Тема «Игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
консультация
Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. Одной из базовых основ развития личности является нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_nravstvenno_patrioticheskom_vospitanii.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
Цель: Привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи: Воспитывать гражданственность, уважение к правам и свободе человека, толерантность, любовь к Родине, окружающей природе, семье. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. Одной из базовых основ развития личности является нравственно – патриотическое воспитание дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на две части
- нравственное воспитание - подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками; воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру.
- патриотическое воспитание – подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность). Важным средством нравственно - патриотического воспитания является приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей малой Родине, к своей стране - России. Игра является естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Основой всех игр, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольника является народная подвижная игра. В любой игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный и социальный опыт; в игре каждому из детей приходится добровольно отказаться от своих собственных желаний и согласовывать свои замыслы и идеи с другими участниками игры, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции и преодолевать разнообразные игровые трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные силы и результаты, а так же силы и результаты товарищей по игре. Народные игры наиболее доступны и являются неотъемлемой частью социального и нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В этих играх отражается образ жизни людей, их труд и быт, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой, ловкостью и выносливостью, проявлять смекалку, выдержку и находчивость. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственно патриотическую основу, учат дошкольника обретать гармонию с окружающим миром. У ребят формируется устойчивое, заинтересованное и уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры выразительны и доступны каждому ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора и уточняют представления об окружающем мире. В конце игры обязательно следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость и ловкость, выдержку и взаимопомощь. В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение и познавательная активность. Нравственно – патриотическое воспитание детей нужно начинать в раннем возрасте. И лучше всего это делать посредством подвижной игры. Потому, что игра естественный спутник жизни ребёнка. Игра – это серьезная школа для развивающегося мышления детей, через которую ребенок познает окружающий мир. В игре, все как будто понарошку, но в этой условной обстановке очень много настоящего. Действия всех играющих достаточно реальны, их чувства искренны, а правильно организованная игра способствует подготовке к будущей жизни. Усвоение социальных ценностей происходит в коллективной деятельности, любая игра развивает чувство коллективизма и товарищества. А увлекательное содержание игр и эмоциональная насыщенность являются важным фактором формирования физических, психических, эстетических и нравственно-патриотических основ личности ребенка. Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям или составляют простое пояснение ходу действия. Но очень мало подвижных игр имеют рифмованные слова - зачины. Не менее важной формой работы в развитии нравственно патриотических качеств дошкольника являются досуги, развлечения, праздники и другие мероприятия. Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дошкольники очень эмоциональны и впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению в разных ситуациях и в любой обстановке. Праздник помогает детям выразить свои эмоции, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь и художественный вкус. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе воспитателей с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых), а также родителей воспитанников ДОУ. Итак, народные праздники, как совместная деятельность дошкольников, оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственно патриотического поведения. Огромное значение в формировании социально нравственных качеств дошкольников играет использование на занятиях физической культурой - игры – эстафеты. Благодаря играм-эстафетам у детей формируются такие качества, как: чувство коллективизма, стремление к победе, взаимопонимание и взаимовыручка, дружба, слаженность действий, ответственность, и др.
Итак, в своей работе я использую такие игры как: «Ласковые имена», «Комплименты», «Кто больше назовет действий».
В игре «Ласковые имена» дети встают в круг. Ведущий бросает игроку мяч, ласково называя его по имени. Побеждает тот игрок, который больше всех назовет ласковые имена. Например: Светлана – Светик – Светочка и т.д.
Игра «Комплименты». Игра развивает в детях чувство сопереживания и поддержки, учит устранять конфликты мирным путем. Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить его. Игрок, принимающий комплимент, говорит: «Спасибо, мне очень приятно» и так далее.
С вами я хочу поиграть в игру: «Кто больше назовет действий»
Использованная литература
- Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для учащихся пед. Уч-щ по спец. 2002 «Дошк. Воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях»/В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др.; Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
- Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ В. Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р. И. Жуковская и др.; Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с., ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
- Игра дошкольника/ Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под. Ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада). – ISBN 5-09-001125-7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!»
Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!» Авторы проекта: Клочкова Е.В. Общее руководство: Г.А.Драчёва заведующий МБДОУ детского ...
Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!»
Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!» Авторы проекта: Клочкова Е.В. Общее руководство: Г.А.Драчёва заведующий МБДОУ детского ...
Тема пректа: «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Наша Родина-Россия!»
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания дете...
Презентация на тему «Игры по нравственно-патриотическому воспитанию"
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию....
Консультация для родителей. Тема: «Игры для нравственно – патриотического воспитание детей среднего дошкольного возраста»
консультация для родителей...
Тема самообразования "Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества»
Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помо...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...