Планирование и самоанализ к кружку "Обучение чтению по методике Н.Зайцева" в старшей группе детского сада.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Абрамова Надежда Евгеньевна

В работе представлена пояснительная записка к методике Н.Зайцева, совпадающая с основными требованиями к данной методите, так как не требует дополнительных решений. На основе попевок, работ с таблицами, упражнений с кубиками я составила планирование кружка на год. В конце года сделан самоанализ по результатам работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к кружку по методике Н.А. Зайцева.

Зайцев Николай Александрович

Зайцев Николай
Александрович

Общество давно беспокоит вопрос о несоответствии современных способов производства современным способам обучения.

Те же, кто понял, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, стали искать инновационные способы обучения подрастающего поколения, существующие, как правило, вне стен государственных образовательных учреждений и позволяющие не только эффективно обучать, но сохранить при этом здоровье детей.

  • В первую очередь, это добросовестные родители, которые понимают, что если развитие ребенка пустить на самотёк, то вряд ли реализуется творческий и интеллектуальный потенциал, заложенный природой.
  • Руководители и преподаватели всевозможных центров развития и подготовки к школе также прекрасно понимают, что чем качественней и интенсивнее идёт у них процесс обучения, тем больше детей приходит и тем успешней их предприятие.
  • Творчески работающие воспитатели детских садов, которым надо готовить детей к школе.
  • Учителя, которым тесны рамки всё удушающей программы, и которые ещё могут мыслить и творить.

Для всех этих категорий существует образовательная технология, отвечающая задачам воспитания грамотных и думающих людей. Ее автор — педагог из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев.

Благодаря изданным уникальным пособиям по обучению чтению, письму, математике, русскому и английскому языкам, она доступна не только специалистам, но родителям и даже школьникам пятых-шестых классов, которые могут обучать своих младших братишек и сестренок.

Теоретические и дидактические принципы, способы работы подробно излагаются в методических руководствах к пособиям, выдержаны в единой идеологии и весьма доступны для ознакомления.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МЕТОДИКИ Н. ЗАЙЦЕВА?

Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.

Пособия Н. Зайцева представляют собой комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе.

В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Таблицы-тренажёры, входящие в учебные комплекты, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребенком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые навыки Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах учебного помещения. Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделанной ранее, с опорой на нее, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета.

К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов.

Методики Н. Зайцева позволяют экономить массу учебного времени при изучении грамматики русского языка, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней школе.

ДОСТУПНОСТЬ.

Дидактические принципы, приемы, способы работы подробно излагаются в методическом руководстве к каждому пособию, содержат массу упражнений, игр, примеров, практического материала, необходимого педагогам и облегчающего их работу.

Методики сопровождаются аудио-, видеоматериалами и видео-курсами.

Свидетельством доступности методик являются постоянно увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе оказывающие гувернерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.

Косвенным подтверждением популярности методик является то, что пособия, аналогичные Кубикам Зайцева, разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ, РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧАЩИХСЯ.

Характерной чертой, отмечается учеными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы. Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

Зрение и осанка часто даже улучшаются

НЕКОТОРЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Каждый комплект пособий может использоваться как при индивидуальном обучении, так и в работе с группой или классом, и обходится в десятки раз дешевле традиционного обеспечения индивидуальными пособиями и учебниками, фрагментарно представляющими изучаемый материал.

Каждое пособие может использоваться в течение нескольких лет.

Планирование кружка на 2016-2017 год в старшей группе детского сада.

месяц

тема

содержание

Усвоение материала

сентябрь

 Твое имя. Как зовут маму? Какое слово тебе написать?

2.Соревнования из двух команд по сбору имен.

3.Расскажи о своих родных. Выложить имя и рассказать.

4.Как зовут твоих дедушку и бабушку, назови и опиши.

1.При работе с группой прописываем указкой по таблице 1 имена всех ребят.

 2. Ребята самостоятельно выкладывают имена из кубиков.

3. Озвучиваем выбранный кубик, поворачивая со всех сторон. Попевка 1.

4.Показываем по слоговой таблице имена родственников.

Октябрь

1.Знакомство с точкой и ее значение в предложении. Показываем интонацией конец предложения.

2.Классификация 1.

3.Поздравление воспитателей и нянь. Пожелания на кубиках.

1.Знакомим с предложением, оканчивается точкой.

2.Строим простые предложения.

Разделяем кубики, демонстрируя особенности твердых и мягких звуков, сходства и различия между ними.

3. Собираем слова, чтобы мягкий(твердый) звук был в начале, в середине в конце слова.

4. Составление предложений с пробелами между слов и точкой, с новыми словами по лексической теме.

Ноябрь

Классификация 2.

 1.Из всех 56 кубиков выделяем «железные» и «деревянные» кубики. Косвенная демонстрация звонких и глухих звуков.

2.Собираем слова с начальными звонкими и глухими.

3.Заглавные и строчные в написании имен, выделяем на кубиках.

4. Составление предложений, пополняя словарный запас по лексической теме.

Декабрь

«Поезда»

1.Классификация по гласным А и Я. Получаются «поезда» со всеми согласными, смягченными «Я».

 2. Прочитываем с ударением на каждом слоге.

3.Составление предложений по лексической теме.

Январь

1.«Какую песенку я спела? Какую тебе спеть?»

2.Составь «поезд» с гласными В,Г и др.

 

1.Попевки 2-6. Одновременное скольжение взгляда по строчкам в таблице. Приучение к навыкам чтения. Одновременное логопедическое упражнение с правильным произношением слогов.

