Парциальная дополнительная программа кружка по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Знайка»
рабочая программа
Цель: формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ДС № 10 «Белочка»
Парциальная дополнительная программа кружка
по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Знайка»
Воспитатель: Зиннатуллина Г.Р.
г.Нижневартовск
Пояснительная записка
Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Целью элементарной математики является формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношения предметов и явлений окружающего мира. Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Основные задачи по формированию элементарных математических представлений:
Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).
Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).
Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Количество занятий в неделю - 1, в месяц – 4. Всего 28.
Академический час = 20 минут
Планируемые результаты
- Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение)
- Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего».
- Сравнивать количество предметов в группах на основе счета
(в пределах 5), а также поштучного соотнесения предметов двух групп (составление пар), определять каких предметов больше, меньше, равное количество.
- Сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные), на основе приложения их друг к другу или наложения.
- Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.
- Определять положение предметов в пространстве по отношению в себе (вверху – внизу, впереди – сзади), двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед, назад, вверх, вниз (по лестнице)
- Различать правую и левую руку.
- Определять части суток.
Содержательный раздел
№ | Дата и время | Тема | Кол-во часов | примечание | |
Сентябрь | Диагностические задания | ||||
1. 2. | Сравнение по величине двух предметов. Сравнение двух групп предметов, разных по цвету, форме. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | 1 1 | |||
Октябрь | |||||
3. 4. 5. 6. | Сравнение двух предметов по высоте Счет предметов в пределах 3.Определение пространственных направлений. Закрепление умения называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже. Счет в пределах 3, соотнося число с элементом множества | 1 1 1 1 | |||
Ноябрь | |||||
7. 8. 9. 10. | Порядковый счет в пределах 3. Образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов. Счет в пределах 4. Счет в пределах 4,знакомство с порядковым значением числа. Образование числа 5. Счет в пределах 5. | 1 1 1 1 | |||
Декабрь | |||||
11. 12. 13. | Счет в пределах 5. Знакомство с порядковым значением числа 5. Счет в пределах 5. Формирование представлений о равенстве и неравенстве двух групп предметов. Порядковые значения чисел в пределах 5. Уточнение представлений о цилиндре, умение различать шар, куб, цилиндр. | 1 1 1 | |||
Январь | |||||
14. 15. 16. | Знакомство со значением слов далеко - близко. Счет звуков на слух в пределах 5. Сравнение трех предметов по длине (убывающая, возрастающая последовательность). | 1 1 1 | |||
Февраль | |||||
17. 18. 19. 20. 21. | Счет предметов на ощупь в пределах 5.Значение слов: вчера, сегодня, завтра. Сравнение 3-х предметов по ширине (широкий, уже, самый узкий). Пространственное ориентирование (вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади). Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Составление целостного изображения предметов из отдельных частей. | 1 1 1 1 1 | |||
Март | |||||
22. 23. | Счет предметов в пределах 5. Сравнение трех предметов по высоте (высокий, ниже, самый низкий). Сравнение 4-х или 5-ти предметов по высоте. | 1 1 | |||
Апрель | |||||
24. 25. 26. 27. | Цилиндр. Шар. Цилиндр. Шар. Куб. Количественный и порядковый счет в пределах 5. Счет и отсчет предметов на слух, на ощупь (в пределах 5). | 1 1 1 1 | |||
Май | |||||
28. | Диагностика | Закрепление программного материала. | 1 Итого- 28 |
Формы, методы и приёмы работы по ФЭМП
Формы работы | Способы | Методы и приемы (наглядные, словесные, практические, наглядно-практические, игровые) |
НОД | Групповые Подгрупповые | сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, действия с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные игры. |
Совместная деятельность | Подгрупповые, индивидуальные | Игровые упражнения Игры (дидактические, подвижные) Показ Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Экспериментирование Развивающие игры Проблемные ситуации |
Самостоятельная деятельность | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Игры-экспериментирования Игры с использованием дидактических материалов Наблюдение Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую) |
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.
В пристальном внимании нуждаются дети, нерегулярно посещающие детский сад по болезни или другим причинам, ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. С такими детьми должны проводиться индивидуальные занятия в форме игры и игровых упражнений, а на занятиях использовать методы и приемы технологии дифференцированного обучения.
Можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:
- - математические наборы.
- -счетные палочки.
- -раздаточный материал по разделам ФЭМП.
- - цифры и фигуры (обучающие карточки).
- - наборы геометрических фигур.
- - наглядно-дидактические пособия «Цвета».
- - демонстрационный материал по разделам ФЭМП.
- -дидактические игры по ФЭМП.
- -обучающий плакат «Цвета и фигуры».
Педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Список литературы:
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
И.А. Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений»: Средняя группа. – М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Математические звёздочки"
На занятии дети делятся на две команды с помощью "математических" медалей и занимаются математикой, играя в различные игры. Занятие заканчивается аппликацией....
Родительское собрание в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»
На родительском собрании я знакомлю родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Сообщаю, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года. Родители должны знать, что на заняти...
Конспект непосредственно организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Приключения колобка» (математическая сказка)
Дети в игровой форме повторяют счёт до4, повторяют названия геометрических фигур....
Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»
Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...
Сценарий родительского собрания в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»
повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников...
конспект по формированию элементарных математических представлениях в средней группе "Задания паровозика Знайки"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Задания паровозика Знайки»Цель: знакомство с образованием числа 5 на основе сравнения дву...
Конспект занятия "Лего - Знайки" по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Конспект занятия "Лего - Знайки" по формированию элементарных математических представлений в средней группе...