«ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА» (ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
занимательные факты (старшая группа)
Актуальность: История для дошкольников – это одно из средств духовного и культурного воспитания детей. История интересна и познавательна. И не смотря на то, что это серьезная наука, история для дошкольников может стать очень интересной и увлекательной, если правильно ее преподнести. Для полноценного развития и обогащения деятельности детям необходимы разнообразные впечатления, которые он может приобрести, став активным участником процесса познания разнообразных тем истории. Наша тема представлена в форме проекта. Данный вид деятельности обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к образованию. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что в нем представлена система и содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью первобытного человека. Проект наполнен самыми разнообразными формами работы, в том числе использованием ИКТ технологий.
Проблема: У детей дошкольного возраста фактически отсутствуют знания по данной теме, хотя понятия «первобытного», «пещерного человека» им знакомы.
Цель: дать детям первоначальные знания о жизни первобытного человека.
Объект: Жизнь первобытного человека (его внешний облик, жилище, питание, быт, культура).
Предмет: Первобытный человек.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление детей о древнем мире;
- Познакомить с внешним обликом первобытного человека;
- Познакомить с достижениями первобытного человека: добывание огня, изготовление орудий труда и охоты, наскальная живопись; бытом первобытного человека: охота рыбалка
- Обогащать словарный запас детей словами: первобытный, пещерный, каменный век, мамонт, древко, шкура и д.р.
Развивающие:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Развивать конструктивные навыки и умения;
- Развивать творческое мышление, воображение, фантазию;
- Формировать пантомимические способности: умение использовать пантомиму и мимику в соответствии с ситуацией;
- Способствовать развитию познавательных интересов;
- Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в подгруппах, распределять роли, договариваться;
- Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhizn_pervobytnogo_cheloveka.doc | 46.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №231
«Детский сад комбинированного вида»
Проект
«ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА»
Автор:
Холод Е В.
воспитатель
Содержание
- КРАТКАЯ СПРАВКА-АННОТАЦИЯ ………………………3
- ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА………………………………………..6
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА…………………………………13
- ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………..15
«ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА»
(ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ)
« Не зная прошлого, нельзя понять настоящее
и невозможно предвидеть будущее».
В.Г.Белинский
- КРАТКАЯ СПРАВКА-АННОТАЦИЯ
Актуальность: История для дошкольников – это одно из средств духовного и культурного воспитания детей. История интересна и познавательна. И не смотря на то, что это серьезная наука, история для дошкольников может стать очень интересной и увлекательной, если правильно ее преподнести. Для полноценного развития и обогащения деятельности детям необходимы разнообразные впечатления, которые он может приобрести, став активным участником процесса познания разнообразных тем истории.
Наша тема представлена в форме проекта. Данный вид деятельности обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к образованию. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что в нем представлена система и содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью первобытного человека. Проект наполнен самыми разнообразными формами работы, в том числе использованием ИКТ технологий.
Проблема: У детей дошкольного возраста фактически отсутствуют знания по данной теме, хотя понятия «первобытного», «пещерного человека» им знакомы.
Цель: дать детям первоначальные знания о жизни первобытного человека.
Объект: Жизнь первобытного человека (его внешний облик, жилище, питание, быт, культура).
Предмет: Первобытный человек.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление детей о древнем мире;
- Познакомить с внешним обликом первобытного человека;
- Познакомить с достижениями первобытного человека: добывание огня, изготовление орудий труда и охоты, наскальная живопись; бытом первобытного человека: охота рыбалка
- Обогащать словарный запас детей словами: первобытный, пещерный, каменный век, мамонт, древко, шкура и д.р.
Развивающие:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Развивать конструктивные навыки и умения;
- Развивать творческое мышление, воображение, фантазию;
- Формировать пантомимические способности: умение использовать пантомиму и мимику в соответствии с ситуацией;
- Способствовать развитию познавательных интересов;
- Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в подгруппах, распределять роли, договариваться;
- Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.
