Справка «Состояние работы педагогов по вариативной программе «Горница» как неотъемлемой части реализации годовой задачи ДОУ по патриотическому воспитанию»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В справке (в рамках годовой задачи по воспитанию патриотических чувств у дошкольников) отмечается уровень работы педагогов ДОУ по созданию РППС, профессиональной компетенции в вопросе патриотического воспитания, взаимодействие с родителями воспитанников. Отмечаются группы, наиболее выразившие себя в каком-то разделе темы. Даны рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_gornitsa.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
Справка
«Состояние работы педагогов по вариативной программе «Горница»
как неотъемлемой части реализации годовой задачи ДОУ по патриотическому воспитанию»
01.11. 2022 г.
В соответствии с годовым планом МАДОУ д/с № 373 в рамках реализации вариативной программы «Горница» и годовой задачи по нравственно-патриотическому воспитанию старшим воспитателем Вязниковой Н.А. был осуществлен оперативный контроль, который проходил в последнюю неделю октября 2022 г.
Цель: Определение уровня эффективного внедрения детского фольклора в воспитательно - образовательный процесс ДОУ. Оценка деятельности педагога по ознакомлению детей с традиционной народной культурой.
В 2022-2023 учебном году по приказу заведующей МАДОУ д/с № 373 за работу по вариативной программе «Горница» отвечают музыкальные руководители Соколова Л.Н., Магрицкая Н.С. совместно с воспитателями и специалистами, привлекая их к тематическим мероприятиям.
В ходе контроля была проанализирована РППС, профессиональные умения педагогов и уровень взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
РППС.
В созданной русской избе «Горница» (далее горница) есть предметы быта, домашней утвари: русская печь, прялка, колыбель, сундук, рубель, чугунки, ухват и др. Попадая в горницу дети чувствуют себя в сказке: играют с предметами народного быта. С большим удовольствием качают люльку с куколкой, напевают колыбельные песни; варят кашу в русской печи в чугунке и сравнивают его с современной посудой. В горнице педагоги знакомят детей с народными игрушками (матрешка, городецкая лошадка, богородские курочки, свистульки, дымка, тряпичные куколки).
В горнице много народных костюмами для детей и взрослых, иллюстраций народных костюмов из разных областей России, куклы, игры. Интерьер избы постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения; предметы декоративно-прикладного искусства; фольклорные праздники.
В методическом кабинете накоплен методический материал: картотеки дидактических игр по краеведению, картотеки презентаций о городе Новосибирске, карты – схемы Дзержинского района, библиотека книг сибирских писателей, методические рекомендации по краеведению, видеофильмы, фотоальбомы, иллюстрации, познавательные книги, посвященные городу Новосибирску.
В группах в наличии созданные уголки народного быта как составная часть патриотического уголка, в котором картотеки русских игр и игр других народов России, картотеки загадок, скороговорок, пословиц, народных подвижных игр, художественная литература- сказки народов России, былины, атрибуты, иллюстрации и др.
Таким образом, убранство горницы обеспечивает среду, которая способствует благополучию каждого ребенка, создает физическую среду, которая является привлекательной, безопасной, здоровой, стимулирующей и способствует развитию у детей чувства сообщества.
Профессиональная компетентность
С младшими дошкольниками основное направление - приобщение их к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки, о природе, о животных, о своих родных и о себе самом, чтение русских народных сказок, драматизация, театрализованные представления, семейные праздники (Рождество, Масленица и др.). В фольклорных произведениях видна национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Это реализуется в группах № 5 (1 младшая), № 3 и 9 (2 младшая).
В средних группах № 7, 10, 4 работа по формированию нравственно-патриотических качеств строится на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых русских людей. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические.
Со старшими дошкольниками групп № 1, 8, 2, 6 полученные знания трансформируются в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями и т.п.), необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить своё, родное, близкое.
Проводят такие игры как игра – ходилка «Путешествие по городу», разрезные картинки, «Кто кем работает?», «Найди дерево», «Какой цветок?», «Отгадай загадку». Так же совместно с родителями были созданы кубики «Собери картинку» с достопримечательностями Новосибирска (группа № 10).
Особый интерес у детей вызывают народные праздники, в них принимают активное участие, разучивают обрядовые песни, хороводы. Знакомят с календарным детским фольклором, дают знания о встречах и прощаниях времен года, например: «Осенины» в октябре 2022г.
Педагоги ДОУ, реализуя программу «Горница», решают ряд важных задач:
- ознакомление с бытом и трудом русского народа;
- приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;
- ознакомление детей с народным искусством;
- ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.
При чтении и заучивании потешек, закличек, считалок помогают детям понять содержание, запомнить названия животных, птиц, природные явления, которые встречаются в тексте, а также то, что о них говорится. С помощью народных игр вызывают интерес у детей к традициям русского народа: «Веселый огородник», «Медведь и дети», «Жмурки», «Бабка Ежка», «Ручеек».
Вариативная программа «Горница» включает план ежемесячной работы. С сентября 2022 г. по октябрь 2022 реализация программы проходит в соответствии с планом. За данный период проведены народные праздники и развлечения «Капустник», «Осенины», «В русской избе», «В гостях у Кузи», кукольный театр «Колобок», «Как у нашей бабушки» и т.д.
Взаимодействие с родителями.
Была проведена беседа с родителями. Они отметили, что у большинства детей появился интерес к предметам русского быта, многие дети дома рассказывают потешки, загадывают загадки и просят поиграть в русскую народную игру, девочки поют песни.
Родители в русских костюмах групп № 10, № 7 участвовали в «Капустнике», вместе с детьми солили капусту, пели народные песни, водили хороводы.
В приемных групп на стенде постоянно размещена информация о народных играх, праздниках, народных приметах и советы родителям как заинтересовать детей народной тематикой.
Вывод:
В МАДОУ д/с № 373 созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Рекомендации:
- Музыкальным руководителям и воспитателям:
- оформлять тематические фотомонтажи, альбомы, коллажи, стенгазеты.
Срок-1 раз в 2 месяца
Ответственные: воспитатели
1.2. продолжать обогащать развивающую предметно- пространственную среду как в русской избе и в группах предметами народного быта.
1.3. Активизировать участие родителей в подготовке и проведении народных праздников, досугов, проектной деятельности.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели, музыкальные руководители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательному развитию (экологическое воспитание) дошкольников»
Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2017 – 2018 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...
Реализация вариативной программы "Горница"
Предлагаю отчет по реализации вариативной программы по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Горница"...
Организация работы по ранней профориентации в ДОУ как неотъемлемая часть повышения профессиональной компетентности педагогов. (Аллея стартапов)
Сценарий проведения дискуссионной площадки с воспитателями ДОУ...
Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)
ВВЕДЕНИЕДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состои...
Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)
ВВЕДЕНИЕДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состои...
Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)
laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...
Клуб заинтересованных родителей Работа в рамках годовой задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по формированию речевой активности детей дошкольного возраста через приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи....
- Мне нравится (1)