческих способностей, мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Занимаясь творчеством, человек счастлив, так пусть дети каждый день проявляют свою фантазию, выдумку, пусть каждый день пребывания в детском саду будет интересным, познавательным и счастливым.
Список литературы:
- Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:2011;
- Березина В.Г., Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994. — 60 с.
- Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р., Сенсомоторное развитие дошкольников. – М.: Владос, 2001. – 20
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: Сфера, 2015. 240с.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М., 2009. 272 с.
- Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. -2008. №17, 18 (233).
- Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание. -2004. № 10.
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» — утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХОРОВОДНЫХ ИГР НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА ХОРОВОДНЫХ ИГР»
В наше время в ДОУ мало внимания уделяется проведению с детьми хороводных игр, бытует мнение, что это устаревшая форма работы, применяемые хороводные игры однообразны. При этом хоров...
Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...
Консультация для педагогов на районном методическом объединении по теме «Нетрадиционные техники рисования и лепки в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
Данная консультация содерджит личный опыт использования нетрадиционных техник рисвания и лепки для развития детей 3-4 лет...
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...
Статья для выступления на педагогическом совете. Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческог...
Статья "Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"
Статья " Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...
План по самообследованию : «Развитие – художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования»
Формирование у детей творческих способностей в изобразительной деятельности, через нетрадиционные техники рисования.Повысить свой профессиональный уровень по данному вопросу...