Обучение чтению по методике Зайцева
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
педагога дополнительного образования:
Саркисян Анны Олеговны
Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Программа обучения чтению по методике Н.А.Зайцева
Детский клуб «Букварики»
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 117 Невского района Санкт-Петербурга
на 2022-2023 учебный год
Санкт-Петербург
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация к рабочей программе
I Целевой раздел |
1.1Пояснительная записка |
1.2 Цели и задачи, решаемые при реализации программы |
1.3 Особенности рабочей программы |
1.4.Программа обучения |
II Содержательный раздел рабочей программы |
2.1. Содержание образовательной работы с детьми |
2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы дошкольного образования |
2.3 Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников III Организационный раздел рабочей программы |
3.1. Календарный учебный график для проведения дополнительной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на 2022-2023 учебный год |
3.2. Режим проведения дополнительных занятий |
3.3. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.) |
Аннотация к рабочей программе.
Срок реализации – октябрь2022– май 2023 г.
Рабочая программа разработана для использования логопедами и другими педагогами в дополнительном образовании. Структура программы соответствует требованиям к рабочей программе педагога ДОУ. Подробно описана суть складового метода обучения чтению Н.А.Зайцева, его отличие от традиционного фонетического метода обучения чтению.
Указаны цель и задачи, основополагающие принципы Программы, этапы ее реализации, предполагаемые результаты освоения. Раскрыты формы взаимодействия с родителями, особенности использования программы в группах для детей с ОВЗ. Описаны обязательные условия реализации Программы, необходимое оборудование, используемая литература и пособия.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание дополнительной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, а также модель коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с нарушением речи в общество.
Организационный раздел Программы описывает условия реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, , особенностей планирования образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Программа содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогического мониторинга, а также качества реализации дополнительной образовательной программы ДОУ.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования, обучение детей чтению (далее – Программа) ГБДОУ «Детский сад № 117» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155.
Рабочая программа обеспечивает физическо-речевое развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их индивидуальных возможностей.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Психологи считают, что в 4-6 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7- 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.
Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-6 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры, которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);
- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;
- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
Программа обучения чтению по кубикам Н.А.Зайцева рассчитана на детей дошкольного возраста. Ведущая деятельность дошкольников – игровая. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в группах по 10-12 человек.
Продолжительность занятия – 25 минут.
Длительность реализации программы – 1 год.
1.2 Цели и задачи.
Цель: Обучение чтению по складам.
Задачи:
- Формировать навык слитного чтения;
- Обогатить словарный запас детей;
- Развивать внимание и память;
- Прививать интерес к чтению.
1.3 Особенности программы.
Чтение — превращение знаков в звуки, самый быстрый и лёгкий путь к нему лежит через письмо. Этому способствуют кубики и таблицы Н.Зайцева.
Кубики различаются по цвету (золотые, железные, деревянные, белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.
- Золотые кубики — для гласных.
- Железные и деревянные (большие и маленькие) — для согласных и их сочетаний с гласными, твёрдым и мягким знаком.
- Железные — для звонких, деревянные — для глухих.
- Большие — для твёрдых, маленькие — для мягких.
Для быстрого распознавания и надёжного запоминания кубиков используются такие приёмы:
- деление на группы по цвету (5 различий),
- по объёмам (4),
- по звучанию и вибрации наполнителя (5),
- по весу (как минимум 4).
В основе лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов:
- От общего к частному и от частного к общему.
- От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
- Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
- Системная подача материала.
- Алгоритмизация учебных действий.
- Учет физиологии восприятия учебной информации.
- Охрана здоровья учащихся.
Каждый кубик, каждая клеточка в таблице — конкретный образ. Кубики держим в руках, трясём, поворачиваем, складываем из них слова. По клеточкам водим указкой, можем писать слова, диктанты. Наглядно действуем. Постепенно, поначалу лишь в виде комментария, сопровождающего действия, вводим словесно-логическое, без всяких претензий на воспроизведение рассуждений, правил и формулировок обучающимися.
Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение.
1.4.Программа обучения
1 период | 2 период | 3 период |
|
|
|
Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.
Кубики и таблицы поются. Отслеживание песенок глазами (поначалу за указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п.
Проговаривать и пропевать склады в порядке МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ гораздо легче, чем в любом другом, — так многие фонетисты, фонопеды, фониатры, преподаватели вокала считают.
Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память.
Основное правило: что пропеваем, то и в таблице показываем.
Следя за указкой и пропевая песенки хором, дети становятся внимательнее. Воспитываются навыки, необходимые для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке, перевод его на следующую, интонационное выделение знаков препинания.
Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и память тела: сверху, снизу, слева, посредине или справа
Характерной чертой является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание обучающихся в сидячем положении. Значительную часть учебного времени обучающиеся проводят в движении (некогда присаживаться), с высоко (но не чрезмерно) поднятой головой. Стремясь побыстрее (естественный соревновательный эффект) дать правильный ответ, начинают считывать информацию не только с близкого, но среднего и дальнего расстояния, тем самым невольно тренируя и укрепляя зрение. Устранение обездвиженности, физической закрепощенности, неизбежной при работе в сидячем положении, позволяет активнее мыслить, дольше и без особого напряжения удерживать внимание на учебных задачах.
