методическая разработка "Инновационные формы"
методическая разработка
Создание личностной ориентированной образовательной среды в ДОУ, позволяющей формировать условия для полноценного взаимодействия детей и родителей, педагогов и специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработка:
«Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила: Преснухина Д.А
ГБДОУ №62
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных форм, методов, средств и инновационных технологий.
Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в образовательных процессах. Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие.
В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Цель использования инноваций - создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Игровые технологии:
1. Соты Кайе – «Систему «Соты Кайе» придумал изобретатель Виктор Кайе.
«Соты Кайе можно использовать с детьми в возрасте от 3 лет, для индивидуальной или коллективной игры. Это многофункциональная, вариативная дидактическая и игровая система. Данную игровую систему можно использовать и в домашних условиях, и в группе для конструирования, трансформирования, экспериментирования в области детского дизайна, для создания геометрических фигур, для игры в домино.
Данная игровая технология:
1. Формирует у детей логическое, творческое, ассоциативное мышление, сенсомоторные координации.
2. Помогает развивать фантазию, воображение, глазомер, творческое начало, индивидуальность, умение работать в коллективе
3. Способствует формированию таких качеств как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение.
4. Способствует осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства композиции, пропорции, симметрии, формы и красоты.
5. формирование конструктивной деятельности, в процессе которой происходит интеллектуальное развитие детей.
6. Набор позволяет ставить перед детьми дидактические задачи: сборка композиции по заданию взрослого или по примеру, приведённому другими детьми. Способствует формированию самопроверки и самоконтроля, взаимопроверки, взаимоконтроля.
7. можно проводить конкурсы, соревнования, турниры.
2. Палочки Кюизенера
С помощью их в игровой форме можно довести до детей глубинное понимание основных математических понятий, развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.
Цель методики Кюизенера – использование принципа наглядности.
С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики – числа, количественные величины, соотношения между ними – представлены в форме, которая максимально доступна малышам – игре.
В России цветные палочки ДЖ. Кюизенера выпускают с 1993 года.
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счётные палочки Кюизенера:
1. Палочки – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2. Все математические представления, ребёнок получает играя
3. палочки формируют у детей умение ориентироваться, как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
4. благодаря использованию палочек у детей развивается логическое мышление.
5. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
6. Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в детских садах разных возрастных групп, и в школе.
7. Этот материал можно использовать с целью коррекции и индивидуализации обучения.
8. Игры с палочками дают возможность детям играть вместе, сообща, что позволяет им работать в команде, содержательно общаться.
9. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
3. Кубики Никитина своими руками
Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам.
Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе. Детям нужно собрать картинки, основываясь на задания из специальных альбомов, придуманные самим воспитателем или детьми. Методика Никитина предполагает разные варианты кубиков и игр: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Кирпичики», и другие. Задания отличаются друг от друга по сложности. Мы опробовали и усвоили, пока, кубики Никитина, или их называют пазлы Никитина «Сложи узор».
4. Точечки Никитина
Для этой технологии изготавливаются квадраты разных цветов, но одного размера по 11 шт. На каждом квадрате расположены точки в определенной последовательности. С помощью этих карточек дети изучают цвета, геометрические фигуры, счет, последовательность чисел и состав числа.
5. Игра «Геоконд» Воскобовича, которая формирует у детей умение
ориентироваться на плоскости, развивает сенсорику, мелкую моторику, фантазию, логику, совершенствует интеллект, развивает творческие способности детей. Согласно определённым заданиям, дети натягивают резинки на гвоздики так, чтобы получился силуэт геометрической фигуры, цифры или другого задуманного изображения.
6. Игры с карточками по методике Макото Шичида (мандалы)
Эту правополушарную методику разработал профессор из Японии Макото Шичида (1929-2009). Он посвятил своим трудам более 40 лет, и за это время написал большое количество книг, из которых только четыре были переведены на английский. Методика долгое время оставалась для нас закрытой.
Мандала - это такой вид рисунка, который проще всего НЕ анализировать. Он не содержит фактически никакой информации, кроме геометрических форм, он симметричен, и поэтому не отвлекает на поиск баланса и логики изображения. Именно поэтому мандалы так часто применяют для сосредоточения и расслабления. В играх Шичиды на раскрашивание мандал используются именно они, так как в них нет никакой логики. Скажем, если дать ребенку обычный контурный рисунок, и попросить раскрасить по только что продемонстрированному образцу, то его мозг начнет анализировать изображение, присваивая ему "нужные" цвета, его внутренний настрой собъется. Так, для солнца он непременно выберет желтый, а для черепашки зеленый. Играют в мандалы так: ребенку дают контурный черно-белый вариант мандалы и карандаши. Затем взрослый на несколько секунд показывает ребенку цветную мандалу, убирает ее и просит ребенка отметить карандашом на своем варианте, где какой цвет он видел. Для раскрашивания достаточно просто черкнуть линию, а не раскрашивать мандалу целиком.
7. «Буккроссинг»
Что такое буккроссинг? Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку).
Можно создать библиотеку, которая находится в холле детского сада, доступна для всех участников образовательного процесса.
Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.
Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к чтению и литературе.
8. «Досуговое чтение или «Домашнее чтение»
Когда наступают долгожданные выходные, возникает вопрос: чем заняться в свободное время, когда все члены семьи не обременены домашними делами?
Воспитатели могут организовали в группе читательский уголок, где размещен стенд, на котором представлены списки детей, а также названия книг, которые родители могут прочитать с ребятами дома. Подборка тематической литературы осуществляется воспитателями в рамках образовательной программы с учетом возрастных особенностей детей данной группы.
Таким образом, родители вместе с детьми выбирали любую книгу из списка, чтобы прочитать её самостоятельно дома, а затем, возвращаясь в детский сад, ставили отметку о прочтении на данном стенде.
Цель данной технологии – это возрождение традиций семейного чтения. Далее, чтобы воспитатели удостоверились, была ли прочитана выбранная книга, родителям можно предложить сделать фотоотчеты на тему «Читаем дома»; создать творческие работы «Любимая книга, прочитанная дома», «Мой любимый герой книги»; подготовить материалы для организации выставки «Наша домашняя библиотека» или выставки-конкурса «Книжки-самоделки, книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками», изготовить лэпбуки.
9. «Буктрейлер».
Все мы в любом возрасте очень любим кино и мультфильмы. И в детском саду мы тоже можем создать и показать ребятам короткий фильм. Но это будет не просто маленький сюжетный ролик, а, скорее, ролик-мотивация. Буктрейлер — короткий видеофрагмент, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Увидев его, заинтересовавшись тем, какие персонажи появились на экране и что с ними будет происходить далее, ребенок обязательно захочет узнать их историю целиком.
Поэтому педагоги определили главную цель создания таких короткометражек — это развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств.
10. Виртуальные экскурсии являются одним из вариантов информационных технологий в учебном процессе. С помощью нее мы можем попасть в Третьяковскую и галерею, на набережную Санкт Петербурга.
11. «Говорящие стены»
Новая технология — «Говорящие стены».
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все: и люди, и книги, и понятия». Оказывается, в детском саду могут воспитывать даже «стены».
Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую». «Говорящая стена» — это своеобразный живой экран. На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, игры, игровые фишки и различные тематические картинки. Также на «говорящих стенах» в помещениях детского сада можно разместить материал в соответствии с временами года, по тематическим неделям, которые проходят в детском саду, направлен он на художественно-эстетическое воспитание дошкольников.
12. «Волонтерство»
Название «Детский сад» ассоциируется с садом, который необходимо вырастить. А вырастить что-то сложно, если нет добрых рук, хороших помощников, доброго отношения. В нашем детском саду есть «добрые руки» педагогов и хорошие помощники. А помощники эти – сами дети.
Посвящение в волонтеры можно провести на праздничном досуге, где ребята получат отличительные знаки волонтерского движения: эмблемы и галстуки. Воспитатели младших групп могут создать «Почтовый ящик» для писем малышей к волонтерам. Дети подготовительных групп знакомятся с письмами и отправляются на помощь. Вместе с малышами они конструировали, занимались продуктивной деятельностью, помогали маленьким детям одеваться и раздеваться, принимали участие в физкультурном занятии в младших группах, учили малышей самообслуживанию, вместе с ними играли в группе и на прогулке. Целый год волонтеры приходили в гости к малышам, а в конце учебного года подготовили вместе с воспитателями стенгазету «Панорама добрых дел».
13. Образовательная технология «Линейный календарь». Предназначена для формирования у детей начальных представлений о времени. С помощью данной технологии детей знакомят с представлением о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности. Например: части суток, дни недели, месяца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Формы и методы работы со сказкой в рамках арт - терапии"
Методические рекомендации«Формы и методы работы со сказкой в рамках арт – терапии»Кислякова О.Ю., старший воспитатель Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в н...
Методические рекомендации "Формы взаимодействия семьи и школы"
В методических рекомендациях «Формы взаимодействия семьи и школы», рассмотрено применение разных форм и методов в воспитательно - образовательном процессе начальной школы.Новизна данных методиче...
Методические рекомендации «Формы и методы работы с детьми на занятиях сольфеджио».
Методические рекомендации к занятиям сольфеджио адресованы педагогам дополнительного образования музыкального направления для использования в педагогической практике. Формы и методы работы можно...
Методическая работа «Формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
Методическая работа - Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями в дошкольном учреждении»...
Методические разработки форм совместной деятельности с детьми.
Для родителей и воспитателей ДОУ. материал раскрывает как знакомить детей с традиционными строительствами жилища древних русичей; как трудились дети в крестьянских семьях, как развить чувства сострада...
Методическая разработка "Формы культурно-досуговой деятельности"
Культурно-досуговая деятельность представляет собой сферу жизнедеятельности, открывающую возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развити...
Методические рекомендации «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»
Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Мы знаем, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой ...