Формы, методы, приёмы сюжетно-ролевой игры, оказывающей влияние на социализацию дошкольника.
методическая разработка (подготовительная группа)

Ногина Вита Анатольевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_inra.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/с №99

Консультация для педагогов


Формы, методы, приёмы

сюжетно-ролевой игры, оказывающей влияние на социализацию дошкольника.

Составила:  Ногина В. А.

воспитатель высшей категории

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.

Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие дальнейшего  игрового  сюжета.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом — особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка

Главная задача сюжетно – ролевой игры – это приобретение социального зрения, чутья (социализация ребенка). А основным смыслом этой  игры является переживание дошкольником своей роли, сюжета, наполнение их собственными эмоциями.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу.

Важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению организованной деятельности  и  игр с правилами.

Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.

 Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Приёмы сюжетно-ролевой игры:

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход -  комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

В игре, как во всякой деятельности детей, педагогу принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному педагогом сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводит к скучному шаблону, подавляют воображение  и мышление детей, лишают игру ее педагогического значения.

Самое сложное и важное – обдумать  методы, задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу так и к отдельным детям.

Первое условие успешного руководства играми –  это умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это очень не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и  не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью, делятся своими детскими секретами.

Известно, что сюжетно-ролевая игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Например: семейные праздники, посещение театра, кинотеатра, музея, городского парка, поездка в транспорте и многое другое. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – это  создание у детей  представлений об окружающем их мире. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, чтение любимых и новых сказок, просмотр детских кинофильмов дают основной материал для игры, заставляют работать воображение и мышление. Часто хорошие сюжетно-ролевые игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление.

Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ. Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры.   Именно в этот момент педагог не может быть равнодушным зрителем, он может выразить  сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом может слушать  рассказ, например моряков  или водителей об опасных трудностях их путешествия. Педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. Например: маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу, или можно пригласить детей  отправиться в поездку и т.д. Такие советы обогащают замысел игры и способствуют их дальнейшему развитию и продолжению.

Иногда педагог становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и  именно в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре он спрашивает, где продаются билеты, и таким образом наводит на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине он спрашивает о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке и т.д.

Иногда игра, хорошая по теме, приобретает нежелательное направление, поведение детей не соответствует данной роли: воспитатель груб с детьми, дети  недисциплинированны, не происходит соблюдение элементарных правил. Причины такого явления различны. Может быть, ребенок плохо представляет себе деятельность, характер изображаемого лица и наделяет его качествами, которые наблюдал у других людей. А может быть обнаруживаются его собственные недостатки, грубость, недисциплинированность. И в том и другом случае необходимо повлиять на ребенка через образ, дать ему представление о том, как правильно поступает человек, которого он изображает, как он относится к своей работе, к людям. Педагог может воздействовать своим примером, стать участником игры. В других случаях на помощь приходят наблюдения, чтение книги на данную тему.

 Мы должны  создать такие сюжеты, чтобы играя, ребенок посмотрел на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения и памяти.

Дети сталкиваются в жизни не только с хорошими людьми, с благородными поступками. Порой затеваются игры, в которых дети изображают, например, выпивших людей, ссоры между людьми. Нельзя допустить этого. Необходимо отвлечь детей от таких игр , создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них отрицательное отношение к плохому, чтобы им самим не хотелось изображать это в игре.

Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить ею.

Участие педагога в сюжетно-ролевых играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, педагог должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке, своих положительных, лучших сторон.

Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:

Организовать место для сюжетно-ролевой игры, соответствующее возрасту и числу играющих детей.

Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам, способностям) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.

Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

В режиме детского дня для сюжетно-ролевых игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации сюжетно-ролевых игр, прежде всего в интересах развития детей.

Перечень: Методы и приемы руководства  в сюжетно-ролевой игре

Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:

- Исполнение воспитателем главной роли;

- Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;

- Внесение образных игрушек; Прием параллельной игры;

- Прием ролевой игры с продолжением;

- Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;

- Игра в телефон;

- Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

- Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений:

- Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»)

- Участие воспитателя в игре (главная роль);

- Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);

- Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

- Создание разновозрастных игровых триад.

Косвенные приемы руководства:

- Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей)

- Изменение игровой среды;

- Наблюдение, экскурсия;

- Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

 Литература

Солнцева О.В. Дошкольник  в  мире  сюжетно-ролевых  игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь»,  2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы, методы и приемы сюжетно-ролевой игры, оказывающие влияние на социализацию дошкольника.

Формы, методы и приемы сюжетно-ролевой игры, оказывающие влияние на социализацию дошкольника.                Огромная роль в ...

Сюжетно-ролевая игра на предмет позитивной социализации дошкольников

Одна из важнейших ролей в формировании и развитии ребенка – это игровая деятельность ребенка. Известный российский педагог Макаренко А.С. говорил о играх, что они имеют чрезвычайно важное значен...

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации дошкольника по ФГОС» (из опыта работы)

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как условие  успешной социализации дошкольника по ФГОС»...

Длительная сюжетно-ролевая игра, как технология эффективной социализации дошкольников

На страницах 140-145 данного сборника размещена статья, посвященная эффективной социализации дошкольников. В статье описывается образовательная ситуация нашего детского сада. Мы создаем такую технолог...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...