«ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА» (ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
занимательные факты (старшая группа)

Холод Елена Викторовна

Актуальность: История для дошкольников – это одно из средств духовного и культурного воспитания детей. История интересна и познавательна. И не смотря на то, что это серьезная наука, история для дошкольников может стать очень интересной и увлекательной, если правильно ее преподнести. Для полноценного развития и обогащения деятельности детям необходимы разнообразные впечатления, которые он может приобрести, став активным участником процесса познания разнообразных тем истории. Наша тема представлена в форме проекта. Данный вид деятельности обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к образованию. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. 

Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что в нем представлена система и содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью первобытного человека. Проект наполнен самыми разнообразными формами работы, в том числе использованием ИКТ технологий.

Проблема: У детей дошкольного возраста фактически отсутствуют знания по данной теме, хотя понятия «первобытного», «пещерного человека» им знакомы.

Цель: дать детям первоначальные знания о жизни первобытного человека.

Объект: Жизнь первобытного человека (его внешний облик, жилище, питание, быт, культура).

Предмет: Первобытный человек.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представление детей о древнем мире;
  2. Познакомить с внешним обликом первобытного человека;
  3. Познакомить с достижениями первобытного человека: добывание огня, изготовление орудий труда и охоты, наскальная живопись; бытом первобытного человека: охота рыбалка
  4. Обогащать словарный запас детей словами: первобытный, пещерный, каменный век, мамонт, древко, шкура и д.р.

Развивающие:

  1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. Развивать конструктивные навыки и умения;
  3. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию;
  4. Формировать пантомимические способности: умение использовать пантомиму и мимику в соответствии с ситуацией;
  5. Способствовать развитию познавательных интересов;
  6. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в подгруппах, распределять роли, договариваться;
  2. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhizn_pervobytnogo_cheloveka.doc46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение №231

«Детский сад комбинированного вида»

Проект

«ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА»

Автор:

Холод Е В.

воспитатель

Содержание

  1. КРАТКАЯ СПРАВКА-АННОТАЦИЯ ………………………3
  2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА………………………………………..6
  3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА…………………………………13
  4. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………..15

 «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА»

(ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ)

« Не зная прошлого, нельзя понять настоящее 
и невозможно предвидеть будущее». 
В.Г.Белинский

  1. КРАТКАЯ СПРАВКА-АННОТАЦИЯ

Актуальность: История для дошкольников – это одно из средств духовного и культурного воспитания детей. История интересна и познавательна. И не смотря на то, что это серьезная наука, история для дошкольников может стать очень интересной и увлекательной, если правильно ее преподнести. Для полноценного развития и обогащения деятельности детям необходимы разнообразные впечатления, которые он может приобрести, став активным участником процесса познания разнообразных тем истории.

Наша тема представлена в форме проекта. Данный вид деятельности обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к образованию. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.  

Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что в нем представлена система и содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью первобытного человека. Проект наполнен самыми разнообразными формами работы, в том числе использованием ИКТ технологий.

Проблема: У детей дошкольного возраста фактически отсутствуют знания по данной теме, хотя понятия «первобытного», «пещерного человека» им знакомы.

Цель: дать детям первоначальные знания о жизни первобытного человека.

Объект: Жизнь первобытного человека (его внешний облик, жилище, питание, быт, культура).

Предмет: Первобытный человек.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представление детей о древнем мире;
  2. Познакомить с внешним обликом первобытного человека;
  3. Познакомить с достижениями первобытного человека: добывание огня, изготовление орудий труда и охоты, наскальная живопись; бытом первобытного человека: охота рыбалка
  4. Обогащать словарный запас детей словами: первобытный, пещерный, каменный век, мамонт, древко, шкура и д.р.

Развивающие:

  1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. Развивать конструктивные навыки и умения;
  3. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию;
  4. Формировать пантомимические способности: умение использовать пантомиму и мимику в соответствии с ситуацией;
  5. Способствовать развитию познавательных интересов;
  6. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в подгруппах, распределять роли, договариваться;
  2. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Гипотеза: У детей возрастёт интерес к истории в общем, разным её темам, если их познакомить с ней, через проектную деятельность.

