Парциальная дополнительная программа кружка по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Знайка»
рабочая программа

Зиннатуллина Гульнара Раилевна

Цель: формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДС № 10 «Белочка»

Парциальная дополнительная  программа кружка

по   формированию элементарных математических представлений в средней группе «Знайка»

Воспитатель: Зиннатуллина Г.Р.

г.Нижневартовск

Пояснительная записка

             Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Целью элементарной математики является формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношения предметов и явлений окружающего мира. Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Основные задачи по формированию элементарных математических представлений:

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».

Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.

Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).

Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).

Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Количество занятий в неделю - 1, в месяц – 4. Всего 28.

Академический час = 20 минут

Планируемые результаты

  • Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение)
  • Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего».
  • Сравнивать количество предметов в группах на основе счета

(в пределах 5), а также поштучного соотнесения предметов двух групп (составление пар), определять каких предметов больше, меньше, равное количество.

  • Сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные), на основе приложения их друг к другу или наложения.
  • Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.
  • Определять положение предметов в пространстве по отношению в себе (вверху – внизу, впереди – сзади), двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед, назад, вверх, вниз (по лестнице)
  • Различать правую и левую руку.
  • Определять части суток.

Содержательный раздел

Дата и время

                         Тема

Кол-во часов

примечание

Сентябрь

Диагностические задания

1.

2.

Сравнение по величине двух предметов.

Сравнение двух групп предметов, разных по цвету, форме.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

1

1

Октябрь

3.

4.

5.

6.

Сравнение двух предметов по высоте

Счет предметов в пределах 3.Определение пространственных направлений.

Закрепление умения называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже.

Счет в пределах 3, соотнося число с элементом множества

1

1

1

1

Ноябрь

7.

8.

9.

10.

Порядковый счет в пределах 3.

Образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов. Счет в пределах 4.

Счет в пределах 4,знакомство с порядковым значением числа.

Образование числа 5. Счет в пределах 5.

1

1

1

1

Декабрь

11.

12.

13.

Счет в пределах 5. Знакомство с порядковым значением числа 5.

Счет в пределах 5. Формирование представлений о равенстве и неравенстве двух групп предметов.

Порядковые значения чисел в пределах 5.

Уточнение представлений о цилиндре, умение различать шар, куб, цилиндр.

1

1

1

Январь

14.

15.

16.

Знакомство со значением слов далеко - близко.

Счет звуков на слух в пределах 5.

Сравнение трех предметов по длине (убывающая, возрастающая последовательность).

1

1

1

Февраль

17.

18.

19.

20.

21.

Счет предметов на ощупь в пределах 5.Значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Сравнение 3-х предметов по ширине (широкий, уже, самый узкий).

Пространственное ориентирование  (вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади).

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Составление целостного изображения предметов из отдельных частей.

1

1

1

1

1

Март

22.

23.

Счет предметов в пределах 5.

Сравнение трех предметов по высоте  (высокий, ниже, самый низкий).

Сравнение 4-х или 5-ти предметов по высоте.

1

1

Апрель

24.

25.

26.

27.

Цилиндр. Шар.

Цилиндр. Шар. Куб.

Количественный и порядковый счет в пределах 5.

Счет и отсчет предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

1

1

1

1

Май

28.

 Диагностика

Закрепление программного материала.

1

Итого- 28

Формы, методы и приёмы  работы по ФЭМП

Формы

 работы

Способы

Методы и приемы

(наглядные, словесные, практические, наглядно-практические, игровые)

НОД

Групповые

Подгрупповые

сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.

рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, действия с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные игры.

Совместная деятельность

Подгрупповые, индивидуальные

Игровые упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Показ

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Экспериментирование

Развивающие игры

Проблемные ситуации

Самостоятельная деятельность

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры-экспериментирования

Игры с использованием дидактических материалов

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность

(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)

          Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.

          В пристальном внимании нуждаются дети, нерегулярно посещающие детский сад по болезни или другим причинам, ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. С такими детьми должны проводиться индивидуальные занятия в форме игры и игровых упражнений, а на занятиях использовать методы и приемы технологии дифференцированного обучения.

          Можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:

  1. - математические наборы.
  2. -счетные палочки.
  3. -раздаточный материал по разделам ФЭМП.
  4. - цифры и фигуры (обучающие карточки).
  5. - наборы геометрических фигур.
  6. - наглядно-дидактические пособия «Цвета».
  7. - демонстрационный материал по разделам ФЭМП.
  8. -дидактические игры по ФЭМП.
  9. -обучающий плакат «Цвета и фигуры».

Педагогическая  диагностика.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Список литературы:

Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

И.А. Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений»: Средняя группа. – М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Математические звёздочки"

На занятии дети делятся на две команды с помощью "математических" медалей и занимаются математикой, играя в различные игры. Занятие заканчивается аппликацией....

Родительское собрание в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»

На родительском собрании я знакомлю родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Сообщаю, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года. Родители должны знать, что на заняти...

Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»

Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...

Сценарий родительского собрания в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»

повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников...

конспект по формированию элементарных математических представлениях в средней группе "Задания паровозика Знайки"

Конспект  занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Задания паровозика Знайки»Цель: знакомство с образованием числа 5 на основе сравнения дву...

Конспект занятия "Лего - Знайки" по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Конспект занятия "Лего - Знайки" по формированию элементарных математических представлений в средней группе...