Адаптация детей раннего возраста к ДОУ
статья (младшая группа)
УДК 373.23
А. В. Красникова
(воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 193 комбинированного вида", Новосибирск)
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Статья посвящена вопросу адаптации детей в раннем возрасте к условиям ДОУ. Рассматривается использование современных приёмов обучения и воспитания в яслях. Выявлены основные направления педагогической деятельности, обеспечивающие эффективный процесс адаптации здоровых детей.
Педагогика, ранний дошкольный возраст, обучение и воспитание, педагогическая деятельность, адаптация, ДОУ.
По мнению писателя Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми».
Проблема процесса адаптации ребенка к условиям детского сада появилась с самого начала возникновения дошкольных учреждений. В современном мире она является актуальной по сей день.
Очень часто адаптация к условиям детского сада протекает весьма болезненно. Задача педагога в этот момент – сосредоточиться на том, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка.
Период адаптации – это приспособление организма к новой среде и условиям. Такого рода изменения влияют на психику не только взрослого человека, но и на малышей, которые вынуждены приспосабливаться к детскому саду.
Условия успешной адаптации:
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- Конструктивное сотрудничество педагогов и родителей;
- Наличие развивающей предметно-игровой среды в ДОУ;
- Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок», включающей игры и упражнения.
Для того, чтобы психоэмоциональное состояние ребёнка в период адаптации было нормальным, существуют специальные приёмы.
Приёмы снятия напряжения у детей в этот период:
- Вода (мыльные пузыри, игра с губками (эксперименты в воде)).
- Песок (опыты в песочнице (смешивание воды и песка, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка)).
- Музыка (включение спокойной музыки во время дневного сна; использование музыки для пробуждения детей; музыкальная пауза для снятия напряжения во время пребывания детей в детском саду).
- Уголок уединения (это то место, где ребенок чувствует себя защищённо, может тихо поиграть в игрушки. В уголке свет должен быть приглушён, а внутри тесно и мягко).
- Изотерапия (ребенок чувствует свободу от ограничений в движении, от культурного влияния).
- Лепка (лепка с закрытыми глазами позволяет хорошо расслабиться. Постарайтесь просто получить удовольствие).
- Релаксационные игры («Каша кипит», «Часики», «Глупая ворона», «Игрушки», «Малышам всем спать пора», «Зайчик и собака»).
Признаки успешно завершённой адаптации детей:
1. Хороший аппетит;
2. Спокойный сон;
3. Охотное общение с другими детьми;
4. Адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
5. Нормальное поведение;
6. Нормальное эмоциональное состояние;
7. Желание идти в детский сад.
Обобщая сказанное, непрерывное и целенаправленное взаимодействие педагога и детей, является важным фактором успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
Список литературы
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж : Учитель, 2006. 236 с.
2. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : пособие для педагогов ДОУ. М. : ВЛАДОС, 2004. 171 с.
3. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги : программа воспитания и развития детей раннего возраста. М. : Мозаика-синтез, 2015. 160 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptatsiya_detey.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.23
А. В. Красникова
(воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 193 комбинированного вида", Новосибирск)
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Статья посвящена вопросу адаптации детей в раннем возрасте к условиям ДОУ. Рассматривается использование современных приёмов обучения и воспитания в яслях. Выявлены основные направления педагогической деятельности, обеспечивающие эффективный процесс адаптации здоровых детей.
Педагогика, ранний дошкольный возраст, обучение и воспитание, педагогическая деятельность, адаптация, ДОУ.
По мнению писателя Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми».
Проблема процесса адаптации ребенка к условиям детского сада появилась с самого начала возникновения дошкольных учреждений. В современном мире она является актуальной по сей день.
Очень часто адаптация к условиям детского сада протекает весьма болезненно. Задача педагога в этот момент – сосредоточиться на том, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка.
Период адаптации – это приспособление организма к новой среде и условиям. Такого рода изменения влияют на психику не только взрослого человека, но и на малышей, которые вынуждены приспосабливаться к детскому саду.
Условия успешной адаптации:
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- Конструктивное сотрудничество педагогов и родителей;
- Наличие развивающей предметно-игровой среды в ДОУ;
- Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок», включающей игры и упражнения.
Для того, чтобы психоэмоциональное состояние ребёнка в период адаптации было нормальным, существуют специальные приёмы.
Приёмы снятия напряжения у детей в этот период:
- Вода (мыльные пузыри, игра с губками (эксперименты в воде)).
- Песок (опыты в песочнице (смешивание воды и песка, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка)).
- Музыка (включение спокойной музыки во время дневного сна; использование музыки для пробуждения детей; музыкальная пауза для снятия напряжения во время пребывания детей в детском саду).
- Уголок уединения (это то место, где ребенок чувствует себя защищённо, может тихо поиграть в игрушки. В уголке свет должен быть приглушён, а внутри тесно и мягко).
- Изотерапия (ребенок чувствует свободу от ограничений в движении, от культурного влияния).
- Лепка (лепка с закрытыми глазами позволяет хорошо расслабиться. Постарайтесь просто получить удовольствие).
- Релаксационные игры («Каша кипит», «Часики», «Глупая ворона», «Игрушки», «Малышам всем спать пора», «Зайчик и собака»).
Признаки успешно завершённой адаптации детей:
1. Хороший аппетит;
2. Спокойный сон;
3. Охотное общение с другими детьми;
4. Адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
5. Нормальное поведение;
6. Нормальное эмоциональное состояние;
7. Желание идти в детский сад.
Обобщая сказанное, непрерывное и целенаправленное взаимодействие педагога и детей, является важным фактором успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
Список литературы
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж : Учитель, 2006. 236 с.
2. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : пособие для педагогов ДОУ. М. : ВЛАДОС, 2004. 171 с.
3. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги : программа воспитания и развития детей раннего возраста. М. : Мозаика-синтез, 2015. 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...