Презентация "Карты В. Я. Проппа".
презентация
Методика работы с картами В. Я. Проппа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Карты В. Я. Проппа" | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. Владимир Пропп проанализировав сказки народов мира обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «Карты Проппа ». Такие ситуации – это своего рода кубики, их которых можно собрать любую сказку. «Карты Проппа » – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказок. Одна – это и есть определенное событие сказки. Основных, главных функций Пропп выделил 28. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно 8.
ПЛАН РАБОТЫ 1 этап. Познакомить детей со сказкой, как жанром литературного произведения 3 этап. Чтение сказки и сопровождения чтения выкладыванием карт Проппа 4 этап. Пересказ сказки, опираясь на карты Проппа 5 этап. Сами сочиняем сказки
2 этап. Подготовительные игры «Чудеса в решете» – как и с помощью чего осуществляются превращения , волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, их действия); «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои); «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
«Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч- кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников. «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»); «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.); «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий; « Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры — осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона».
Сказка «Красная Шапочка» Карта «Жили-были». Жила-была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день и прозвали ее Красной Шапочкой. 2. Карта «Герой покидает дом». Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла. 3. Карта «Запрет». «Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай»,- наказывала ей мама. «Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно». 4. Карта «Нарушение запрета». Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни. 5. Карта «Враг начинает действовать». Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.
6. Карта «Появляется ложный герой». Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать красную Шапочку. 7. Карта «Разоблачение Ложного героя». Красная шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос «почему у тебя такие большие зубы» – «чтобы съесть», волк проглотил девочку. 9. Карта «Враг оказывается поверженным». Охотник вбежал в дом и убил волка. 8. Карта «Появление друга – помощника». Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник. 10. Карта «Счастливый конец». Из его живота вылезли бабушка и красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай. 11. Карта «Мораль». А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.
Сочинение собственной сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем героем можно сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5 -8 карт.
Последовательность знакомства с картами: 1. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение. 2. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией. 3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт). 4. Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок. 5. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт). 6. Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты). 7. Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).
РЕЗУЛЬТАТ: – умение определять жанр произведения; – запоминать последовательность событий; – выделять основное содержание сказки; – выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа ; – уверенно манипулировать картами; – чувствовать красоту и образность родного языка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)
Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...
Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки \'\' Гуси-лебеди \'\'
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...
Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки \'\' Гуси-лебеди \'\'
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...
"Играем с картами Проппа"
В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т...
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).
Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...
Составление рассказа с помощью карточек Проппа
Воспитателем представлен конспект организованной образовательной деятельности в области коммуникации для детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети знакомятся с глобусом, представителями мал...
Карты Проппа как средство развития речи детей
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать ...