Адаптация детей раннего возраста к ДОУ
статья (младшая группа)

Красникова Анна Викторовна

УДК 373.23

А. В. Красникова

(воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 193 комбинированного вида", Новосибирск)

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Статья посвящена вопросу адаптации детей в раннем возрасте к условиям ДОУ. Рассматривается использование современных приёмов обучения и воспитания в яслях. Выявлены основные направления педагогической деятельности, обеспечивающие эффективный процесс адаптации здоровых детей.

Педагогика, ранний дошкольный возраст, обучение и воспитание, педагогическая деятельность, адаптация, ДОУ.

По мнению писателя Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми».

Проблема процесса адаптации ребенка к условиям детского сада появилась с самого начала возникновения дошкольных учреждений. В современном мире она является актуальной по сей день.

Очень часто адаптация к условиям детского сада протекает весьма болезненно. Задача педагога в этот момент – сосредоточиться на том, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка.

Период адаптации – это приспособление организма к новой среде и условиям. Такого рода изменения влияют на психику не только взрослого человека, но и на малышей, которые вынуждены приспосабливаться к детскому саду.

Условия успешной адаптации:

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  •  Конструктивное сотрудничество педагогов и родителей;
  • Наличие развивающей предметно-игровой среды в ДОУ;
  • Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок», включающей игры и упражнения.

 Для того, чтобы психоэмоциональное состояние ребёнка в период адаптации было нормальным, существуют специальные приёмы.

Приёмы снятия напряжения у детей в этот период:

  • Вода (мыльные пузыри, игра с губками (эксперименты в воде)).
  • Песок (опыты в песочнице (смешивание воды и песка, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка)).
  • Музыка (включение спокойной музыки во время дневного сна; использование музыки для пробуждения детей; музыкальная пауза для снятия напряжения во время пребывания детей в детском саду).
  • Уголок уединения (это то место, где ребенок чувствует себя защищённо, может тихо поиграть в игрушки. В уголке свет должен быть приглушён, а внутри тесно и мягко).
  • Изотерапия (ребенок чувствует свободу от ограничений в движении, от культурного влияния).
  • Лепка (лепка с закрытыми глазами позволяет хорошо расслабиться. Постарайтесь просто получить удовольствие).
  • Релаксационные игры («Каша кипит», «Часики», «Глупая ворона», «Игрушки», «Малышам всем спать пора», «Зайчик и собака»).

Признаки успешно завершённой адаптации детей:

1. Хороший аппетит;

2. Спокойный сон;

3. Охотное общение с другими детьми;

4. Адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

5. Нормальное поведение;

6. Нормальное эмоциональное состояние;

7. Желание идти в детский сад.

Обобщая сказанное, непрерывное и целенаправленное взаимодействие педагога и детей, является важным фактором успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

 

Список литературы

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж : Учитель, 2006. 236 с.

2. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : пособие для педагогов ДОУ. М. : ВЛАДОС, 2004. 171 с.

3. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги : программа воспитания и развития детей раннего возраста. М. : Мозаика-синтез, 2015. 160 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptatsiya_detey.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.23

А. В. Красникова

(воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 193 комбинированного вида", Новосибирск)

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Статья посвящена вопросу адаптации детей в раннем возрасте к условиям ДОУ. Рассматривается использование современных приёмов обучения и воспитания в яслях. Выявлены основные направления педагогической деятельности, обеспечивающие эффективный процесс адаптации здоровых детей.

Педагогика, ранний дошкольный возраст, обучение и воспитание, педагогическая деятельность, адаптация, ДОУ.

По мнению писателя Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми».

Проблема процесса адаптации ребенка к условиям детского сада появилась с самого начала возникновения дошкольных учреждений. В современном мире она является актуальной по сей день.

Очень часто адаптация к условиям детского сада протекает весьма болезненно. Задача педагога в этот момент – сосредоточиться на том, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка.

Период адаптации – это приспособление организма к новой среде и условиям. Такого рода изменения влияют на психику не только взрослого человека, но и на малышей, которые вынуждены приспосабливаться к детскому саду.

Условия успешной адаптации:

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  •  Конструктивное сотрудничество педагогов и родителей;
  • Наличие развивающей предметно-игровой среды в ДОУ;
  • Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок», включающей игры и упражнения.

 Для того, чтобы психоэмоциональное состояние ребёнка в период адаптации было нормальным, существуют специальные приёмы.

Приёмы снятия напряжения у детей в этот период:

  • Вода (мыльные пузыри, игра с губками (эксперименты в воде)).
  • Песок (опыты в песочнице (смешивание воды и песка, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка)).
  • Музыка (включение спокойной музыки во время дневного сна; использование музыки для пробуждения детей; музыкальная пауза для снятия напряжения во время пребывания детей в детском саду).
  • Уголок уединения (это то место, где ребенок чувствует себя защищённо, может тихо поиграть в игрушки. В уголке свет должен быть приглушён, а внутри тесно и мягко).
  • Изотерапия (ребенок чувствует свободу от ограничений в движении, от культурного влияния).
  • Лепка (лепка с закрытыми глазами позволяет хорошо расслабиться. Постарайтесь просто получить удовольствие).
  • Релаксационные игры («Каша кипит», «Часики», «Глупая ворона», «Игрушки», «Малышам всем спать пора», «Зайчик и собака»).

Признаки успешно завершённой адаптации детей:

1. Хороший аппетит;

2. Спокойный сон;

3. Охотное общение с другими детьми;

4. Адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

5. Нормальное поведение;

6. Нормальное эмоциональное состояние;

7. Желание идти в детский сад.

Обобщая сказанное, непрерывное и целенаправленное взаимодействие педагога и детей, является важным фактором успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

Список литературы

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж : Учитель, 2006. 236 с.

2. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : пособие для педагогов ДОУ. М. : ВЛАДОС, 2004. 171 с.

3. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги : программа воспитания и развития детей раннего возраста. М. : Мозаика-синтез, 2015. 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста. «Адаптация детей раннего возраста»

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста.«Адаптация детей раннего возраста»Ведущие : воспитатели группы.Цель:  Формирование дружеских, доверительных взаимоотношений ...