Перспективный план по развитию связной речи детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа)

Глитняк Ирина Николаевна

"Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребенок прирожденный художник, музыкант и поэт"

В.А. Сухомлимский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по развитию связной речи детей старшей группы

 посредством сказки с использованием нетрадиционных методов и приемов.

Месяц

ОД по ООП ДОУ

( В.В.Гербова)

Совместная деятельность

с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» 

Цель. Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработк О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». 

Беседа «Что такое сказка» , 

 Игровое упражнение « Я начну, а ты продолжи» 

Задачи: Способствовать умению детей  подбирать  нужные  по  смыслу слова и заканчивать фразу,

  начатую взрослым. Провести анализ уровня развития связной речи у детей.

Моделирование сказки «Теремок»

Цель: Упражнять детей в моделировании знакомой сказки, развивать воображение, память.

Рассматривание иллюстраций, картинок ;

Д/игра «Собери картинку» Настольно-печатные игры «Мои любимые сказки», «Сказочные герои»;

 «Расколдуй сказку» 

Цель: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Опрос — анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»

Сентябрь

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

 Цель. Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

 С использованием мнемотаблицы Формировать умение  пересказывать сказку, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы).

Работа с МНЕМОТАБЛИЦЕЙ по сказке «Петушок и бобовое зернышко».

Совершенствовать навыки диалога, продолжать учить использовать мнемотаблицу во время драматизации сказки.

Придумывание конца сказки «Что за прелесть эти сказки»

Цель: Закрепить в памяти детей знакомые сказки и узнавать их по фрагментам; учить придумывать конец сказки  используя набор заместителей. Развивать умение составить по ним связное высказывание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Театрализованная деятельность по сказке «Заяц-хвастун»

Цель: Формировать интерес к театрализованной деятельности, использовать во время драматизации сказки готовую таблицу-схему.

Октябрь

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» 

Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Элементы ТРИЗ 

Игра «Салат из сказок»

Ведущий предлагает соединить две сказки одинакового характера и на их основе сочинить новую.

Игра «Маша-растеряша»

(по сказкам)

-Ой!

-Что с тобой?

-Я потеряла (называет какой-либо предмет, например, скалка из сказки «Лиса Патрикеевна», что я теперь буду менять?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции.

ИКТ игры:

1.»Хорошо-плохо»

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

2. «Озвучь героев»

Д.игра « Опиши героя»;

Самостоятельная изодеятельность лепка героев и сюжетов сказок

Задачи: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством лепки.

ИКТ игра «Найди по силуэту».

Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти

Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?»

Ноябрь

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Элементы ТРИЗ 

«Сказка наизнанку»

Ведущий предлагает умышленно и более органично «вывернуть наизнанку» сказочную тему. Например Красная шапочка злая, а волк –добрый.

Игра «Исправь ошибку»

Ведущий произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «внучка маленькая, а бабушка старенькая». В первой части сравнивается рост (размер), а во втором возраст. Правильно будет так: Внучка маленькая, а бабушка большая или бабушка старенькая, а внучка молодая.

Примерный речевой материал:

— Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая

-Заяц серый, а Петушок смелый

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый

-Дюймовочка легкая. А Ласточка большая

-У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. д.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Игра «Оживи картинку»

Цель: развивать умение детей подбирать заместители по определенному признаку, учить строить двигательную модель.

Упражнять в составлении творческих рассказов на основе графической схемы.

«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).

Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.

«Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.

 «Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки)
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.

 «Разукрась героя сказки» (совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).

Мастер классы для родителей и педагогов  

« Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей»

Ноябрь

Чтение сказки  «Айога»

Цель. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).

ИКТ.

Рассматривание картинок к сказкам «Кукушка», «Айога» , обсуждение характерных особенностей персонажей северных сказок.

ИКТ игра «Подбери костюмы к сказочным героям».

Элементы ТРИЗ -воспитатель предлагает детям собственный вариант концовки. Например, Айога просит птиц, оленей, белых медведей взять ее к себе, но те отказываются от ленивой, сердитой, самовлюбленной девочки.

Формировать умение сочинять небольшую сказку по схеме, соблюдая последовательность. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе.

«Нарисуй сказку»; Задачи: Развивать у детей способности отражать сказочных героев и сюжеты.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры»

Цель:  Упражнять в распознавании в абстрактных фигурах персонажей знакомых произведений.

«Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

Информирование родителей по теме: «Развитие связной речи», с помощью персонального сайта ..Картотека мнемотаблиц и ИКТ игр

Декабрь

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» 

Цель. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка 

В. Глоцера и 

Г. Снегирева), учить пересказывать ее.

Элементы ТРИЗ 

«Продолжи сказку»

Ведущий предлагает прослушивание аудиозаписи выбранной части сказки или читает ее (отрывок обязательно должен включать в себя сказочную задачу). Прослушав отрывок, дети домысливают судьбы героев, «вживаются в образ», идет обсуждение дальнейшей деятельности героев  в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке.

ИКТ игры:

1.»Хорошо-плохо»

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

2. «Озвучь героев»

Конструирование с элементом аппликации « Домик Царевны»

Задачи: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством конструирования.

«Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке)
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.

«Разрезные картинки» (научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление)
Дети составляют картину из частей.

Выставка совместного творчества, поделок « Сказка ложь, да ней намек»

Задачи: Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в выставке.

Декабрь

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» 

Цель. Познакомить детей со сказкой          П. Бажова «Серебряное копытце».

Элементы ТРИЗ 

Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза».

Цель: Активизировать  детское воображение, подготовить к литературно-словесному творчеству. Развивать связную речь через сочинение сказок с использованием мнемотехники. Формировать умение кодировать содержание сказки символами, перекодировать его обратно во время рассказа; использовать различные синтаксические конструкции, употребление согласованных существительных и глаголов. Воспитывать интерес к творчеству, навыки инициативности, сотрудничества.

Моделирование.

Игра «Теремок»

Цель: Обогащать словарный запас детей, развивать навыки классификации на основе использования схемы.

«Найди!» (развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке).

«Отгадай загадку» 

Изготовление атрибутов к праздникам. (костюмы сказочных героев, декорации)

Январь

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы»

 Цель. Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы»

ИКТ игры:

1.»Хорошо-плохо»

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

2. «Озвучь героев»

Кукольный театр по сказке «Три поросенка»

Цель:Продолжать учить драматизировать сказку на основе использования мнемотаблицы.

Лепбук «Русские народные сказки»

Январь

Пересказ сказки          Э. Шима «Соловей и Вороненок»               Цель: Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

ТРИЗ.Игра «Сказка на новый лад»

Цель: Развивать фантазию детей, упражнять в составлении распространенных предложений по картинкам и объединять их по смыслу.

Драматизация сказки « Заюшкина избушка»

Задачи: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.

Совместное творчество над созданием мультфильма по сказкам.

( изготовление героев, декораций, озвучивание, запись, оформление)

Февраль

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» Цель. Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка»                          (в обработке                       М. Булатова)

«Моделирование сказок»

Ведущий предлагает составить сказку по предметно-схематической модели. Показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. 

Пример: черный домик (это может быть домик Змея Горыныча  или кого-то еще, а черный, потому что тот, кто в нем живет – злой…)

Игровая ситуация «Волшебное дерево»

Задачи: Развивать умение вести диалог со сверстниками, развивать связную речь.

ТРИЗ

Игра «Волшебная дорожка»

Ведущий  смешивает карточки — иллюстрации из разных сказок, не более четырех. Дети должны выложить «волшебные дорожки» последовательно по сюжету сказки. Каждый выкладывает свою сказку.

Лепбук «Русские народные сказки»

Совместное творчество над созданием мультфильма по сказкам.

Февраль

Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» Цель. Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Элементы ТРИЗ 

Игра «Что умеет делать?

МНЕМОТЕХНИКА

Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

Цель:Формировать у детей умение составлять рассказ по картине, используя мнемотаблицу.

ИКТ ИГРЫ: 

«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)
«Волшебное слово  Емели, Ивана-дурака, и т.д.

