Картотека дидактических игр по развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста
картотека по математике (средняя группа)
Картотека дидактических игр по развитию мышления детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did.ig_._sr.gr_.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Чем похожи и чем отличаются? » Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница. Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами. Игра «Подбери пару к слову». Цель: развитие внимания, мышления и речи. Оборудование: мяч. Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла». Игра «Что это? Кто это? » Цель: развитие мышления и речи. Оборудование: 24 предметные картинки. Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших . Игра «Подбери четвертую фигуру» Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях. Оборудование: карточки к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка). На столе каждого ребенка находятся карточки и простой карандаш. Воспитатель привлекает внимание детей к отличительным признакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из данных справа рисунков. (Нужный рисунок обводится карандашом).
Игра «Разложи карточки» Цель: развитие логического мышления. Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка). На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки. Игра «Разложи картинки по группам» Цель: развитие навыков анализа и синтеза. Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты : яблоко, груша, персик; посуда : чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д. Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные ). Игра «Подбери парную картинку» Цель: развитие логического мышления, памяти и речи. Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех (шишка, ваза – тюльпан (гвоздика). На магнитной доске прикреплены картинки. Расположение картинок: верхний ряд – мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь белка; нижний ряд - жеребенок, якорь, подосиновик, соты, подушка, книги, рыбки, колесо, колосок, орех, гвоздь, тюльпан. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.
Задание «Закрой лишнюю картинку» Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка). Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком . Задание «Нарисуй и зачеркни» Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления. Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка). На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям: • Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру; • Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру; • Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру . Игра «Скажи мне наоборот» Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы. Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д. Игра «Нелепицы» Цель: развитие речи, внимания, мышления. Оборудование: карточка к заданию. Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле. Задание «Дополни фразу» Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи. • Если песок мокрый, то. • Мальчик моет руки, потому что. • Если переходить улицу на красный свет, то. • Автобус остановился, потому что.
Игра «Придумай загадку» Цель: развитие речи и мышления. Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы. На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим. Игра «Составь предложение по двум картинкам» Цель: развитие внимания, мышления и речи. Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: : бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д. Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений. Игра «Любимая еда» Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д. Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
Игра «Рыбка — червячок» Цель: учить аргументировать свои ответы, расширять кругозор. Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки). ◈ Как играем: сначала читается стихотворение: Зайчик любит морковку, Мишка — малинку, Воробушек — рябинку, Рыбка — червячка, Избегай, рыбка, крючка. ◈ Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д. ◈ Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом. ◈ Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр. ◈ Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено. ◈ Когда представится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками. ◈ Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.
Небылицы Цель: формирование логического мышления, творческого воображения. Необходимый инвентарь: мяч. ◈ Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее. ◈ Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д. ◈ Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз. ◈ Выиграет тот, кто ни разу не ошибется. ◈ Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы. ◈ Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно. ◈ Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями. ◈ Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял? ◈ В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе.
Раз, два, три лишний уходи Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ — синтез ). Необходимый инвентарь: картинки. ◈ Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл — самолет; трамвай, автобус, электричка — КамАЗ; пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина — такси и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему? ◈ Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы . Игра «Догадайся» Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль. Воспитатель: Догадайтесь, что это может быть? Дети: Машина, велосипед … Воспитатель: А какой еще транспорт вы знаете? (приемы – синтез, классификация) Игра «Что забыл художник?» Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник? Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок, На ковре не раскрашены некоторые полоски … (приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Статья расскрывает дидактические игры для развития разных операций(анализ,синтез,обобщение и т.д) операций логического мышления детей старшего дошкольного возраста...
«Роль дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Несомненно, мы гордимся своими детьми, наблюдая за их успехами и достижениями. Однако, львиная доля успеха в развитии личности ребенка, его умения общаться, интеллекта, творческих...
Интерактивная дидактическая игра на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Все работы хороши!»
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Закрепление у детей представлений о строительных и творческих профессиях. ссылка для скачивания https://docs.g...
Долгосрочный познавательно-творческий проект: «Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»
Активное изучение и внедрение технологии "Блоки Дьенеша" в образовательный процесс детей дошкольного возраста...
Дидактические игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста...
Дидактические игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Дидактические игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...
Применения дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в детском саду
И.А. Шевякова, воспитатель МАДОУ «Детский сад №85 «Колокольчик» комбинированного вида» (г. Великий Новгород)Опыт применения дидактических игр для развития логического мышления ...