Перспективный план по развитию связной речи детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа)
"Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребенок прирожденный художник, музыкант и поэт"
В.А. Сухомлимский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_detey_starshey_gruppy.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по развитию связной речи детей старшей группы
посредством сказки с использованием нетрадиционных методов и приемов.
Месяц | ОД по ООП ДОУ ( В.В.Гербова) | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
Сентябрь | Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» Цель. Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработк О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». | Беседа «Что такое сказка» , Игровое упражнение « Я начну, а ты продолжи» Задачи: Способствовать умению детей подбирать нужные по смыслу слова и заканчивать фразу, начатую взрослым. Провести анализ уровня развития связной речи у детей. Моделирование сказки «Теремок» Цель: Упражнять детей в моделировании знакомой сказки, развивать воображение, память. | Рассматривание иллюстраций, картинок ; Д/игра «Собери картинку» Настольно-печатные игры «Мои любимые сказки», «Сказочные герои»; «Расколдуй сказку» Цель: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов | Опрос — анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка» |
Сентябрь | Пересказ сказки «Заяц-хвастун» Цель. Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. С использованием мнемотаблицы Формировать умение пересказывать сказку, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы). | Работа с МНЕМОТАБЛИЦЕЙ по сказке «Петушок и бобовое зернышко». Совершенствовать навыки диалога, продолжать учить использовать мнемотаблицу во время драматизации сказки. Придумывание конца сказки «Что за прелесть эти сказки» Цель: Закрепить в памяти детей знакомые сказки и узнавать их по фрагментам; учить придумывать конец сказки используя набор заместителей. Развивать умение составить по ним связное высказывание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. | МОДЕЛИРОВАНИЕ Театрализованная деятельность по сказке «Заяц-хвастун» Цель: Формировать интерес к театрализованной деятельности, использовать во время драматизации сказки готовую таблицу-схему. | |
Октябрь | Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. | Элементы ТРИЗ Игра «Салат из сказок» Ведущий предлагает соединить две сказки одинакового характера и на их основе сочинить новую. Игра «Маша-растеряша» (по сказкам) -Ой! -Что с тобой? -Я потеряла (называет какой-либо предмет, например, скалка из сказки «Лиса Патрикеевна», что я теперь буду менять? Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции. ИКТ игры: 1.»Хорошо-плохо» Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок . 2. «Озвучь героев» | Д.игра « Опиши героя»; Самостоятельная изодеятельность лепка героев и сюжетов сказок Задачи: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством лепки. ИКТ игра «Найди по силуэту». Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти | Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?» |
Ноябрь | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | Элементы ТРИЗ «Сказка наизнанку» Ведущий предлагает умышленно и более органично «вывернуть наизнанку» сказочную тему. Например Красная шапочка злая, а волк –добрый. Игра «Исправь ошибку» Ведущий произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «внучка маленькая, а бабушка старенькая». В первой части сравнивается рост (размер), а во втором возраст. Правильно будет так: Внучка маленькая, а бабушка большая или бабушка старенькая, а внучка молодая. Примерный речевой материал: — Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый. -Лиса хитрая, а Колобок желтый -Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая -Заяц серый, а Петушок смелый -Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый -Дюймовочка легкая. А Ласточка большая -У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. д. | МОДЕЛИРОВАНИЕ Игра «Оживи картинку» Цель: развивать умение детей подбирать заместители по определенному признаку, учить строить двигательную модель. Упражнять в составлении творческих рассказов на основе графической схемы. «Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»). Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью. «Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу). Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др. «Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки) «Разукрась героя сказки» (совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук). | Мастер классы для родителей и педагогов « Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей» |
Ноябрь | Чтение сказки «Айога» Цель. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении). | ИКТ. Рассматривание картинок к сказкам «Кукушка», «Айога» , обсуждение характерных особенностей персонажей северных сказок. ИКТ игра «Подбери костюмы к сказочным героям». Элементы ТРИЗ -воспитатель предлагает детям собственный вариант концовки. Например, Айога просит птиц, оленей, белых медведей взять ее к себе, но те отказываются от ленивой, сердитой, самовлюбленной девочки. Формировать умение сочинять небольшую сказку по схеме, соблюдая последовательность. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. | «Нарисуй сказку»; Задачи: Развивать у детей способности отражать сказочных героев и сюжеты. МОДЕЛИРОВАНИЕ Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры» Цель: Упражнять в распознавании в абстрактных фигурах персонажей знакомых произведений. «Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения) | Информирование родителей по теме: «Развитие связной речи», с помощью персонального сайта ..Картотека мнемотаблиц и ИКТ игр |
Декабрь | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Цель. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее. | Элементы ТРИЗ «Продолжи сказку» Ведущий предлагает прослушивание аудиозаписи выбранной части сказки или читает ее (отрывок обязательно должен включать в себя сказочную задачу). Прослушав отрывок, дети домысливают судьбы героев, «вживаются в образ», идет обсуждение дальнейшей деятельности героев в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке. ИКТ игры: 1.»Хорошо-плохо» Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок . 2. «Озвучь героев» | Конструирование с элементом аппликации « Домик Царевны» Задачи: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством конструирования. «Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке) «Разрезные картинки» (научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление) | Выставка совместного творчества, поделок « Сказка ложь, да ней намек» Задачи: Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в выставке. |
