Развития мышления детей среднего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Татьяна Сухорутченко

Дошкольный возраст - период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns2.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развития мышления детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы.

       Для развития мышления детей среднего дошкольного возраста большую роль играет практическая значимость LEGO-конструкторов, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой на LEGO-конструирование можно решать и другие образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Используя конструкторы серии «LEGO», педагог  может ставить перед дошкольниками понятные, в то же время интересные для них, цели.

       Учитывая необходимость и актуальность работы в данном направлении, педагоги предположили, что  логические операциям у детей можно развивать  посредством наглядного моделирования  с использованием легоконструирования.   Однако главное, на что направлено LEGO-конструирование − это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей.   Работа с конструктором развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность, пробуждает интерес детей к новому. [7]

При работе над данной проблемой педагоги выявили следующие противоречия:

- между возрастающей  потребность  к качественно новому уровню развития познавательных процессов  на этапе дошкольного образования   и недостаточной    сформированностью   логических операций   у дошкольников на этапе  поступления в школу.

- между необходимостью введения системной, целенаправленной работы по использованию легоконструирования в ДОУ для развития способностей к основным логическим операциям у детей дошкольного возраста и недостаточностью  методических разработок в данном направлении;

- между необходимостью вовлечения родителей в образовательную деятельность по развитию у детей основных логических операций и недостаточной компетентностью законных представителей в данном направлении.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для развития у дошкольников  способностей к основным логическим операциям посредством наглядного моделирования с использованием легоконструирования.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом осуществлялась поэтапно, в течение 3 лет (с 2020 по 2022 год).

1 этап - аналитико-диагностический (сентябрь - декабрь 2020 год) - подбор и анализ литературы, соответствующего диагностического инструментария, сбор информации, диагностика.

2 этап - практический (январь 2021 – сентябрь 2022год) - разработка методического материала, апробирование и внедрение системы работы в практическую деятельность.

3 этап - аналитический (сентябрь – ноябрь 2022 год) - диагностика, анализ результатов, подведение итогов работы.

Диапазон опыта представлен единой системой совместной деятельности педагога, детей, родителей и самостоятельной деятельности детей, реализуемой в рамках образовательной деятельности в условиях ДОО, по развитию способностей к основным логическим операциям посредством наглядного моделирования с использованием легоконструирования.

Теоретическая база опыта основана на публикациях П.П. Блонского[4],  А.В. Брушлинского [3], Л.И. Божович [2], А.Н. Леонтьева [12],                                 С.Л. Рубинштейна [16], Л.Г. Комаровой [10], Т.С.Лусс [13],                               Л. Ф. Тихомировой [17],  Е.В. Фешиной [19].

Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л. С. Выготский [6], А. Н. Леонтьев [12], А. А. Венгер [5]. Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.

Основные идеи о формировании логических операций разрабатывались под руководством психологов А.Н. Леонтьева [12], С.Л. Рубинштейна [16]. Ими были сделаны выводы о необходимости целенаправленного формирования логических операций у детей.

Как отмечалось в работах Н.Н. Поддъякова [15] логические операции универсальны и обладают свойством широкого переноса из одной сферы деятельности в другую.  Логические операции мышления – это умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем – истинные.

Вопрос о порядке формирования приемов мышления был всесторонне исследован Л.Ф. Тихомировой [17]. Она определяет порядок формирования отдельных приемов: анализ,  синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Сравнение — первый способ познания свойств и отношений, который осваивают дети дошкольного возраста и один из основных логических приемов познания внешнего мира. Анализ-логическая   операция разделения составного объекта на отдельные части, из которых он состоит. Например, ребенок может решать задачу сравнения между собой понятий «квадрат» и «треугольник». Для этого ему сначала понадобится разложить соответствующие геометрические фигуры на элементы, из которых они состоят, – на отрезки прямых линий и углы.

Синтез –  логическая операция объединения частей  в одно целое.  Примером синтеза может служить игра по сбору кубиков с картинкой, когда ребенок собирает детали в целое.  Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.

Классификация — это осмысленное разделение  вещей, явлений  на разновидности согласно каким-либо важным признакам.  Обобщение - логическая операция  объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.  Конкретизация  – логическая операция, связанная с переносом общего утверждения на конкретный предмет или явление

Результаты педагогических и психологических исследований                      (П.П. Блонский [4], А.А.Венгер [5],  Н.Н.Поддъяков [15]) показали:

-способности, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития умений в школе;

- ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил;

- овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.

Наиболее эффективным способом формирования операций логического мышления является игра. О большом значении игры в умственном развитии детей говорят многие исследователи (А.В. Запорожец [9], А. П. Усова [18] и другие).

Дидактическая игра является особым видом игровой деятельности. Важное значение такой игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность, мышления  и речь.  [12]

Ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников разнообразием материалов и средств обучения, что в свою очередь должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, развитие моторики, возможность самовыражения детей становится вопрос об использовании в работе необычных игр и пособий.  [19]  

В связи с этим, особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, лего- конструирование .  Лего  конструирование - это средство развивающего обучения, стимулирующее познавательную деятельность ребенка.  Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.  Новые развивающие дидактические игры, которые обеспечивают возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также дают  возможность уединения и проектирования собственного пространства.

https://mail.yandex.ru/message_part/IMG-e13dbe58105b2d2b01dbb8c6e38ffb5f-V.jpg?_uid=194819010&name=IMG-e13dbe58105b2d2b01dbb8c6e38ffb5f-V.jpg&hid=1.2&ids=180988410024973667&no_disposition=y&exif_rotate=y


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста

Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста...

Отчёт по самообразованию "Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей среднего дошкольного возраста"

Оригами - искусство складывания бумажных фигурок - может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей....

Картотека дидактических игр по развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию мышления детей среднего дошкольного возраста...

Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

laquo;Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»...

Долгосрочный познавательно-творческий проект: «Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»

Активное изучение и внедрение технологии "Блоки Дьенеша" в образовательный процесс детей дошкольного возраста...