Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в старших и подготовительных группах"
консультация (старшая группа) на тему
Особенности организации предметно-пространственной среды в старших и подготовительных группах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Особенности организации
предметно-пространственной среды
Старшая и подготовительная к школе группы:
В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Все это требует постоянного обращения ребенка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего. При переходе ребенка в старшую и в особенности в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция, он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ.
Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований.
Предметно-игровая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам в центре конструирования, искусства, игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной), природы и экспериментирования; грамотности (книжный уголок, игры и оборудование для развития речи) и т.д.
У старших дошкольников появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это находит отражение в среде, позволяющей расширить личный опыт ребенка (познакомиться с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с разными жанрами живописи и т.д.).
Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые микропространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Лучше приобретать стеллажи и шкафы на колесиках, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этого также подойдут небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал или картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой.
Игра продолжает оставаться любимым видом деятельности, и возможности участия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются. Этому способствует накопленный игровой опыт. Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать в играх сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, с готовым содержанием и правилами, а также в подвижных играх и спортивных развлечениях.
Сюжетно-ролевые игры отныне носят отражательный характер-, ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения людей, события. Необходимо проанализировать жизненный опыт детей и в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности. (Например, в некоторых группах есть игра «Ателье», однако большинство современных детей никогда не наблюдали процесса изготовления одежды, потому что родители предпочитают покупать готовую одежду. Неудивительно, что эта игра не приживется в группе.)
Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Оборудование и игрушки должны быть небольшими (для игр на столе), однако допустимо и крупное напольное оборудование. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись, - дети могут самостоятельно выбрать игры.
Развивающая среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. (для изготовления недостающих атрибутов), альбомы, книги (с описанием последовательности изготовления игрушек для расширения содержания игр), ножницы, клей, скотч, фломастеры и др. Важно поддерживать инициативу детей в изготовлении атрибутов для игр, предлагать им дополнить имеющиеся материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками.
В старшем дошкольном возрасте происходит становление режиссерской игры, являющейся одним из основных показателей готовности к школе. Необходимо место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой картонной коробки), набор игрушечных персонажей (размером примерно в ладонь взрослого), бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.
Для изобразительной деятельности кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти) необходимы схемы-способы; создания образов с помощью разных техник. Желательно иметь карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги и других материалов, книги и альбомы самоделок. Они помогут развить самостоятельность, умение определять последовательность изготовления поделки. В группе надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ (их можно крепить на стенах, подвешивать к потолку).
Для проведения самостоятельной рудовой деятельности необходимы творческие мастерские, позволяющие детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и другими материалами. Для этого целесообразно выделить отдельное помещение, в котором расположены верстачок, плита для приготовления пищи, стол для шитья из ткани и меха, гладильная доска с утюжком (настоящие!), оборудование для стирки кукольной одежды и игрушек.
При организации экспериментирования появляется новая задача - показать детям различные инструменты, помогающие познавать мир, прежде всего микроскоп. Желательно выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств; в группе оставить оборудование для экспериментирования с шарами, подвесами, водой, природными материалами.
Важная роль отводится конструктивной деятельности, поэтому в среду необходимо включать конструкторы и строительные наборы из разного материала (пластик, дерево, металл), напольные и настольные, с различными способами крепления деталей, разной тематической направленности; разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.
Возрастает роль книги как источника новых знаний. Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Книги желательно расставить в алфавитном порядке по тематике (природоведческая литература, сказки, книги о родном городе и т.п.). Воспитатель должен показать детям, как в книге можно найти ответы на сложные вопросы; научить выбирать книгу, правильно пользоваться ею.
Следует помнить, что позвоночник ребенка 5-7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям, поэтому особое внимание следует уделить укреплению мышц спины. Если позволяют средства и площадь, целесообразно установить спортивный комплекс. В тех местах группы, где дети долго сохраняют статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания и т.п.). Ребенка следует учить элементам разминки и релаксации.
У старших дошкольников активизируется интерес к школе. Его надо поддерживать, для чего целесообразно выделить учебную зону. Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска). В будущем это может помочь адаптироваться к учебной среде класса.
К важным задачам, стоящим перед воспитателями, которые работают со старшими дошкольниками, относятся развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Для этого необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, обсуждать успехи, достижения, фиксировать их, например, рисунками или пиктограммами.
Умение планировать пригодится и в школе, и в жизни. Его можно развивать, предлагая ребенку определять, чем он будет заниматься в этот день, в эту неделю. План или записывается воспитателем, или обозначается знаками, картинками. В конце дня или недели воспитатель в беседе с детьми выясняет, все ли получилось так, как планировали. У ребенка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например, обращайте внимание ребенка на его внешние характеристики (у каждого своя метка на стене - есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растет быстрее, кто медленнее). Желательно каждый месяц обсуждать какую-либо тему, связанную с ребенком и его интересами («Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и не люблю», «Я умею, / хочу научиться...», «Мой любимый праздник», «Что мне в себе нравится и не нравится», «Мои друзья», «Моя мечта», «Как я провожу выходной день» и др.). Эти темы надо не только обговаривать, но и записывать, зарисовывать, делать фотообзоры. Можно предложить родителям выпускать семейные газеты, вывешивать их в группе (дети с удовольствием рассматривают их, делятся впечатлениями, сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими).
Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят краски для грима, парички из ниток, детали одежды взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнцезащитные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка и т.п.).
Возрастает произвольность поведения, что свидетельствует о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции активности все еще выражена недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакций. Поэтому значительное внимание уделяется играм с правилами. Замечено: старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами (лото, домино, маршрутные игры), успешно осваивают учебную деятельность в школе; если же ребенок не умеет ориентироваться на игровые правила, забывает, путает, нарушает, упускает, это может быть сигналом его неподготовленности к школе. Главный принцип отбора игр - они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого. В группе специальное место выделено для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на формирование действий сравнения, классификации, сериации, узнавания по описанию, воссоздания, умения ориентироваться по схеме, модели, осуществлять контрольно-проверочные действия («Так бывает?», «Найди ошибки художника», игры с логическими блоками Дьёнеша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия» и т.п.); тетради на печатной основе; познавательные книги; игры на развитие психических процессов.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к кроссвордам, познавательным заданиям. С этой целью на ковролине с помощью тонких длинных лент-липучек можно выкладывать сетки кроссвордов и крепить листы с картинками или текстами заданий. Нужны также буквы, которые могут крепиться к ковролину. Важная задача - развитие фонематического слуха. С этой целью детям в течение дня предлагают подбирать предметы и игрушки, названия которых, например, начинаются с определенного звука, и складывать их в большие пластиковые корзинки. Можно также собирать разнообразно звучащие предметы и задавать основания для их классификации: в одну корзинку - предметы с музыкальными звуками, в другую - с шумовыми; в одну - с высокими звуками, в другую - с низкими и т.д. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности целесообразно разместить пять-шесть рамок картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок: пусть ребенок покопается в них, отберет несколько и разложит их в определенной последовательности, а потом составит по ним рассказ.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к прошлому, настоящему, будущему. Желательно использовать материалы, которые помогут им лучше воспринять ваши рассказы: игрушки, картинки, иллюстрации, справочные издания. Можно вместе с детьми делать макеты, отражающие содержание, с которым они знакомятся (деревня, древнее поселение, Петровская ассамблея и т.п.). Расширяются возможности познания родного края, страны: в группе желательно иметь гербы города и края, в котором живут дети, герб и флаг страны; повесить карту, на которой отметить место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых дети побывали; рядом можно прикрепить листы с рассказами детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии.
У детей старшего дошкольного возраста продолжают расширять область социально-нравственных ориентации и чувств: обогащаются представления о людях и их взаимоотношениях, родственных отношениях; о культуре общения с взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах. В этом педагогу помогут картинки, фотографии, кукольные персонажи. Важно показать им конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях: в группе следует определить место для картинок, изображающих людей в различных эмоциональных состояниях и варианты реагирования на это. Неплохо иметь игры, в которых дети сами конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций». Для него нужна основа и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал, брови, глаза, нос; рот (детали представлены в четырех-пяти вариантах). Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.
В данной статье ваше внимание, уважаемые коллеги, обращено на наиболее значимые моменты, которые необходимо учитывать при организации предметной среды. Желаем вам и вашим детям творческих успехов в этой сфере!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...
Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)
В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...
консультация для педагогов "Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"
здесь рассказывается о двигательной активности дошкольников...
Консультация для педагогов. «Особенности создания и содержание центров занимательной математики в группах».
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»
laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....
Консультация для педагогов «Особенности проведения подвижных игр в старшей группе»
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидакт...
Консультация для родителей «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группе»
. В поэтических образах, сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и в...