II Содержательный раздел рабочей программы
2.1. Содержание образовательной работы с детьми
Неделя | Занятие | Форм | Оборудование |
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дата: ____________ Тема: ________________________________________________________________________
Цель: ________________________________________________________________________________
Ответственный: (ФИО педагога доп. образования)
Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Дополнительная образовательная деятельность 2 раза в неделю 2 пол. дня | Физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. | ||||||
- . Система педагогической диагностики
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Реализация Дополнительной образовательной программы обучение чтению по методике Н.А.Зайцева ГБДОУ № 117 предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной дополнительной образовательной деятельности. Индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка фиксируем в картах наблюдений детского развития. Данные мы получаем в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми;
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности;
- проектной деятельности;
- художественно-эстетической деятельности;
- речевой деятельности;
- физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуального образования;
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе дополнительной образовательной деятельности педагоги создают диагностическую
ситуацию, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Диагностические карты к Дополнительной программе
Обучение детей чтению по методике Н.А.Зайцева
«Букварик»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №117 Невского района Санкт-Петербурга
Материалы педагогической диагностики старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
На 2022-2023 учебный год
Педагог дополнительного образования:
Саркисян Анна Олеговна
Н – 1,0 – 1,4; С – 1,5 – 2,4; В – 2,5 – 3,0
2.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы дошкольного образования
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования.
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие". | -Наблюдение -Анализ продуктов детской деятельности | 2 раза в год | 2 недели | Октябрь Май |
2.4 Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Содержание работы с семьей по образовательным областям:
Содержание работы с семьей по образовательным областям:
«Физическое развитие»:
- привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях).
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
«Речевое»:
- оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;
- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.
- дать рекомендации по коррекции речи и воспитанию ребёнка.
«Социально-коммуникативное»:
- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду.
- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка - знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них.
- создать такие условия, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.
«Познавательное»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.
«Художественно-эстетическое»:
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
Формы работы | Месяц |
Анкетирование Ознакомление родителей с результатами диагностики | Октябрь |
Консультации «Психофизиологические особенности речевого развития детей», «Основные направления коррекции нарушения речи» | декабрь февраль |
Педагогические беседы | ежемесячно |
Индивидуальные консультации по темам, интересующим родителей | ежемесячно |
Ознакомление родителей с результатами повторной диагностики | Май |
III Организационный раздел рабочей программы
3.1 Календарный учебный график для проведения дополнительной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на 2022-2023 учебный год
Группы Содержание | Старшая 5-6 лет |
Программа рассчитана на 1 год обучения | |
Начало организации дополнительных занятий | 01.10.2022 г. |
Окончание организации дополнительных занятий | 31.05.2023 г. |
Продолжительность учебного года | 30 недель |
Режим работы Организации в учебном году | 7.00-19.00 |
Праздничные дни (нерабочие) | 04.11.2022 - День народного единства 1.01.2023-10.01.2023 – Новогодние праздники, 23.02.2023 - День защитника Отечества, 08.03.2023 – Международный женский день, 01.05.2023 – Праздник Весны и Труда, 09.05.2023 -День Победы, |
3.2 Режим проведения дополнительных занятий
График проведения дополнительных занятий | ||
Начало дополнительной образовательной деятельности |
| |
Окончание дополнительной образовательной деятельности | ||
Объем недельной нагрузки | 50 минут | |
Объем недельной нагрузки по всему учреждению |
3.3. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.)
Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение:
- Н.А.Зайцев Методика обучения чтению. «Кубики Зайцева», Санкт-Петербург, 2012
- Методики Зайцева. Марки: собаки и кошки. Издат.Дом «Нева», 2004.
- Н.Пятибратова. «Домашняя тетрадь к занятиям по «кубикам Зайцева», М.: ИФ «Унисерв», 2013
- DVD-диск «Методики Н.Зайцева. Обучение чтению.»
- DVD-диск «Первые Ксюшины уроки. 85 игр-занятий для обучения чтению по методике Н.А.Зайцева.»
- DVD-диск «Скороговорки.Чистоговорки.»
- Н.Зайцев, Г.Струве. «Читай и пой. Детям вместо букваря», С.Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева
Данная программа является ориентиром по обучению чтению старших дошкольников по уникальной методике Н.А.Зайцева....
Приёмы обучения чтению по методике Н.А. Зайцева
В консультации представлен алгоритм обучения чтению дошкольников по необычным кубикам, таблицам и развивающему материалу....
Планирование и самоанализ к кружку "Обучение чтению по методике Н.Зайцева" в старшей группе детского сада.
В работе представлена пояснительная записка к методике Н.Зайцева, совпадающая с основными требованиями к данной методите, так как не требует дополнительных решений. На основе попевок, работ с таблицам...
Конспект занятия в обучению чтения по методике Н,А, Зайцева
В конспекте указана методика Н.А. Зайцева в обучении чтения детей дошкольного возраста...
Конспект занятия по обучению чтению по методике Н.А. Зайцева «Знакомство с друзьями Ушастика» (разновозрастная группа)
Цель:учить распознавать кубики по условным признакам (глухой - звонкий, большой – маленький, железно – золотой, деревянно – золотой, золотой);составлять и читать новые слова по кубик...
Конспект занятия по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева в старшей группе.
На занятии закрепляются и обобщаются знания по обучению грамоте, умению детей читать простые слова, соотносить прочитанное слово с предметом, составлять предложения по схеме. Развивается речь и мышлен...
" Методика обучения чтению Н.А. Зайцева
Не учиться, а играть! Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать...