Проектная работа "Свойства магнита"
проект
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОЕКТ «Волшебные свойства магнита» Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители. По времени проведения : краткосрочный. Методы проекта: игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно – экспериментальный. Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе МБДОУ детский сад № 78 в подготовительной группе под руководством воспитателей Шакировой Л.Х. и Гаязовой Д.Р. Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта. Актуальность: Дошкольное детство - очень любознательный период. В этом возрасте дети любят экспериментировать, экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. В соответствии ФГОС необходимо развивать, у детей дошкольного возраста познавательную активность, учить самостоятельно, находить новые знания. В процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового, проявляется желание узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять существующие между ними связи и отношения. Дети легче и прочнее усваивают материал тогда, когда сами добывают знания, следят за изменениями, делают выводы.
Цель: изучить свойства магнита и возможности использования в свободной игровой деятельности детей. Задачи: Образовательные: знакомить с понятием «магнит»; формировать представления о свойствах магнита; актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком. Развивающие: развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; развивать любознательность, логическое мышление и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности; воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание. Проблема: Первое знакомство с магнитом произошло тогда, когда Самир принес магнит в детский сад. Сначала детей занимали только игры с магнитом, но потом стало интересно, почему на магните всё так прочно держится. И так, детям захотелось выяснить, что же такое магнит, какие тайны хранит он в себе.
Ожидаемый результат : · уметь самостоятельно работать в коллективе, стремиться к познанию, размышлению, логическому мышлению, обосновывать свой ответ ; · приобрести коммуникативные навыки у дошкольников; · создать картотеку опытов на тему «Магнит»; · обогащать словарь дошкольников по теме «Магнит». · повысить готовность родителей к сотрудничеству с педагогами; Основные этапы деятельности по проекту: 1 этап. Подготовительный. · Знакомство с темой. Выделили ее актуальность, спланировали деятельность. · Подбор методической, художественной и детской литературы; · Пополнение развивающей среды. · Разработка занятий, определение тематики бесед. · Тематическое планирование. · Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2 этап. Практический. Чтение сказки «Мечты одного магнита», легенды о магните Разучивание стихотворения о магните
2 этап. Практический. 1. Работа воспитателя с детьми: Рассматривание и чтение энциклопедии «Что такое магнит и магнетизм?», «Что такое магнитное поле?»
Игра «Рыболов» К силуэтам рыбок прикрепите скрепки, рассыпьте их на стол, к каждому магниту привяжите нитку. Суть игры – соревнования заключается в том, чтобы игроки поймали как можно больше рыбок.
Игра с магнитами
Беседа «Что такое магнитное поле Земли?»
Магнитная дидактическая игра “Времена года” «Времена года» - это прекрасный игровой набор как для проведения сюжетно-ролевых игр с ребенком или группой детей, так и для самостоятельной игры. В процессе игры ребёнку нужно самостоятельно создать историю по сюжету на игровом поле, подобрав необходимые атрибуты и рассказать свою «магнитную историю», используя получившиеся картинки.
Просмотр мультфильма « Фиксики » («Магнит», «Компас»);
Опыты «Всё ли притягивает магнит?» «Действует ли магнит через другие материалы
Игра в шашки на магнитах Игра в шахматы на магнитах
Игра «Магический магнит»
2. Взаимодействие с родителями: пополнение уголка «Почемучек» материалом оформление буклетов “Опыты с магнитами” проведение опытов с магнитами дома
3 этап. Заключительный. Изготовление магнитов своими руками
Список литературы: 1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010. 2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011. 4. «365 научных экспериментов». 2010.