Гипотеза: У детей возрастёт интерес к истории в общем, разным её темам, если их познакомить с ней, через проектную деятельность.
Ожидаемые результаты:
- Для педагога:
- Освоение проектного метода;
- Повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
- Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;
- Для детей:
- Дети 6-7 лет получат первоначальные знания о жизни первобытного человека;
- Пополнение словарного запаса детей по теме «Жизнь первобытного человека»;
- Пополнение развивающей среды в группе по теме «Жизнь первобытного человека»;
- Развитие творческих способностей;
- Повышение уровня познавательного развития;
- Развитие умения работать в группе, навыком коммуникативного общения.
- Активное участие детей в реализации проекта.
- Для родителей:
- Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
- Для педагогов ДОУ:
- Возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.
В процессе проектной деятельности будут развиваться все сферы деятельности:
Социальная – дети взаимодействуют друг с другом.
Коммуникативная – дети общаются, задают вопросы, участвуют в беседе, составляют рассказы.
Информационная – получают информацию из разных источников.
Деятельная – с помощью родителей подбирают материалы, инструменты для создания продукта.
Здоровьесберегающая – играют в подвижные игры по данной теме.
Предполагаемый продукты:
- Выставки творческих работ детей: «Наскальные рисунки», (совместная работа детей с родителями);
- Макет «Стоянки первобытного человека»;
- Совместное развлечение «Путешествие в историю».
- ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Вид проекта: краткосрочный групповой, информационно-творческий.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.
Исполнители проекта: дети, родители, воспитатель подготовительной группы, старший воспитатель.
Продолжительность проекта:.2 месяца
Сроки проведения: с 1.11.2021 по 31.12.2021
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
2. Практический этап
3. Обобщающе - результативный этап.
Этапы реализации проекта
Мероприятия | |
Подбор и изучение методической литературы по вопросам проектной деятельности. | |
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта | |
Разработка плана работы основного этапа | |
Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, энциклопедии, рефераты и т.п.), | |
Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, иллюстраций; подборка аудио и видеоматериала по теме; создание презентации. | |
Подготовка бесед и игр с детьми по теме. | |
Организация развивающей среды в группе. | |
Организация подготовки к экскурсии в Музей этнографии и археологии Сибири | |
Ознакомление детей с художественной литературой (Носырев И. Н. «Первобытные люди»); Проведение бесед на тему внешнего вида первобытного человека, его жилища и процесса овладения огнем. Рассмотрение картин и беседы по их содержанию. | |
Проведение игры-пантомимы «Общаемся как первобытные люди»; Проведение игры «Найди несоответствия»; «Пламя огня»; Работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация); | |
Ознакомление детей с художественной литературой; Проведение бесед на тему охоты и орудий труда первобытного человека; Рассмотрение картин и беседы по их содержанию. | |
Проведение подвижных игр: «Охота», «Рыбалка»; Игра «Орудия труда первобытного человека»; Лепка «Каменный топор». | |
Ознакомление детей с художественной литературой; Проведение бесед на тему культуры первобытного человека; Просмотр презентации по теме; Рисование «Наскальная живопись». | |
Просмотр мультфильма «Первобытный человек» Проведение подвижной игры «Танец первобытного человека». | |
Экскурсия в Музей этнографии и археологии. Аппликация «Стоянка первобытного человека». | |
Создание макета «Жилище первобытного человека»; Игра-пантомима «Без слов»; Настольная игра: «Разрезные картинки». | |
Проведение совместного развлечения «Путешествие в историю»; Организация выставки результатов работ совместной деятельности детей и взрослых. | |
Обобщение опыта работы в виде папки. Создание презентации-отчета о реализации проекта | |
Анализ результатов проекта |
Содержание работы по направлениям:
Познавательно - речевое развитие:
Просмотр мультфильма и презентации «Всемирная История. Первобытный человек»;
Беседа «Кто такой первобытный человек», «Жизнь первобытного человека».
Рассматривание иллюстраций.