Ожидаемые результаты: 

  1. Для педагога:
  • Освоение проектного метода;
  • Повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
  • Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;
  1. Для детей:
  • Дети 6-7 лет получат первоначальные знания о жизни первобытного человека;
  • Пополнение словарного запаса детей по теме «Жизнь первобытного человека»;
  • Пополнение развивающей среды в группе по теме «Жизнь первобытного человека»;
  • Развитие творческих способностей;
  • Повышение уровня познавательного развития;
  • Развитие умения работать в группе, навыком коммуникативного общения.
  • Активное участие детей в реализации проекта.
  1. Для родителей:
  • Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
  1. Для педагогов ДОУ:
  • Возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.

В процессе проектной деятельности будут развиваться все сферы деятельности:

Социальная – дети взаимодействуют друг с другом.

Коммуникативная – дети общаются, задают вопросы, участвуют в беседе, составляют рассказы.

Информационная – получают информацию из разных источников.

Деятельная – с помощью родителей подбирают материалы, инструменты для создания продукта.

Здоровьесберегающая – играют в подвижные игры по данной теме.

Предполагаемый продукты: 

  • Выставки творческих работ детей: «Наскальные рисунки», (совместная работа детей с родителями);
  • Макет «Стоянки первобытного человека»;
  • Совместное развлечение «Путешествие в историю».
  1. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Вид проекта: краткосрочный групповой, информационно-творческий.

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.

Исполнители проекта: дети, родители, воспитатель подготовительной группы, старший воспитатель.

Продолжительность проекта:.2 месяца

Сроки проведения: с 1.11.2021 по 31.12.2021

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

2. Практический этап

3. Обобщающе - результативный этап.

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Подбор и изучение методической литературы по вопросам проектной деятельности.

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

Разработка плана работы основного этапа

Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, энциклопедии, рефераты и т.п.),

Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, иллюстраций; подборка аудио и видеоматериала по теме; создание презентации.

Подготовка бесед и игр с детьми по теме.

Организация развивающей среды в группе.

Организация подготовки к экскурсии в Музей этнографии и археологии Сибири

Ознакомление детей с художественной литературой (Носырев И. Н. «Первобытные люди»);

Проведение бесед на тему внешнего вида первобытного человека, его жилища и процесса овладения огнем.

Рассмотрение картин и беседы по их содержанию.

Проведение игры-пантомимы «Общаемся как первобытные люди»;

Проведение игры «Найди несоответствия»; «Пламя огня»;

Работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);

Ознакомление детей с художественной литературой;

Проведение бесед на тему охоты и орудий труда первобытного человека;

Рассмотрение картин и беседы по их содержанию.

Проведение подвижных игр: «Охота», «Рыбалка»;

Игра «Орудия труда первобытного человека»;

Лепка «Каменный топор».

Ознакомление детей с художественной литературой;

Проведение бесед на тему культуры первобытного человека;

Просмотр презентации по теме;

Рисование «Наскальная живопись».

Просмотр мультфильма «Первобытный человек»

Проведение подвижной игры «Танец первобытного человека».

Экскурсия в Музей этнографии и археологии.

Аппликация  «Стоянка первобытного человека».

Создание макета «Жилище первобытного человека»;

Игра-пантомима «Без слов»;

Настольная игра: «Разрезные картинки».

Проведение совместного развлечения «Путешествие в историю»;

Организация выставки результатов работ совместной деятельности детей и взрослых.

Обобщение опыта работы в виде папки. Создание презентации-отчета о реализации проекта

Анализ результатов проекта

Содержание работы по направлениям:

Познавательно - речевое развитие:

Просмотр мультфильма и презентации «Всемирная История. Первобытный человек»;

Беседа «Кто такой первобытный человек», «Жизнь первобытного человека».

Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы: Носырев И. Н. «Первобытные люди», Альбедиль М. Ф. «Герои первобытного времени»;

Дидактические игры: «Ошибки художника», «Найди орудия труда»;

Настольная игра: «Разрезные картинки»;

Развлечение для детей: «Путешествие в историю».

Художественно-эстетическое развитие:

Создание макета «Пещера первобытного человека»;

Рисование «Наскальная живопись», «Охота на животных»;

Аппликация: «Стоянка первобытного человека»;

Лепка «Каменный топор».

Социально-личностное развитие:

Сюжетно-ролевая игра «Охота на мамонта»;

Игра-пантомима «Без слов»;

Игра «Пламя огня».

Физическое развитие:

"Танец первобытного человека" утренняя гимнастика.

Подвижные игры: «Охота», «Рыбалка», «Повтори движение», «Полоса препятствия на охоте»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для игры «Древний мир».

Центр художественного творчества: материалы для рисования (карандаши, фломастеры, краски, кисточки, бумага, трафареты, пластилин, материалы для изготовления аппликаций.

Взаимодействие с семьей:

1. Сотрудничество с родителями (результаты совместного творчества детей и родителей по теме «Жизнь первобытного человека»).

2. Выставки детских работ.

3. Досуг для детей с приглашением родителей.

Негативные последствия, риски, издержки:

Основные риски

Пути их минимизации

  1. Недостаток знаний у педагогов

Увеличение срока подготовки к реализации проекта для более полного изучения темы.

  1. Отсутствие интереса родителей к данной проблеме.

Создание информационных буклетов, презентаций;

Вовлечение в мероприятия, проводимые в ДОУ.

  1. Утеря интереса детей к деятельности. 

Включение в проект инновационных форм работы с детьми, они разнообразны и, как правило, представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность детей.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:

  • Диагностика детей (мониторинг знаний детей по теме);
  • Наблюдение;
  • Беседы;
  • Опросы;
  • Анкетирование родителей.

Прогнозируемое дальнейшее развитие проекта:

При условии достижения поставленных задач и получения положительных результатов предполагается дальнейшее развитие проекта в ДОУ на другие сюжеты Всемирной истории (например, «Древний Египет», «Рыцарство», «Первооткрыватели»). Кроме того возможна презентация полученного опыта работы на ГМО, размещение на сайтах интернета.

III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Альбедиль М. Ф. Герои первобытного времени. М., 2013. -128.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М, 2008. – 112 с.
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М., 2008. – 208 с.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. –М., 2006.
  5. Носырев И. Н. Первобытные люди. – М., 2015. – 88.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М., 2005. – 96 с.
  7. Сыпченко Е.А.: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб., 2012. - 97с.
  8. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 
  9. Керрод, Мадгуик, Брукс: Большая книга знаний. М., 2015. – 480 с.

Материально-техническое:

Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран;

Аудио и видео записи (музыка, презентации  «Древние животные», «Наскальные рисунки», мультфильм «Всемирная История. Первобытный человек»);

Костюмы: элементы одежды, ассоциирующиеся с первобытной.

Оборудование для подвижных игр: веревка, скакалка, скамья, мешочки – по количеству детей; мягкие кубы, мишени, 2 обруча (озеро).

Оборудования для сюжетно-ролевых игр: орудия труда первобытного человека и современные, разные лоскуты ткани; предметы для добычи огня, макеты костра, шалаша, изображения диких животных; фигуры диких животных – по количеству детей, рыбки – по количеству детей, игрушки (рыбки, крупные слоны, мамонты, тигры, львы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: « Рисунок в жизни первобытного человека»

материал может быть полезен воспитателю при закреплении знаний детей о первобытном человеке и роли рисунка в жизни древних людей...

«Что? Где? Когда? О жизни первобытных людей»

Данная разработка помогает обобщить знания детей по теме "Древние люди"...

презентация к занятию "Жизнь первобытного человека"

презентация к занятию "Жизнь первобытного человека"...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»...