Мечты одного магнита (сказка) На столе лежал большой магнит и вздыхал. Ему было очень скучно. Ухватить и прилепить к себе некого, а ведь он обладает такой уникальной способностью, И напрасно магнетики внутри него стояли рядами ровно, как солдаты, и все смотрели в одну сторону, не двигаясь. Магнит очень гордился своими магнетиками. Он считал себя немного в родстве со светом и его Светиками . Он ведь также состоял из многих мельчайших частиц, только они, в отличие от Светиков, были послушны, стояли тихо и спокойно, никуда не летели, даже смотрели в одну сторону. У любого металла такие магнетики есть, но все в разные стороны смотрят, не слушаются. А тут, такая сила! Потому что все вместе. Как схватят кого, так и не отпустят. Жалко только, что схватить они могут лишь железо. А если их нагреть? Может, тогда они сильнее станут и начнут всех хватать и примагничивать ? От этой мысли магнит чуть не подпрыгнул. Вот это идея! Ведь и лежит он на полке около самой плиты. Стоит свалиться с полки, и он окажется совсем близко к печке! Магнит стал раскачиваться, приказал магнетикам там, внутри него, тоже раскачиваться из стороны в сторону. Через некоторое время магнит с грохотом свалился на пол и постарался упасть как можно ближе к печке. Приятное тепло разлилось по всему магниту. Он мечтательно закрыл глаза. Но внезапно шум и голоса внутри него нарушили безмятежный покой. Что же он увидел открыв глаза? Послушные некогда магнетики крутились в разные стороны, болтали друг с другом, а некоторые вообще выбежали из строя! — Что такое, что за беспорядок? — крикнул он. Но магнетики не обратили на его крик никакого внимания. Тут на кухню вошла хозяйка. Она увидела валяющийся на полу у самой печки магнит и всплеснула руками. — Ой, он же теперь испортился! Хозяйка быстро подняла магнит и приложила его к холодному железному крану. Но если раньше магнетики все вместе хватались за предложенную железку, то теперь многие из них не обратили на кран никакого внимания. И, когда хозяйка убрала руку, магнит шлепнулся в раковину. — Какой позор! — всхлипнул он, — значит, тепло не помогает нам, а, наоборот, мешает! Что же теперь будет? Неужели меня выбросят? Хозяйка задумчиво покрутила магнит в руках и положила на полку. — Посмотрим, может он еще и не испортился. Вот остынет, тогда проверим. Лежа на полке, магнит замирал от страха. Однако, он остывал, температура понижалась. И чем холоднее становился магнит, тем послушнее становились магнитики. Они снова выстроились в ряды и замерли, дружно глядя в одну сторону. — Уф, неужели пронесло? — пробормотал магнит — Никогда больше не стану мечтать о том, чего у меня нет. Притягиваем мы железо, и хорошо! Просто замечательно!
Легенды про магнит 1. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит». 2. В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого синего моря, огромная гора. У подножия этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой-притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнессии (теперь он город Маниса в Турции). В нём жил храбрый рыцарь Магнитолик . Он носил доспехи, сделанные из железа. И ничего он не боялся: ни стрел, ни животных. Магнитолик гулял, где хотел, и решил он пойти к горе, которая притягивала к себе всех рыцарей и никого не отпускала. Был он храбрым и любопытным. Магнитолик хотел узнать, что за колдовство там скрыто. Он поспорил, что вернётся живым и невредимым. Но как ни старался Магнитолик , гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным, он нашёл способ, как выбраться и освободить других рыцарей. Магнитолик снял доспехи и рыцарей то же самое попросил сделать. И гора всех отпустила.
«Магнитные задачки» на смекалку и сообразительность. 1. Во время разговора с детьми как будто нечаянно уроните в стакан с водой скрепку. Предложите детям достать скрепку, не замочив рук. (Магнит притянет скрепку через воду и стенки стакана и ее можно поднять снизу к краям стакана). 2.Положите на стол лист бумаги и разнообразные предметы (деревянные, металлические, бумажные). Предложите детям подумать, как поднять бумагу с помощью магнита? (Положить металлический предмет под лист бумаги, магнит притянет его и вместе с ним поднимется бумага) 3. Предложите детям коробочку, у которой крышка закрывается неплотно. Предложите подумать, как сделать, чтобы крышка закрылась плотно. (Необходимо сделать магнитную защелку: к крышке приклеить скрепку, а к коробке магнит).
