Методические разработки форм совместной деятельности с детьми.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Для родителей и воспитателей ДОУ. материал раскрывает как знакомить детей с традиционными строительствами жилища древних русичей; как трудились дети в крестьянских семьях, как развить чувства сострадания, сочувствия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические разработки форм совместной деятельности с детьми.

Что нам стоит дом построить

(Рассказ воспитателя в нерегламентированной деятеятельности)

Цель: Познакомить детей с традициями строительства жилища древних русичей.

Содержание занятия:

  1. Познакомить детей с традицией выбора места для поселения славян.

- Когда люди на Древней Руси собирались закладывать деревню, они запрягали коня и затем, поклоняясь своим богам (Перуну, Сварогу,  Макоши), отправлялись в лес. Там в сани грузили первое подходящее строевое бревно, после чего коню разрешалось идти куда вздумается, где конь останавливался, можно было селиться (конь – знак Перуна).

- Христианской Руси место для нового поселения выбирали уже по-другому: по реке пускали икону, где она «останавливалась», там строили деревню.

2. Познакомить детей с традициями выбора места для избы:

- не строили дом, где проходила дорога (по ней могли «уйти» достаток, здоровье);

- не строили, где была раньше баня: дух-банник мог проникнуть в избу и обидеть хозяев;

- не строили избу, где дом или дерево были сожжены молнией (там гнев Перуна).

Присмотрев место для избы, хозяин разносил с четырех разных сторон по камешку и раскладывал их, помечая углы. После этого сам вставал в середину и обращался к своим к своим богам. Если через 3 дня камни были не тронуты, то начинал строить дом. Иногда вместо камней насыпали кучки зерна, мужчины зерном «рисовали» контур будущего дома. Еще древние славяне считали, что дом можно было построить только утром (время светлых богов).

Дом для славян был маленькой вселенной, это мир любви и теплых отношений. Люди верили, что от того, как проходил сам процесс строительства, зависят отношения людей в семье, их благополучие.

В христианские времена посредине будущей избы устанавливали крест, строительство непременно должно было захватывать праздник Святой Троицы, говорили: «без троицы дом не строится». По воскресеньям и христианским праздникам строить было нельзя.

Чему смолоду не научишься, того и под старость знать не будешь.

Цель: Познакомить детей с тем, как на Руси трудились дети в крестьанских семьях.

Содержание занятия:

  1. Прочитать отрывок из поэмы Н.А Некрасова «Крестьянские дети».

Побеседовать с детьми:

- Кого поэт называет мужичком?

- Сколько лет крестьянскому мальчику?

- Что он делает?

- Почему выполняет такую работу?

- с каким чувством он выполняет свою обязанность?

2. Дать детям рисунки; объяснить, что по ним они узнают, как в давние времена работали крестьянские дети. Детям, изображенным на картинках, нужно придумать имена и рассказать, что они делают.

С 3-4 лет ухаживали за овечками, кормили домашнюю птицу; в 5-6 лет уже помогали родителям на поле – подбирали колоски, носили в поле обед, пололи морковку; с 6-7 лет ухаживали за младшими братьями и сестрами.

3.Зачитать песенку Вари, предложить догадаться, чем она занята.

Васенька-дружочек,

Не ходи на лужочек,

Потеряешь сапожок,

Тебя мышка съест.

Ай, ай, ай, ай,

Приходи к нам, зай,

Василечка забирай

Непослушненького,

Баловушенького.

Баю, баю, баю, бай.

Поскорее засыпай,

Придет серенький волчок,

Схватит Васю за бочок,

Схватит Васю за бочок

И утащит в лесок.

Рассказать, что крестьянские дети помогали не только своей семье, но и чужим людям. Они  ухаживали за больными и старыми соседями, убирали в избе, топили им печи, приносили еду.

3.Спросить детей, как они помогают по дому своими родителям, есть ли у них свои обязанности.

Рассказ Мишкина елка

Цель: Воспитание дружбы, взаимопомощи, послушания, желания делать для других добрые поступки.

Развитие чувства сострадания, сочувствия.

Вопросы для беседы:

  1. Почему Тася хотела Мише сшить новую рубашку? (Мишка должен встретить рождество в обнове.)
  2. Какой хитрый поступок совершила Тася? (Без разрешения разрезала фартук и сшила рубашку.)
  3. Было ли стыдно Тасе за свой поступок?
  4. Почему на душе у нее стало легко? (Мама простила ее.)
  5. Как Тася готовила елку для кукол?
  6. Почему на праздник не пришел Степа? (он захворал.)
  7. Почему Тася любила Степа? (Он был добрый, никогда не спорил.)
  8. Как вел себя Коля на празднике? (Без спроса съел весь шоколад.)
  9. Какие подарки выбрала Сонечка?
  10. