Конспект непосредственно-образовательной деятельности по кубановедению для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Народные ремёсла Кубани».
план-конспект занятия (средняя группа)
Формировать представления детей о нескольких видах кубанских ремёсел. Воспитывать любовь к малой Родине и ее культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_kubanovedeniyu.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида
ст. Старощербиновская
Конспект непосредственно образовательной деятельности по кубановедению для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Народные ремёсла Кубани».
Воспитатель:
Яценко Яна Васильевна
ст. Старощербиновская 2022г.
Цель: формировать представления детей о нескольких видах кубанских ремёсел. Воспитывать любовь к малой Родине и ее культуре.
Программные задачи:
1. Познакомить с несколькими видами кубанских ремёсел.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к малой Родине и ее культуре.
3. Развивать познавательный интерес.
Словарная работа: гончар, кузнец, бондарь, макитра, рубель, скрыня, глечик, лозоплетение, ткачихи, рушники.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение музея детского сада, беседы с детьми.
Материалы: самовар, прялка, вышивки, кружева, соломенные куклы, тряпичные куклы, глиняные сосуды, деревянные игрушки, соломенная шляпа, деревянные ложки, мешки для муки, гвозди.
Ход:
В. Дети, сегодня мы с вами побываем на выставке изделий кубанских ремесленников. Вы увидите изделия народных мастеров: старинную прялку, вышивку, изделия из дерева, соломы, металла.Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками, они стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что окружало их в труде и в быту. Главным помощником на пути постижения прекрасного была кубанская природа. Она же предоставляла ремесленникам простейшие материалы – глину, дерево, камень, лён, шерсть. Так рождались народные ремесла.
Я хочу познакомить вас с гончарным ремеслом.
Гончарный промысел.
Гончарное ремесло известно давно, и зародилось оно благодаря уникальным свойствам глины. Для производства гончарных изделий главным орудием служит гончарный станок или круг, на котором легко и удобно выделывать всякую посуду, имеющую круглое очертание.Гончарное ремесло на Кубани развивалось в тех местах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина. Из глины делали простую посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей. Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Рассмотреть изделия из глины.
Ткачество.
давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля, лён и овечья шерсть. Необходимыми предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки — бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.
Вышивка – наиболее развитый вид народного искусства, который был повсеместно распространен среди населения Кубани. Здесь можно увидеть богатство и разнообразие стилей орнаментов. К наиболее традиционным техникам, часто встречающимся на Кубани, можно отнести вышивку крестом (красным, черным), счетную гладь, растительный или геометрический орнамент. Народные мастерицы вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники, столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др.
Рассмотреть изделия из ткани.
Плетение из природного материала.
Одним из народных ремёсел является лозоплетение. Главную роль в плетении играла гибкая ивовая лоза. Из неё делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (ёмкость для хранения зерна). В лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома.Рассмотреть изделия.
Физ.минутка.
А сейчас мы немного поиграем, встаньте. Мы будем изображать ремесленников.
Представим себя ткачами и ткачихами перед нами стоит станок, а мы наблюдаем за ниточкой слева направо глазками ещё раз. И ещё, а теперь тоже самое только закрытыми глазами.
А теперь мы гончары - движение кистями.
А сейчас у нас в руках рубанок-это инструмент для обработки дерева. Начали.
Ну и, конечно, кузнец. Приготовились.
Вышивальщицы.
А теперь я вам говорю, а вы сами повторяете движение.
Молодцы. Садитесь.
Резьба по дереву.
Деревянная посуда – бочки, вёдра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева бондарь мастерил мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью. Рассмотреть изделия из дерева.
На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань -кузнечное дело.
В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами.
Они изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги.Рассмотреть изделия из металла.
Закрепление материала.
В. Где мы с вами живем?
Дети: станица Старощербиновская, Краснодарский край.
В. Какие ремёсла развиты на Кубани?
Дети: ткачество, гончарное дело, резьба по дереву, вышивка, кузнечное дело.
В.А как по-другому ещё называется наш край?
Дети: Кубань.
В.Какие названия профессий вы запомнили?
Дети: Гончар, кузнец, резчик по дереву, бондарь, ткачиха.
В.Какие изделия создают люди этих профессий?
Какой материал использовался для плетения на Кубани?
Что плели из лозы?
Где использовалась солома?
Что вышивали цветной гладью?
Какие цвета ниток использовались при вышивке рушников?
Что изготовляли из глины?
Что изготовляли из металла?
(Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Проект для детей младшего дошкольного возраста Тема: "Народная сказка в системе нравственного воспитания детей младшего возраста"
АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у ...
Конспект непосредственной образовательной физической деятельности с ФЭМП с детьми раннего возраста. Тема: «В гостях у лисички »
КОНСПЕКТ НОД...
Непосредственно-образовательная изобразительная деятельность «Ниточки-клубочки» в старшем дошкольном возрасте
Программное содержание: научить детей использовать линии для создания выразительного образа, размещать рисунок на всей поверхности листа бумаги....
Конспект по непосредственно-образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста на тему"Вот так Африка!"
Данный материал направлен на углубление знаний детей о животных жарких стран....
Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»
Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Народная культура и традиции русского народа.
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: Народная культура и традиции русского народа.Образовательные задачи: совершенствовать знания о культуре и традиция...