Конспект занятия «Удивительные свойства магнита». Воспитатель достает коробку с двумя закрытыми дырками и подносит ребятам. Каждый по очереди трогают этот предмет и потом описывают свои ощущения . Дети: твердый, холодный, тяжелый… Воспитатель: Вы догадались, что это может быть? Дети: камень Воспитатель: Думаете это камень? Давайте проверим ваше предположение и откроем коробку. Ребенок достает из коробки камень . Воспитатель : Действительно, это камень, он называется железная руда или магнетит. Ребята, а на что еще похоже это слова магнетит? Дети : Похоже на слово магнит. Воспитатель : Магнетит - это природный камень. Но люди научились делать искусственный магнит. Он имеет невидимое глазу магнитное поле, которое воздействует на предметы и притягивает некоторые к себе(например, из железа, из стали). Алюминий, медь, свинец, серебро, золото не притягиваются к магниту. Люди используют магниты при изготовлении компасов, компьютеров. Люди используют магниты в строительстве. Люди используют магниты при изготовлении открыток, сувениров. Давайте проверим, какие предметы притягивает магнит , чтобы проверить это отправимся с вами к первой площадке. Пожалуйста проходите. Давайте посмотрим все ли предметы притягивает магнит? Проводим опыты с предметами из различных материалов. Предметы, которые притягиваются к магниту отложить в одну сторону, а не притягивающиеся в другую. Вывод : магнит притягивает только железо,сталь и никель.Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, ткань и бумага не реагируют на магнит. Воспитатель : Давайте посмотрим, действует ли магнит через другие материалы.? Д/ игра «Волшебные дорожки»: на листе картона лежит скрепка, под картоном- магнит.Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам. Затем предлагаю проделать тоже самим детям. Воспитатель : Что происходит со скрепкой? Дети : Двигается Воспитатель : Почему скрепка двигается? Вывод: магнит оказывает свое волшебное действие через картон. Опыт 2: Воспитатель : А сейчас проверим действует ли магнит через песок. Дети проводят над песком магнитом и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные внутри. Вывод : магнитные силы действуют через песок. Воспитатель : А пройдут ли магнитные силы через воду? Давайте проверим.
Опыт 3: Дети проводят магнитом над водой, железные предметы ,находящиеся на дне, притягиваются к магниту. Вывод : магнитные силы действуют через воду. Опыт 4: Воспитатель : Давайте продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я возьму пальчиками первую скрепку и уберу магнит. Цепочка не порвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. Вывод : скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами. Опыт 5: Воспитатель : Почему два магнита отталкиваются? Поднесем два магнита друг к другу. Перевернем один из магнитов другой стороной и снова поднесем магниты друг к другу. Вывод : У каждого магнита есть два полюса - северный и южный. Северный полюс окрашивают в синий цвет, а южный в красный. Воспитатель : А сейчас в конце нашего занятия давайте подумаем где же могут использовать магнит? ( ответы детей). Магниты используют в строительстве, в быту и для производства ювелирных изделий, а также детских игрушек. Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились. - Магниты воздействуют на предметы из железа. - У магнита есть магнитное поле - Магнит может действовать через предметы - Магнит может быть не только постоянным, но и временным. Мы сделали вывод: 1. Магнит притягивает предметы из железа и стали. 2. Магнит действует через ткань, бумагу, воду, стекло. 3. С помощью магнита можно быстро отделить металл от других материалов (например, от крупы). 4. Люди используют магнит в строительстве, при изготовлении открыток, сувениров, компьютеров, компасов. Воспитатель : Наше занятие подошло к концу. Вы молоцы !