Чтение художественной литературы: Носырев И. Н. «Первобытные люди», Альбедиль М. Ф. «Герои первобытного времени»;
Дидактические игры: «Ошибки художника», «Найди орудия труда»;
Настольная игра: «Разрезные картинки»;
Развлечение для детей: «Путешествие в историю».
Художественно-эстетическое развитие:
Создание макета «Пещера первобытного человека»;
Рисование «Наскальная живопись», «Охота на животных»;
Аппликация: «Стоянка первобытного человека»;
Лепка «Каменный топор».
Социально-личностное развитие:
Сюжетно-ролевая игра «Охота на мамонта»;
Игра-пантомима «Без слов»;
Игра «Пламя огня».
Физическое развитие:
"Танец первобытного человека" утренняя гимнастика.
Подвижные игры: «Охота», «Рыбалка», «Повтори движение», «Полоса препятствия на охоте»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для игры «Древний мир».
Центр художественного творчества: материалы для рисования (карандаши, фломастеры, краски, кисточки, бумага, трафареты, пластилин, материалы для изготовления аппликаций.
Взаимодействие с семьей:
1. Сотрудничество с родителями (результаты совместного творчества детей и родителей по теме «Жизнь первобытного человека»).
2. Выставки детских работ.
3. Досуг для детей с приглашением родителей.
Негативные последствия, риски, издержки:
Основные риски | Пути их минимизации |
| Увеличение срока подготовки к реализации проекта для более полного изучения темы. |
| Создание информационных буклетов, презентаций; Вовлечение в мероприятия, проводимые в ДОУ. |
| Включение в проект инновационных форм работы с детьми, они разнообразны и, как правило, представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность детей. |
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:
- Диагностика детей (мониторинг знаний детей по теме);
- Наблюдение;
- Беседы;
- Опросы;
- Анкетирование родителей.
Прогнозируемое дальнейшее развитие проекта:
При условии достижения поставленных задач и получения положительных результатов предполагается дальнейшее развитие проекта в ДОУ на другие сюжеты Всемирной истории (например, «Древний Египет», «Рыцарство», «Первооткрыватели»). Кроме того возможна презентация полученного опыта работы на ГМО, размещение на сайтах интернета.
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Учебно-методическое обеспечение:
- Альбедиль М. Ф. Герои первобытного времени. М., 2013. -128.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М, 2008. – 112 с.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М., 2008. – 208 с.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. –М., 2006.
- Носырев И. Н. Первобытные люди. – М., 2015. – 88.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М., 2005. – 96 с.
- Сыпченко Е.А.: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб., 2012. - 97с.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
- Керрод, Мадгуик, Брукс: Большая книга знаний. М., 2015. – 480 с.
Материально-техническое:
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран;
Аудио и видео записи (музыка, презентации «Древние животные», «Наскальные рисунки», мультфильм «Всемирная История. Первобытный человек»);
Костюмы: элементы одежды, ассоциирующиеся с первобытной.
Оборудование для подвижных игр: веревка, скакалка, скамья, мешочки – по количеству детей; мягкие кубы, мишени, 2 обруча (озеро).
Оборудования для сюжетно-ролевых игр: орудия труда первобытного человека и современные, разные лоскуты ткани; предметы для добычи огня, макеты костра, шалаша, изображения диких животных; фигуры диких животных – по количеству детей, рыбки – по количеству детей, игрушки (рыбки, крупные слоны, мамонты, тигры, львы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: « Рисунок в жизни первобытного человека»
материал может быть полезен воспитателю при закреплении знаний детей о первобытном человеке и роли рисунка в жизни древних людей...
«Что? Где? Когда? О жизни первобытных людей»
Данная разработка помогает обобщить знания детей по теме "Древние люди"...
Жизнь первобытных людей в танце. В условиях реализации ФГОС ДО
Первобыиные люди в быту....
Интегрированная игра. Страницы истории - жизнь первобытных людей.
В условиях реализации ФГОС ДО...
презентация к занятию "Жизнь первобытного человека"
презентация к занятию "Жизнь первобытного человека"...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»...