 «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

Яблоко с блюдечком – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»
Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу «Хаврошечка»
Печка – автомобиль «По щучьему велению»

«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

Кощей  — … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк — …(Горбунок)
Крошечка — … (Хаврошечка)
Василиса — … (Прекрасная, Премудрая)
Баба — … (Яга)
Мальчик — … (с-пальчик)
Марья — …(искусница)
Курочка — … (Ряба)
Иван — … (дурак)
Воробей — … (крылатый)
Мышонок — … (мохнатый)
Блин — … (масленый)
Сивка — … (бурка)

«Узнай сказку по нарисованному предмету» (закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи)
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.
«Найди пару» (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки)
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например, Царевне – лягушке – стрелу.

ИКТ «Кто лишний? »

Совместное творчество над созданием мультфильма по сказкам

Март

Чтение сказки «Сивка-Бурка» 

Цель. Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

ИКТ игры:

1.»Хорошо-плохо»

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

2. «Озвучь героев»

Элементы ТРИЗ

Творческое рассказывание «Как медвежонок потерял сапожки». 

Формировать умение самостоятельно пересказывать сказку на основе построения наглядной модели, придумывать продолжение сказки, начатой  воспитателем; развивать творческое воображение; продолжать учить детей использовать в рассказах разные типы предложений; формировать умение развивать сюжет, придерживаясь плана. Воспитывать интерес к творчеству.

Лепбук «Русские народные сказки»

Моделирование «Помоги герою найти свою сказку».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

«Сказочная путаница» (по картинкам)

Аудио игра «Чья песенка».

Творческое задание сочинить сказку с ребенком. (запись на диктафон)

Апрель

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель. Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

ТРИЗ Составление сказки методом «Каталога»

Ведущий предлагает совместно придумать сказку, как настоящие сказочники.

С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.)

Вопросы:

• Жил-был… Кто?

• Какое добро умел делать?

• Встретил кого злого?

• Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

• Был у нашего героя друг.

• Как он мог помочь главному герою?

• Что стало со злым героем?

• Где наши друзья стали жить?

• Что стали делать?

По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают  сказку, а также делают к ней иллюстрации.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: Обогащать глагольный словарь, упражнять в подборе подходящих картинок (пиктограмм).

Инсценирование отдельных эпизодов сказки  . Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»

Задачи: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.

Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста сюжет своей придуманной сказки , изготовление поделки.

Май

Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол»

 Цель. Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол»

ИКТ игры:

1.»Хорошо-плохо»

Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок .

2. «Озвучь героев»

3. «Узнай героя по силуэту»

ТРИЗ                                          

 «Кто, с кем, где, когда?»

Кто?

-С кем?

-Где?

-Когда?

-Что делали?

-Кто пришел?

-Что сказал?

По окончании игры ведущий и дети составляют сказку из ответов.

Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»

Игра-фантазия «Путешествие в волшебный лес».

Цель:

Учить придумывать коллективный рассказ, строить и «читать» простые модели сказок. Закреплять умение соотносить знакомые образы с символами.

ТРИЗ. игра«Маски».

Цель: Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Материал: маски сказочных персонажей – животных.

Описание игры: Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

Лепбук «Русские народные сказки»

Выпуск творческой стенгазеты      «В гостях у сказки»

Оформление работы за год в презентации « Мои любимые сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи детей старшей группы

перспективный план старшей группы (сколько занятий, лексика-грамматика, связная речь)...

Перспективный план формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи детей старшей группы

перспективное планирование (сколько занятий, лексика-грамматика, связная речь)...

"Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"

Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...

Перспективный план по развитию связной речи в старшей группе (по технологии Воробьвой)

Перспективный план  по развитию связной речи в старшей группе (по технологии Воробьвой)...

Перспективный план по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР.

В данной методической разработке присутствует поступательное движение от простого к сложному. Нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной р...

Календарно-тематический план по развитию связной речи детей старшей группы на один квартал

Календарно-тематический план по развитию связной речи детей старшей группы на один квартал.Планирование работы по развитию связной речи включено обучение детей пересказу литературных произведений, рас...