Магнитное поле и его свойства Многие из нас имели дело с магнитами в повседневной жизни и понимают, что между ними могут возникать силы. Мы знаем, что у магнитов есть два полюса, и в зависимости от ориентации два магнита могут либо притягиваться (противоположными полюсами), либо отталкиваться (одинаковыми полюсами). Также мы знаем, что вокруг магнита есть некая область, в которой эти силы возникают. Магнитное поле как раз и описывает эту область. Влияние магнитного поля на растения Еще во времена Советского Союза проводились эксперименты, наглядно демонстрирующие значимое влияние магнитных полей на растения. Митоз – фундаментальный процесс, отвечающий за рост клеток тканей, протекает активнее или пассивнее при том или ином уровне магнитного воздействия. Поле стимулирует не только растения в фазе активного роста, но и семена, как прорастающие, так и находящиеся в состоянии покоя. Оптимальная длительность разового воздействия магнита на семена перед проращиванием – около 5 часов. В ядрах клеток количество нуклеиновых кислот становится выше (при просмотре под микроскопом они будут темнее тех, что не прошли магнитную «обработку»), скорость движения цитоплазмы заметно возрастает. Энергия прорастания выше, ростки развиваются быстрее, рассада при прочих равных вырастает более коренастой и здоровой. Опыты во времена СССР проводились и с поливом растений водой, прошедшей предварительную магнитную обработку. Это также приводило к ускорению их развития. Интересный факт: эксперименты показали, что изолирование опытного растения при помощи клетки Фарадея от влияния магнитного поля Земли, ведет к замедлению и ухудшению его развития (позже наступает фаза цветения, меньше зеленая масса). Магнитные поля низкой напряженности ускоряют развитие в первую очередь корневой системы растений, стимулируют ростовые процессы в целом. Корни, ориентированные по вектору умеренного магнитного поля, развиваются быстрее, особенно, в сторону южного магнитного полюса (данное правило справедливо только для северного полушария Земли). Несмотря на появляющиеся и по сей день публикации о магнитотропизме , массового коммерческого применения технология, построенная на влиянии магнитного воздействия на растения, не получила (зато для людей соответствующие приборы давно существуют и продаются со скидками в промышленных масштабах).
Что если магнитное поле Земли исчезнет ? Магнитное поле Земли отклоняет от планеты солнечный ветер и не даёт ему бомбардировать атмосферу. Он действует на мир аналогично радиоактивному излучению и пропади магнитное поле Земли на долгий срок, то уровень радиации на поверхности планеты станет смертельно опасным для большинства организмов, но в долгосрочной перспективе жизнь могла бы приспособиться. Также солнечный ветер начал бы сдувать атмосферу планеты, но для ощутимого эффекта понадобилось бы несколько миллионов лет. При исчезновении магнитного поля на один день мы толком и не успели бы это ощутить, разве что увидели бы полярные сияния по всей планете, а не только на полюсах. Но эти эффекты влияют на человека лишь как на биологический вид, однако, исчезновение магнитного поля даже на один день несёт колоссальную угрозу цивилизации. Все наши средства навигации тут же собьются, что чревато выходом из строя либо некорректной работой многих спутников и представляет опасность для всей авиации, которая будет находиться в небе. Бомбардировки атмосферы приведёт к помехам в радиосвязи, что в современном мире может привести к краху многих структур. Ещё одной проблемой является выход из строя чувствительной аппаратуры, которую может повредить электродвижущая сила, возникшая в результате электромагнитной индукции. Саму цивилизацию это не уничтожит, но может в техническом плане откинуть её на годы и даже десятилетия в прошлое, и понадобится несколько лет, чтобы всё восстановить. При всём этом значительно большую опасность представляет паника, которая возникнет, государства, ввиду отсутствия связи просто не смогут совладать с паникующими людьми, а это чревато значительно большим ущербом цивилизации.
Влияние магнитного поля на животных Было показано, что в магнитном поле Земли ориентируются моллюски, черви и даже водоросли. Наблюдениями установлено, что как в начале, так и в конце полета жуки, пчелы и другие насекомые выбирают главным образом направление север — юг или запад — восток. Опыты показали, что насекомые изменяли выбор ориентированного положения в пространстве при изменении направления магнитного поля. Компенсация геомагнитного поля не влияла на характер танца у пчел, в котором указывается направление на корм или к месту посадки у кормушки и т. д. Однако тщательно поставленные эксперименты показали, что в компенсированном магнитном поле увеличивалась точность указаний направления на корм при выполнении танца пчелами-сборщиками. Танцы выполняются пчелами в вертикальном направлении. Поэтому весьма возможно влияние геомагнитного поля на ориентацию в гравитационном поле и на механизм гравитации. Если рыб поместить в новый водоем, то они предпочитают двигаться в направлении север — юг. В тропиках водится хищная рыба гимнарх . Если ее поместить в аквариум, то она чутко реагирует на малейшие изменения напряженности магнитного поля. Когда в опытах на голову ящерицы действовали постоянным магнитом, то она приходила в состояние, подобное тому, которое возникает при общем наркозе. Под действием магнитного поля низкой частоты у коров заметно улучшается жировой состав молока. Постоянное магнитное поле лечит и предупреждает мастит — воспаление вымени. Действие магнитным полем улучшает также картину крови. Живые существа чувствуют не только направление магнитного поля, но и его величину. Уменьшение магнитного поля живые организмы переносят плохо. Напомним, что во время магнитных бурь, как было показано выше, происходит существенное уменьшение магнитного поля Земли. Так, если поместить некоторые бактерии в слабое магнитное поле, то их численность резко сокращается. Мыши при длительном пребывании в немагнитной среде быстрее умирают и не дают потомства. На этом последнем факте остановимся подробнее, поскольку опыты показывают, что длительное пребывание животных в условиях экранирования от магнитного поля приводит к необратимым изменениям в организме животных. Очень интересна роль геомагнитного поля в ориентации птиц. Этот вопрос изучался многими учеными. И хотя он окончательно не решен (не ясно, что играет решающую роль в ориентации птиц — Солнце, звезды или магнитное поле), но достоверно установлено, что геомагнитное поле играет очень важную роль в ориентации птиц. Так, в одном из опытов у всех птиц на спинах были привязаны маленькие легкие пластинки. Одной группе птиц привязывали пластинки из латуни, которые не меняли магнитное поле, и эти птицы могли использовать его для ориентации, как и в отсутствие этих пластинок. Другой группе птиц привязали ферромагнитные пластинки, которые изменяли геомагнитное поле вокруг птицы. В результате Когда тех и других птиц выпустили за 50 км от дома, то домой прилетели только птицы с латунными пластинками. Наблюдались случаи, когда вокруг действующих радиопередатчиков птицы летали в беспорядке, потеряв ориентацию в своем полете, поскольку радиоволны искажают геомагнитное поле. В периоды геомагнитных бурь часто отмечались случаи, когда перелетные птицы сбивались со своего обычного пути. Во время геомагнитных бурь меняется геомагнитное поле, что затрудняет ориентацию по нему птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная исследовательская деятельность педагога с детьми старшего возраста "Магниты и магнетизм"
Познакомить детей с необычными свойствами магнита, развивать познавательный интерес к окружающему миру, учить детей делать выводы, размышлять, проводить опыты и эксперементы....
"Свойства магнита"
Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...
Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Цель: познакомить детей с физичес...
Проектно – экспериментальная деятельность в старшей группе Тема: «Чудесные свойства магнита»
Тема: Чудесные свойства магнита«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретаютспособность сами ставить вопросы и получать на них ответы,оказываясь на более высоком умственном и нрав...
Проектная карта: "Магниты"
Карта....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Знакомство с понятием "магнит".Формирование представлений о свойствах магнита.Формирование ...
Паспорт "Мини-музей магнитов: Какие разные магниты"
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ знаний и представлений о магнитах, интереса к окружающему, расширение кругозора.Задачи:Формировать представление о м...