Декабрь | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Цель. Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». | Элементы ТРИЗ Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза». Цель: Активизировать детское воображение, подготовить к литературно-словесному творчеству. Развивать связную речь через сочинение сказок с использованием мнемотехники. Формировать умение кодировать содержание сказки символами, перекодировать его обратно во время рассказа; использовать различные синтаксические конструкции, употребление согласованных существительных и глаголов. Воспитывать интерес к творчеству, навыки инициативности, сотрудничества. | Моделирование. Игра «Теремок» Цель: Обогащать словарный запас детей, развивать навыки классификации на основе использования схемы. «Найди!» (развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке). «Отгадай загадку» | Изготовление атрибутов к праздникам. (костюмы сказочных героев, декорации) |
Январь | Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы» Цель. Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» | ИКТ игры: 1.»Хорошо-плохо» Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок . 2. «Озвучь героев» | Кукольный театр по сказке «Три поросенка» Цель:Продолжать учить драматизировать сказку на основе использования мнемотаблицы. Лепбук «Русские народные сказки» | |
Январь | Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» Цель: Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). | ТРИЗ.Игра «Сказка на новый лад» Цель: Развивать фантазию детей, упражнять в составлении распространенных предложений по картинкам и объединять их по смыслу. | Драматизация сказки « Заюшкина избушка» Задачи: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. | Совместное творчество над созданием мультфильма по сказкам. ( изготовление героев, декораций, озвучивание, запись, оформление) |
Февраль | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» Цель. Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова) | «Моделирование сказок» Ведущий предлагает составить сказку по предметно-схематической модели. Показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик Змея Горыныча или кого-то еще, а черный, потому что тот, кто в нем живет – злой…) | Игровая ситуация «Волшебное дерево» Задачи: Развивать умение вести диалог со сверстниками, развивать связную речь. ТРИЗ Игра «Волшебная дорожка» Ведущий смешивает карточки — иллюстрации из разных сказок, не более четырех. Дети должны выложить «волшебные дорожки» последовательно по сюжету сказки. Каждый выкладывает свою сказку. Лепбук «Русские народные сказки» | Совместное творчество над созданием мультфильма по сказкам. |
Февраль | Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» Цель. Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | Элементы ТРИЗ Игра «Что умеет делать? МНЕМОТЕХНИКА Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» Цель:Формировать у детей умение составлять рассказ по картине, используя мнемотаблицу. ИКТ ИГРЫ: «Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова) «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог). Яблоко с блюдечком – телевизор «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве) Кощей — … (Бессмертный) | «Узнай сказку по нарисованному предмету» (закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи) ИКТ «Кто лишний? » | Совместное творчество над созданием мультфильма по сказкам |
Март | Чтение сказки «Сивка-Бурка» Цель. Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова). | ИКТ игры: 1.»Хорошо-плохо» Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок . 2. «Озвучь героев» Элементы ТРИЗ Творческое рассказывание «Как медвежонок потерял сапожки». Формировать умение самостоятельно пересказывать сказку на основе построения наглядной модели, придумывать продолжение сказки, начатой воспитателем; развивать творческое воображение; продолжать учить детей использовать в рассказах разные типы предложений; формировать умение развивать сюжет, придерживаясь плана. Воспитывать интерес к творчеству. | Лепбук «Русские народные сказки» Моделирование «Помоги герою найти свою сказку». Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти. «Сказочная путаница» (по картинкам) Аудио игра «Чья песенка». | Творческое задание сочинить сказку с ребенком. (запись на диктафон) |
Апрель | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель. Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик». | ТРИЗ Составление сказки методом «Каталога» Ведущий предлагает совместно придумать сказку, как настоящие сказочники. С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.) Вопросы: • Жил-был… Кто? • Какое добро умел делать? • Встретил кого злого? • Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? • Был у нашего героя друг. • Как он мог помочь главному герою? • Что стало со злым героем? • Где наши друзья стали жить? • Что стали делать? По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают сказку, а также делают к ней иллюстрации. | Игра «Цветик-семицветик» Цель: Обогащать глагольный словарь, упражнять в подборе подходящих картинок (пиктограмм). Инсценирование отдельных эпизодов сказки . Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку» Задачи: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. | Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста сюжет своей придуманной сказки , изготовление поделки. |
Май | Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол» Цель. Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол» | ИКТ игры: 1.»Хорошо-плохо» Анализ поступков героев, рассказывание сказки по серии картинок . 2. «Озвучь героев» 3. «Узнай героя по силуэту» ТРИЗ «Кто, с кем, где, когда?» Кто? -С кем? -Где? -Когда? -Что делали? -Кто пришел? -Что сказал? По окончании игры ведущий и дети составляют сказку из ответов. Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!» Игра-фантазия «Путешествие в волшебный лес». Цель: Учить придумывать коллективный рассказ, строить и «читать» простые модели сказок. Закреплять умение соотносить знакомые образы с символами. | ТРИЗ. игра«Маски». Цель: Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений. Материал: маски сказочных персонажей – животных. Описание игры: Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал. Лепбук «Русские народные сказки» | Выпуск творческой стенгазеты «В гостях у сказки» Оформление работы за год в презентации « Мои любимые сказки». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи детей старшей группы
перспективный план старшей группы (сколько занятий, лексика-грамматика, связная речь)...
Перспективный план формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи детей старшей группы
перспективное планирование (сколько занятий, лексика-грамматика, связная речь)...
"Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"
Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...
Перспективный план по развитию связной речи в старшей группе (по технологии Воробьвой)
Перспективный план по развитию связной речи в старшей группе (по технологии Воробьвой)...
Перспективный план по развитию связной речи в старшей группе
Консультация для воспитателей...
Перспективный план по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР.
В данной методической разработке присутствует поступательное движение от простого к сложному. Нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной р...
Календарно-тематический план по развитию связной речи детей старшей группы на один квартал
Календарно-тематический план по развитию связной речи детей старшей группы на один квартал.Планирование работы по развитию связной речи включено обучение детей пересказу литературных произведений, рас...