Семинар - практикум для воспитателей «Художественно – эстетическая деятельность в ДОУ»
методическая разработка
Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. Художественно – эстетического развития – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_e.e.docx | 362.21 КБ |
prezentatsiya3.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА
Семинар - практикум
«Художественно – эстетическая деятельность в ДОУ»
Выполнила
старший воспитатель
Волкова Е.Е.
Фурманов
1 слайд
Семинар
«Художественно – эстетическая деятельность в ДОУ»
2 слайд
ПЛАН
1.Доклад: «Роль детского сада в формировании творческой личности» (воспитатель Смирнова Е.В.)
2.Слайд-презентация «Предметно-развивающая среда ДОУ по художественно - эстетическому развитию» (воспитатель Тихомирова И.В.)
3.Сообщение из опыта работы: «Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Мастер-класс «Опускаем руки в краску» (воспитатель Батаева В.А.)
4.Практикум: «Использование приемов художественного творчества в развивающей и психокоррекционной работе с дошкольниками» (педагог – психолог Малеева М.В.)
5. Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (воспитатель Туманова И.А.)
6.Решение кроссворда (старший воспитатель Волкова Е.Е.)
7.Подведение итогов
3 слайд
Как в ФГОС ДО раскрывает художественно – эстетическое развитие?
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
4 слайд
- Доклад-презентация «Роль детского сада в формировании творческой личности» (Смирнова Е.В.)
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Основная цель педагога – создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Целью работы нашего детского сада по художественно-эстетическому воспитанию является:
- формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой;
- воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
- Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
- Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
- Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
- Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности;
Для получения ожидаемых результатов в МДОУ д/с № 12 «Аленка» создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для художественно-эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание развивающей предметно - пространственной среды);
- организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с социумом.
Наш детский сад реализует Основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе примерной программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы.
В работе по художественно-эстетическому воспитанию детей могут быть использованы следующие парциальные программы и методические пособия:
Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
«Красота. Радость. Творчество». Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б. Зацепина.
Цель: направлена на развитие ребенка, как приобщение к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания.
Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного), ребенок испытывает положительные эмоции,
на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.
Программа музыкального образования детей дошкольного возраста
«Камертон» Э.П. Костина.
Цель: разностороннее, полноценное музыкальное образование детей (обучение, воспитание, развитие), соответствующее их возрастным возможностям. Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами музыкальной деятельности.
Программа художественного воспитания. Обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», И.А. Лыкова.
Данная программа позволяет реализацию базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.
Цель: формировать у детей раннего и дошкольного возраста эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства «Театр – творчество - дети», Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.
Технология данной программы ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», И.А.Кузьмин.
Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Использование данных программ дает возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, театру, народной культуре.
Одним из основных компонентов системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие строится в трех направлениях:
- организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Вся работа по художественно-эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие разделы программы:
- музыкальное воспитание,
- изобразительная деятельность,
- театрализованная деятельность,
- знакомство с художественной литературой,
- ознакомление с природой;
Интеграция в системе художественно-эстетического воспитания очень актуальна, так как она:
- способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
- помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
- развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
- воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;
- учит ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки, живописи, театра;
- повышает эффективность художественно – эстетического воспитания;
- пробуждает интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.
Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через:
- изобразительную деятельность (НОД, самостоятельная художественная деятельность);
- музыкальное воспитание;
- театрализованную деятельность;
- кружковую работу;
- индивидуальную работу;
- выставки детских работ;
- праздники, развлечения, концерты.
Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности, таких, как «Маленький театрал», «Юные умельцы», которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию талантов и способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей в творческой деятельности.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей была бы неполной, если бы не взаимодействие всех педагогических работников ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования). Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.
Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи художественно-эстетического воспитания; всестороннего развития. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
5 слайд
2.Слайд-презентация «Предметно-развивающая среда ДОУ по художественно - эстетическому развитию» (воспитатель Тихомирова И.В.)
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена в определенном стиле, созданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности: театральные, игровые центры, центры художественного творчества, которые содержат разнообразный материал, пособия, игры, театральные костюмы, атрибуты, мини-музеи, уголки природы. Для занятий музыкой должен быть музыкальный зал, костюмы и музыкальный реквизит, различные виды театра.
Дети должны ежедневно заниматься продуктивными видами деятельности, вместе с педагогом готовить выставки, проводить интересные творческие мероприятия, посещать мини-музеи ДОУ, ходить на экскурсии, целевые прогулки.
В нашем детском саду в группах и методическом кабинете оформлены выставки народно-прикладного искусства и детских поделок. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы с хохломской, гжельской росписями), необходимый наглядный художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации продуктивной деятельности с детьми. Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения и произведения русского народного творчества. Для ознакомления с искусством используется ИКТ (ноутбук, проектор)
Эффективно используются раздевалки, коридоры, групповые комнаты. В них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного и бросового материала.
Знания, полученные в продуктивной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием рисуют, музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
6 слайд
3.Сообщение из опыта работы: «Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Мастер-класс «Опускаем руки в краску» (воспитатель Батаева В.А.)
7 слайд
4. Практикум: «Использование приемов художественного творчества в развивающей и психокоррекционной работе с дошкольниками» (педагог – психолог Малеева М.В.)
8 слайд
5.Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (воспитатель Туманова И.А.)
9 слайд
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие строится в трех направлениях:
- организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
10 Слайд
Вся работа по художественно-эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие разделы программы:
- музыкальное воспитание,
- изобразительная деятельность,
- театрализованная деятельность,
- знакомство с художественной литературой,
- ознакомление с природой;
Интеграция в системе художественно-эстетического воспитания очень актуальна, так как она:
- способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
- помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
- развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
- воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;
- учит ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки, живописи, театра;
- повышает эффективность художественно – эстетического воспитания;
- пробуждает интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.
11 слайд
Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через:
- изобразительную деятельность (НОД, самостоятельная художественная деятельность);
- музыкальное воспитание;
- театрализованную деятельность;
- кружковую работу;
- индивидуальную работу;
- выставки детских работ;
- праздники, развлечения, концерты.
12 – 19 СЛАЙД
6.Решение кроссворда (старший воспитатель Волкова Е.Е.)
1. Если сломан карандаш –
Я помощник верный ваш.
Я как врач, его лечу –
Быстро, остро заточу.
2. Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется...
3. Предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.
4.Познакомимся, я краска,
В круглой баночке сижу.
Всем раскрашу я раскраску,
А еще картинки в сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная…
ГУАШЬ
5.Пирография (буквально: «рисование огнём») — техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву.
6. Что за чудо? Это в ряд
Фигурки разные стоят
Из камня, дерева и глины
Их названия знать должны мы-
Птицы, звери, человек
Любовались ими б век
Разномастные фигуры
Называют их …? Скульптура
7.Что, по мнению Федора Достоевского спасет мир?
Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания.
Художественно – эстетического развития – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.
7.Подведение итогов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН 1.Доклад: «Роль детского сада в формировании творческой личности» (воспитатель Смирнова Е.В.) 2.Слайд-презентация «Предметно-развивающая среда ДОУ по художественно - эстетическому развитию» (воспитатель Тихомирова И.В.) 3.Сообщение из опыта работы: «Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Мастер-класс «Опускаем руки в краску» (воспитатель Батаева В.А.) 4.Практикум: «Использование приемов художественного творчества в развивающей и психокоррекционной работе с дошкольниками» (педагог – психолог Малеева М.В.) 5. Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (воспитатель Туманова И.А.) 6.Решение кроссворда (старший воспитатель Волкова Е.Е.) 7.Подведение итогов
Как в ФГОС ДО раскрывает художественно – эстетическое развитие? Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
«Роль детского сада в формировании творческой личности» Смирнова Е.В .
«Предметно-развивающая среда ДОУ по художественно - эстетическому развитию» Тихомирова И.В .
«Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Мастер-класс «Опускаем руки в краску» Батаева В.А.
«Использование приемов художественного творчества в развивающей и психокоррекционной работе с дошкольниками» Малеева М.В .
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Туманова И.А.
организованная деятельность совместная деятельность педагогов и детей самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей Педагогическое взаимодействие педагогов и детей
Разделы программы : музыкальное воспитание; изобразительная деятельность; театрализованная деятельность; знакомство с художественной литературой; ознакомление с природой.
Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через : • изобразительную деятельность (НОД, самостоятельная художественная деятельность ); • музыкальное воспитание ; • театрализованную деятельность ; • кружковую работу ; • индивидуальную работу ; • выставки детских работ ; • праздники, развлечения, концерты.
1 2 3 4 5 6 7
1Т О Ч И Л К А 2 3 4 5 6 7
1Т О Ч И Л К А 2П Е Й З А Ж 3 4 5 6 7
1 Т О Ч И Л К А 2П Е Й З А Ж 3 Э С К И З 4 5 6 7
1 Т О Ч И Л К А 2П Е Й З А Ж 3 Э С К И З 4 Г У А Ш Ь 5 6 7
1 Т О Ч И Л К А 2П Е Й З А Ж 3 Э С К И З 4 Г У А Ш Ь 5 В Ы Ж И Г А Н И Е 6 7
1 Т О Ч И Л К А 2П Е Й З А Ж 3 Э С К И З 4 Г У А Ш Ь 5 В Ы Ж И Г А Н И Е 6С К У Л Ь П Т У Р А 7
1 Т О Ч И Л К А 2П Е Й З А Ж 3 Э С К И З 4 Г У А Ш Ь 5 В Ы Ж И Г А Н И Е 6С К У Л Ь П Т У Р А 7К Р А С О Т А
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар -практикум для родителей "Развитие познавтельной деятельности"
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Поэтому, одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельнос...
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЛАСТНОГО СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ПО ПРОБЛЕМЕ: «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как условие их позитивной социализации в процессе реализации ФГОС ДО»
Дата проведения: 18 апреля 2018 г.Время проведения: 9.00 – 12.30Место проведения: МБДОУ детский сад №1 ...
Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»
Художественно-эстетическое развитие ребёнка - многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к окружающему миру ...
Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»
Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграциихудожественно – эстетического развитию в рамках ФГОС ДО...