Методическая разработка «Взаимодействие педагога-психолога и родителей в воспитательно-образовательном процессе»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=52863 | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог – психолог:
Рыльская А.А.
Взаимодействие педагога-психолога и родителей в воспитательно-образовательном
процессе
Семья, первая общественная ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей
огромна. Семья влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности,
посредствам родительского слова, действия. Под руководством родителей ребенок
приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания, умения и навыки жизни
в обществе. Под влиянием взрослых формируется основа его мировоззрения, усваиваются
нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». На
определенном отрезке дороги детства, ребенок поступает в дошкольное учреждение. Это
событие влечет за собой значительные изменения, как в жизни ребенка, так и родителей.
Здесь, все новое, незнакомое. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства
становится труднее. Легче, если родители обеспечат ребенку защиту, поддержку,
эмоциональный комфорт, учитывая, что именно в детском саду возникают первые
трудности, связанные с развитием и поведением ребенка. Труднее, если родители не
станут принимать участия в жизни ребенка, своевременно не окажут помощь, тем самым
сформировав негативные черты личности, закрепив нежелательное поведение ребенка.
Работа с родителями и семьёй в целом представляет собой важное направление в
деятельности психолога, т.к. именно в семье осуществляется воспитание и социализация
ребёнка.
Основными формами взаимодействия с родителями в нашем саду являются:
консультации;
родительские гостиные;
беседы с родителями и детьми;
информационные уголки;
выступления на родительских собраниях.
Семинары-практикумы
Тренинги
Мини-собрания
Совместные досуги, праздники
Выставки работ родителей и детей
Взаимодействие психолога с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы
при поступлении ребенка в детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к
поступлению ребенка в детский сад, предполагаемая степень участия в работе
учреждения, заполняется анкета для родителей вновь поступивших детей,
устанавливаются доброжелательные отношения родителей с психологом. Затем родители
приглашаются на консультацию «Адаптация к условиям детского сада», где они
знакомятся с возрастными психофизиологическими особенностями развития ребенка и
условиями успешной адаптации.
Взаимодействие психолога с родителями - залог успешной адаптации ребенка к условиям
детского сада. Когда ребенок впервые приходит в детский сад ему приходится
перестраивать не только привычный образ жизни, но и отношения со взрослыми и детьми.
Некоторые дети безболезненно входят в новую ситуацию. У других она вызывает тяжелые
переживания, снижение активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье и
способностях. Для ребенка, не посещавшего детские учреждения, непривычно все:
отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый
распорядок дня и т.д. Обращение взрослых с детьми также резко отличается от того, к
которому он привык дома, поэтому одним из необходимых условий смягчения трудностей
адаптационного периода, является согласованность действий воспитателя, психолога и
родителей, соблюдение по возможности одинакового подхода к детям в семье и в детском
саду.
Также организуются консультации для родителей по темам:
«Гиперактивный ребенок»
«Как научить ребенка слушать и слышпть»
«Причины тревожности ребенка»
«Мы идем в школу»
«Детская агрессия. Что это такое?»
Данные консультации проводятся с целью повышения уровня педагогической
компетенции родителей об индивидуальных особенностях ребенка, о формах воспитания.
Организация гостиных для родителей является дальнейшей работой по
взаимодействию с родителями. Темы встреч с родителями:
«Давайте познакрмимся!»
«Учимся общаться с ребенком»
«Мой милый капризуля…»
«Как научить ребенка быть добрым»
Цель данных гостиных - предоставить родителям возможность получить ответы на
интересующие их вопросы, научиться новым формам взаимодействия с детьми в
повседневной жизни, познакомиться с практическими приёмами, которые помогут помочь
разрешить конфликт между детьми, успокоить активного ребёнка, поучаствовать в играх,
дать возможность высказаться самим, пообщаться, расслабиться. В нашей жизни людей
многому обучают, но, как и каким стать родителем - мамой и папой – не учат нигде. Все
родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко
задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.
Однако у каждой мамы, папы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого
ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы
воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. Как помочь родителям
почувствовать ребенка и его понять? Как приучать и дисциплинировать? Как наказывать?
Какие игрушки покупать? В какие игры играть? На все эти вопросы мы ищем ответы на
наших встречах. Родительские гостиные являются тем ценным звеном, которое помогает
родителям «доработать» полученные теоретические знания и применить их в практике.
Очень часто тематика разговоров в гостиной со временем меняется. От обсуждения
конкретных проблем детей, посещающих детский сад, мы переходим к обсуждению
проблем старших или младших детей, а затем - к обсуждению собственных проблем и
особенностей родителей, мешающих им в общении с ребенком. Таким образом,
родительские гостиные в нашем детском саду трансформировались в группы личностного
роста.
Еще одной формой взаимодействия с родителями, являются – информационные уголки.
Здесь периодически размещается краткая информация педагога-психолога на
определенную тему:
«Ваш малыш идем в детский сад»
«Как научить ребенка слушать и слышпть»
«Дошкольник и компьютер»
«7 поводов для детской обиды»
«Скоро, скоро новый год!»
«Капризы и упрямство»
В нашем детском саду проходят дни открытых дверей, в которых активное участие
принимают родители. Им предоставляется возможность побывать на развивающих
занятиях психолога с детьми, где они могут увидеть, как и во что играют их дети,
познакомиться с методами и приемами работы, а затем получить ответы на интересующие
их вопросы.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два
важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс
воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями
показал, что в результате применения данных форм взаимодействия позиция родителей
стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни
своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности
использования данных форм в работе с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия педагога – психолога с первоклассниками
В основе предлагаемого занятия лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры.Занятие является частью программы и разработано для старших групп д...
Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями
Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе....
Методическая разработка занятия педагога-психолога с детьми старшей группы
Методические разработки по проведению коррекционно-развивающего занятия педагогом-психологом с детьми старшей группы, направленного на развитие эмоциональной сферы дошкольников ...
Методическая разработка для педагогов ДОУ по теме: «Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя»
консультация для педагогов...
Методическая разработка для педагогов-психологов ДОУ, воспитателей ясельной группы и родителей: «Вызывание речи, насыщение словарного запаса, развитие мышления, внимания, памяти у малышей 2-3-х лет». Цикл из 20-ти развивающих занятий.
Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми обращаются родители в Центр психолого-медико-социального сопровождения, является задержка речевого развития у малыша 2-3 лет. Ребенок говорит ...
Выступление на краевом методическом объединении для педагогов – психологов по теме:«Развитие познавательных и коммуникативных процессов детей с ОВЗ дошкольного возраста на основе игрового набора «Дары Фрёбеля».
Коррекционно – развивающая работа с использованием пособия «Дары Фребеля».Основой данной работы является собственно разработанный комплекс игр, которые подобр...
Методическая разработка занятия педагога-психолога по теме : "Мой внутренний мир".
Занятие разработано для детей подготовительной группы детского сада. Его могут использовать в своей работе, как специалисты, так и воспитатели. Благодаря этому занятию дети познакомяться со своим внут...