Клуб заинтересованных родителей Работа в рамках годовой задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
методическая разработка по логопедии

Юлия Григорьевна Мануш

Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по формированию речевой активности детей дошкольного возраста через приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_zainteresovannyh_roditeley.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб заинтересованных родителей

Работа в рамках годовой задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по формированию речевой активности детей дошкольного возраста через приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи.

Ход:

Добрый вечер, уважаемые друзья. Сегодня на нашей встрече присутствуют педагоги детского сада. И сегодня второе заседание клуба, где мы научимся дыхательным упражнением с применением различных предметов. Но начать нашу встречу я хочу со слов великого педагога В.А. Сухомлинского «Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро.»

Во все времена семья для человека имела огромное значение. Это и поддержка, и опора, и защита, и любовь. И очень важно, когда в семье есть традиции, которые позволяют часто собираться, проводить время вместе. Именно на таких традициях формируется нравственное воспитание ребенка.

Я обработала анкеты, которые вы заполняли, и вот, что получилось.

(на доску вывешиваю анкету с цифрами и комментариями), и подвожу итог.

В каждой семье есть определенные традиции. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка.

В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мама и папа рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям.

Думаю, каждому хочется, чтобы его дом был уютным, гостеприимным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто не находился вдали от дома из членов семьи, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту. А еще в семье должны бытовать традиции, которые  дети могут перенять и перенести в свои будущие семьи.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Согласитесь, что крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело,  семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.

То, как ребенок в последствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд.

Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человек будет в дальнейшем.

  • Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.
  • Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день, так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим. Например, сказка про то, как мальчик не мылся и потерял всех друзей, а потом волшебница принесла ему мыло со вкусом малины, и он стал чистым и друзья, вновь вернулись. Вариантов сотни! Представьте, радость вашего, уже взрослого, сына или дочери,  когда на 18-тилетие вы подарите ему сборник сказок, написанных вами и прослушанных им в детстве - это настоящий «золотой» подарок. Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки!
  • Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи.
  • Будет еще интереснее, если вы дадите малышу возможность освоить свое «коронное блюдо», которое и займет почетное место на столе. Или предложите ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим и… очень вкусно пахнет!
  • Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это… действительно отмечать этот день как самый лучший праздник!
  • А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке. Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему потом вспомнить свое детство.

Вы можете спросить, как семейные традиции перекликаются с дыхательными упражнениями. Отвечаю – да, перекликаются. Примеров множество:

  • Задувание свечей на торте (день рождение)
  • Надувание воздушных шариков (подготовка к празднику)
  • Надуваем паруса  бумажному кораблику (летний отдых)
  • Сдувание «вертолетиков» с одуванчика (во время прогулки)
  • Выдуваем мыльные пузыри (во время принятия вечерней ванны)
  • Дуем на ранку или царапину (забота, внимание и поддержка)
  • Сдуваем снежинки, листочки, бабочек, салфетки
  • Дуем на султанчики, вертушки…

Учимся правильно дышать

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основы нашей речи.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Правильное дыхание – это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом. Используя этот тип дыхания, мы постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. Обучить ребенка правильному дыханию можете ВЫ  сами. Главное в этой работе – постоянное закрепление полученных навыков.

Но прежде чем приступать к овладению диафрагмальным дыханием, необходимо провести с детьми несколько упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания, длительного выдоха. Эти упражнения будут полезны всем детям.

«Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт.

«Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.

«Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.

«Бабочка» - сдувать бабочку на ниточке с цветка.

Можно подуть на ватку, полоски бумаги.

«Футбол» - дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

«Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.

При выполнении данных упражнений нужно следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.

Для углубленного вдоха детям предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Работу над речевым дыханием следует начинать с формирования длительного ротового выдоха, что отрабатывается с помощью различных игрушек: легких вертушек, надувных шариков, всевозможных дудочек, губной гармошки, мыльных пузырей. Можно играть с пушинкой или ваткой: поставить игрушечные ворота и стараться задуть туда пушинку («Забей мяч в ворота»). Занимательно для детей и очень полезно упражнение «Фокус»: на нос кладется ватка, перышко, язык высовывается изо рта вверх и с силой выдыхается воздух. Ватка должна полететь вверх.

Предлагаю всем вместе за минуту смастерить игрушку для проведения дыхательных упражнений «Гусеница».

Устроим соревнования, чья гусеница окажется быстрее всех. Дуем на нее из коктейльной трубочки. На старт, внимание, марш… Молодцы!!!

Сегодня мы поговорили о важности семейных традиций, о том, что чем раньше мы начнем приобщать ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья, тем больше это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.

Обводим руку и даем обратную связь.

        

  • Цветочек. Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек.
  • Узнай по запаху. Узнать яблоко, огурец… по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
  • Свеча. Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветерок» задуть свечу резким выдохом (можно использовать макет свечи).
  • Чей паровоз (пароход) гудит дольше? Дать ребенку чистый пузырек (колпачок от фломастера и т.д.) Чтобы он загудел, нижней губой нужно слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.
  • Погрей руки. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
  • Султанчик. Долго дуть на султанчик из полосок бумаги, на цветные метелочки, на хвосты у птичек, на плавники у рыбок и т.д.
  • Трубочка. Подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты и т. п.
  • Бурлящая вода. Подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
  • Футболисты. Дети забивают мячи – шарики из ваты (фольги) в футбольные ворота.
  • Кораблики. Через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик победит. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики» - половинки грецкого ореха с парусом.
  • Надуй игрушку. Надувать резиновые надувные игрушки, шарики, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

Анкета для родителей

Тема «Семейные традиции»

Уважаемые родители!

В каждой семье есть определенные традиции. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.

Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

Да, обязательно;

Возможно, если они сами собой сложились;

Какие традиции существуют в Вашей семье:

Дни рождения членов семьи;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.

Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.)

Государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.)

          Воскресные семейные обеды (ужины);

Другое _________________________________________________________________________

Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться

Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.

Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь

Другое: _________________________________________________________________________

Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?

Да                       Нет

Другое: ___________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество

Анкета для родителей

Тема «Семейные традиции»

Уважаемые родители!

В каждой семье есть определенные традиции. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.

Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

Да, обязательно;

Возможно, если они сами собой сложились;

Какие традиции существуют в Вашей семье:

Дни рождения членов семьи;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.

Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.)

Государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.)

          Воскресные семейные обеды (ужины);

Другое _________________________________________________________________________

Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться

Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.

Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь

Другое: _________________________________________________________________________

Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?

Да                       Нет

Другое: ___________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы над реализацией проекта: «Россия – Родина моя» в рамках годовой задачи.

В материале представлен план по реализации проекта  по патриатическому воспитанию в подготовительной группе.Материал будет интересен для воспитателей....

Сценарий общего родительского собрания «Малыши должны понять, что природа наша мать» в рамках годовой задачи «Экологическое воспитание дошкольников».

Сценарий общего родительского собрания  «Малыши должны понять, что природа наша мать»  в рамках годовой задачи «Экологическое воспитание дошкольников»....

План проводимых мероприятий творческой группы. По работе над второй годовой задачи детского сада «НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

План проводимых мероприятий творческой группы № 2По работе над второй годовой задачи детского сада«НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...