Опыт работы «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
методическая разработка по теме
Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.
Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_vasileva_larisa_valerevna.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Выставка-ярмарка методических идей МДОУ 2013»
Муниципальное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
МДОУ ИРМО «Марковский детский сад комбинированного вида»
Опыт работы
«Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Номинация «Инновации в управлении ДОУ»
Работу выполнила: Васильева Лариса Валерьевна
МДОУ ИРМО «Марковский детский сад
комбинированного вида»
2013г.
СодержаниеГлава 1 Пояснительная записка……………………...………..….....…….3
Глава 2 Методическая разработка……………………………………..…5
2.1.Формы взаимодействия педагогов с родителями...................................6
2.2.Взаимодействие с родителями в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ …….............................................................7
Вывод………………………………………………………………..……....12
Список литературы........................................................................................14
Приложение……………………………………………………………...….15
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ в обязательной части программы выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями детей», следовательно, и в планировании и в практической деятельности работе с родителями должно уделяться особое внимание. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как «взаимная связь двух явлений» и «взаимная поддержка».
Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.
Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.
Мы заметили, что не все родители открыто идут на контакт. Не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.
В ходе наблюдения за детьми установили, что многие дети младшего дошкольного возраста замкнуты, и раскрываются в общении с детьми и педагогами только тогда, когда говорят о своей семье. А также в процессе совместной деятельности педагогов с детьми мы увидели, что дети предпочитают продуктивную деятельность другим видам детской деятельности.
Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.
Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности.
Методическая разработка
Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием или нежеланием чему-то научится, измениться. Верно говорит древняя мудрость: «сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».
Для педагогов детского сада был проведён семинар-практикум «Взаимодействие с семьями», где посредством дискуссий, тренингов, ролевых игр, творческих заданий, они учились грамотному общению с родителями. Такое общение воспитателей помогает увидеть разные точки зрения на общую проблему, высказать свое мнение и прийти к некому общему знаменателю.
Мы поставили перед собой цель: вовлечение родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей.
И для реализации поставленной цели наметили следующие задачи:
- установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;
- способствование творческому развитию личности детей (учить видеть красоту в обыденных вещах, проявлять фантазию, испытывать чувство радости от процесса труда и от достигнутых результатов);
- развитие у детей коммуникативных навыков,
- формирование уважительных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения.
Формы взаимодействия педагогов с родителями
Педагоги нашего ДОУ используют широкий спектр стандартных форм работы с семьями воспитанников:
- Изучение социального статуса семей, их пожеланий. Это:
- посещение на дому,
- беседы,
- заполнение анкет,
- анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют, консультации каких специалистов ДОУ они хотели бы получить. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.
- Наглядные формы работы:
- информация о режиме работы, оздоровительных мероприятиях,
- письменные приглашения родителей к участию в детских тематических проектах, праздниках, собраниях,
- оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества.
- Мероприятия для родителей в детском саду – это:
- индивидуальные беседы,
- организация встреч родителей со специалистами ДОУ,
- проведение групповых праздников, развлечений,
- проведение родительских собраний,
Поскольку мы запланировали вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей, нам пришлось пересмотреть формы взаимодействия педагогов с родителями.
Мы добавили такие новые формы взаимодействия, как привлечение родителей:
- для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,
- к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием,
- к участию в различных конкурсах, проводимых в детском саду.
Воспитатели предложили на родительских собраниях консультацию «Влияние творчества детей на их социальную адаптацию», памятку для родителей «Творческие игры и упражнения для развития мелкой моторики».
Королева А.С. провела для родителей мастер-класс «Способы и приёмы бумажной пластики для развития мелкой моторики», Казанцева Г.И. мастер-класс «Изготовление сенсорно-развивающих тренажёров» (Приложение 1), воспитатели логопедической группы – мастер-класс «Народная игрушка своими руками». Родители с интересом приняли участие в мастер-классах и затем дома с детьми изготовили поделки для групповых выставок.
Взаимодействие с родителями в соответствии
с комплексно-тематическим планированием ДОУ
Вся воспитательно-образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим или «блочным» планированием. На каждый тематический блок мы планируем формы взаимодействия с семьями и возможное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Для начала (во время проведения тематического блока «Мой дом. Моя семья») мы предложили родителям вместе с детьми составить семейный фотоальбом, отражающий интересы и рост ребёнка, различные семейные события и семейный отдых. И попросили родителей помочь ребёнку составить рассказ о своей семье по этому альбому. Затем мы провели с детьми в группе презентацию семейных альбомов перед своими сверстниками. Дети были раскрепощёнными, ярко выражали свои эмоции, когда рассказывали о себе, о своих родных, о том, как они отдыхают. Разговорились даже наши «молчуны». Эти альбомы хранятся в группе, дети при желании рассматривают их вновь и вновь вместе со своими друзьями и периодически дополняют их новыми фотографиями.
Следующим этапом было привлечение родителей средних групп к совместной экскурсии на лесную поляну в соответствии с тематическим блоком «Осень» (Приложение 2), где помимо наблюдений за сезонными изменениями в природе устраивали весёлые игры, проводили конкурсы загадок и знатоков природы. Стало традиционным у нас в детском саду проведение выставки «Дары природы» (Приложение 3) в конце тематического блока «Осень» Для этой выставки родители совместно с детьми изготавливают чудесные поделки из природного материала.
В рамках тематического блока «Мой организм. Моё здоровье» воспитатели старшей группы вместе с родителями проводили совместный спортивный праздник на лесной поляне (Приложение 4). Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатлениями. Подготовительная группа проводила в детском саду “Весёлые старты” «Папа, мама, я – спортивная семья» (Приложении 5). Все участники конкурса: педагоги, родители и главное – дети получили заряд бодрости, хорошего настроения. А сколько было гордости, когда дети получали медали и призы за спортивные достижения и говорить не стоит! Итогом этих семейных состязаний стала фотовыставка с одноимённым названием – «Папа, мама, я – спортивная семья», рассматривали которую дети с радостью и гордостью.
Мы стали практиковать в детском саду такую форму взаимодействия с семьями, как привлечение родителей для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса. Так, например, на неделе птиц папа Миши Е. делал с детьми кормушки для птиц из бросового материала (Приложение 6). Мама Варвары С. Провела для детей подготовительной группы мастер-класс «Плетение из газет».
Бабушка одной из воспитанниц состоит в местном союзе пенсионеров. Она пригласила нас в музей союза пенсионеров, где на первой встрече бабушки приготовили для детей рассказ «Куклы наших бабушек» об истории игрушки. А на второй встрече показали детям мастер-класс «Изготовление семейного оберега “Мартинка”». Дети для бабушек всегда готовят небольшое выступление со стихами и песнями, а бабушки в конце встречи устраивают чаепитие для детей с домашней выпечкой (Приложение 7). Детям такие мероприятия очень нравятся, они ждут новых встреч. Также в рамках этого тематического блока был проведён конкурс на совместное изготовление родителей с детьми игрушек своими руками. Итогом работы стала выставка разнообразных игрушек: народных, игрушек из подручных средств и бросового материала. (Приложение 8). Дети, родители и педагоги творчески подошли к участию в выставке и, несомненно, получили большое удовольствие от совместного времяпровождения и творчества!
Также в рамках проведения тематического блока «Игрушки», для педагогов образовательного учреждения, как показ одной из форм совместной деятельности педагога с детьми, был проведён мастер-класс: «Изготовление народной игрушки куклы-крутельки» (Приложение 9). Впоследствии педагоги подготовительной группы с детьми изготовили такие куклы, как обереги и подарили их мамам на восьмое марта.
При изучении животных нашего края итоговым мероприятием стала совместная с родителями поездка в музей природы города Иркутска.
При изучении с тематического блока «Зима» воспитатели старших групп очень удачно организовали проект «Страна снеговиков». Родители совместно с детьми смогли проявить своё творчество. В результате появились снеговики из ниток, ваты, пенопласта и даже попкорна. (Приложение 10).
Во время темы «Сибирь. Моя малая Родина» – родители приняли активное участие в создании фотовыставки «Отдых на природе», отражающей поездки на озеро Байкал, отдых на даче, в парке и в лесу. Кроме того родители помогли в создании в группах сюжетно-ролевых игр по тематическому блоку: «Рыбаки на Байкале», магазинов «Байкальские сувениры» и «Дары Байкала» (Приложение 11). В рамках этого тематического блока в подготовительной к школе группе №» проводился проект «Посёлок моей мечты» (Приложение 12). Дети сами придумали, что бы они хотели видеть в своём посёлке, затем по жеребьёвке вытягивали задание для своей семьи. И дома с родителями из подручного материала сделали разные поделки для большого общего макета «Посёлок моей мечты». В результате этот макет с трудом поместился на шести столах. На нём можно увидеть цирк, магазин игрушек, поликлинику, театр и даже школу с футбольным полем на крыше. В общем, под чутким руководством педагогов дети с родителями проявили фантазию. Затем дети этой группы проводили виртуальную экскурсию по «Посёлку мечты» для воспитанников других групп.
Творчество детей – это волшебный мир, в котором интересно всем: и самим детям и взрослым. Традиционным стало проведение ежегодной акции «Новогодняя игрушка своими руками». Цель этой акции - развитие творческого потенциала личности дошкольника, активизации совместного творчества детей и родителей, создание праздничной атмосферы.
На неделе «Мы и космос» было проведено спортивное развлечение «Юные космонавты» и выставка детско-родительских работ «Космические поделки» (Приложение 13), которая затем заняла почётное место в детском саду в уголке космоса. Итогом недели космоса стала поездка в планетарий города Иркутска, которую нам помогли организовать родители. Также вместе с родителями мы возили детей в Иркутский кукольный театр «Аистёнок», эта поездка стала итогом «Недели книги и сказок».
Вывод
Наши родители и ребята активно участвуют в творческих конкурсах. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Кроме того, дети всегда открыто радуются поощрительным призам, которые им приготовили воспитатели за активное участие в конкурсе. Проигравших у нас не бывает, поскольку каждый родитель стремится, чтобы его ребёнок получил приз.
Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.
Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.
Список литературы
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: Логос, 2010.
- Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития:
методическое руководство для работников ДОУ. – М.: Сфера, 2001. - Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / Айрис-Пресс, 2007.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2005 год
- Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Айрис-Пресс, 2006 г.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете"Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через поиск и внедрение наиболее эффективных форм социального партнерства в период введения ФГОС ДО"
"Ознакомление детей старшей группы с художественной литературой в период введения ФГОС ДО"...
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...
Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...
Доклад(опыт работы): «Вовлечение родителей в участие в учебно-воспитательном образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Наше образовательное учреждение работает с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, ...
Проектная деятельность в семейном детском саду: «незабываемое лето»- идеи совместного творчества педагогов, детей и родителей.
Cемейные детские сады и проектирование. С чего начать? Проектирование помогает научиться работать с семьей, работать в «команде». Начиная от изучения вопроса до реализации прое...
Проект «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей».
Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но в соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сд...
- Мне нравится (1)