2. Путешествие.

Составляем «поезд» из слов, небольшую историю. Когда дети отвернуться, меняем слова местами.

Февраль

1.Зоопарк. Выкладываем названия животных.

2.Опиши, какой у тебя папа (внешность, характер)

3.Названия техники.

4.Пожелания папам на праздник.

1.Составление названий животных большое количество. Вопросы «Где синица?», «кто это?»

Март

1.Поиск слов на таблице «звонкие, глухие».

2.Выкладываем пожелания мамам к празднику.

3. Признаки весны отдельными словами.

4.Признаки весны предложениями.

Кто быстрее найдет МИ?Ш?КА? По таблице. Учим детей подсказывать друг другу правильно не выше, ниже, а звонкие – глухие, гласные согласные.

«Живое слово». Поочередное выставление кубиков со слогами на скорость и внимание. Каждый слог у одного ребенка. Составить слово.

Апрель

1.Напиши героев сказок «Кот в сапогах»

2.Напиши героев сказки «Дюймовочка».

3. Животные весной: названия, среда обитания. Все описываем выкладывая на кубиках и по таблице.

Пишем кубиками или указкой по таблице. При каждом удобном случае выставляем название сказок, имена персонажей, слова, которые нужно растолковать.

Пишем указкой по таблице только названия диких животных, только домашних, только птиц и т. д.

Самоанализ проведенной работы в кружке

«Обучение чтению по методике Н. Зайцева» за 2016-17  учебный год в старшей группе детского сада.

По работе в кружке за период  с сентября 2016 по апрель2017 года можно сделать следующие выводы.

При работе с детьми учитывались индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития. Учитывались принципы природосообразности, здоровьесбережения и универсальной адаптивности.

Было выполнено обязательное условие при работе по методике – размещение сразу всех слоговых таблиц на стенах группы. Система таблиц создала информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение, и использовалась при решении многочисленных и разнообразных задач.

Каждый комплект пособий использовался как при индивидуальном обучении, так и в работе с группой, и обошелся в десятки раз дешевле традиционного обеспечения индивидуальными пособиями и учебниками, фрагментарно представляющими изучаемый материал.

Методики сопровождаются аудио-, видеоматериалами и видео-курсами.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ, РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧАЩИХСЯ

Характерной чертой занятий является отсутствие перегрузок, ослабления зрения и осанки. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы.

Эффективность.

Проведя анализ знаний букв детьми,способности к слиянию слогов и к чтению в начале работы кружка и в конце, были сделаны следующие выводы.

ФИО ребенка(заменены на номер по соображениям конфиденциальности)

На сентябрь 2016

Апрель 2017

1

Не сливала слоги

Читает короткие слова

2

Сливал слоги

Читает слова

3

Отсутствовал

Отсутствовал

4

Плохо знал буквы

Усвоил буквы,слияние некоторых слогов

5

Читала слова

Читает предложения

6

Неуверенно сливала слоги

Читает короткие слова

7

Неуверенно сливал слоги

Уверенно читает слова

8

Неуверенно сливала слоги

Читает короткие слова

9

Уверенно читает текст

Уверенно читает текст

10

Не сливал слоги

Сливает слоги, читает короткие слова

11

Неуверенно сливала слоги

Читает короткие слова

12

Неуверенно сливала слоги

Читает слова

13

Читает слова

Читает слова

14

Не знала буквы

Знает буквы,слабо сливает слоги

15

Неуверенно сливала слоги

Читает предложения

16

Сливала слоги

Читает предложения

17

Не знает букв

Знает некоторые буквы

18

Слабо сливает слоги

Читает слова

19

Не сливает слоги

Читает короткие слова

20

Сливает слоги

Читает короткие предложения

21

Не сливает слоги

Читает короткие слова

22

Слабо сливает слоги

Читает слова

23

Не сливает слоги

Сливает слоги

24

Не сливает слоги

Читает короткие слова

На начало года из общего числа детей не читали вообще 21 человек. На конец года 17 человек умеют читать на разном уровне успешности.

По результатам анализа видно, что большая часть детей получила продвижение в обучении грамоте.

Задачами на следующую возрастную группу являются закрепление навыков слияния слогов, закрепления умения читать слова, короткие предложения и самим составлять их, составлять короткий текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация воспитателя ГБДОУ № 40 Приморского района г. Санкт-Петербурга "Методика работы по изодеятельности в старшей группе детского сада"

В основе современного образования лежит личностно-ориентированное обучение. Только через взаимодействие воспитателей – детей – родителей возможно развитие ребенка, формирование знаний и навыков, обога...

Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старших группах детского сада

Поэтапное описание методики и этапов проведения игры с презентацией...

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

В документе расписана методика проведения подвижных игр для старшей группы детского сада в виде таблицы, что удобно для распечатки и использования....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада в старшей группе.

Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понима...

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

Старший дошкольный возраст — это этап развития ребёнка, опирающийся, с одной стороны, на весь тот опыт, который малыш получил ранее, а с другой — на новообразования в его личности, обуслов...

«Методика организации и проведения занятий по аппликации в старшей группе детского сада»

В старшем дошкольном возрасте дети не только приобретают разнообразные знания, умения и навыки, но и пытаются их самостоятельно применять в процессе создания аппликационного образа. А это уже свидетел...

«Методика организации и проведения занятий по аппликации в старшей группе детского сада»

laquo;Методика организации и проведения занятий по аппликациив старшей группе детского сада» 1. Организация занятий с учетом возрастных особенностейдетей старшей группы   Особенн...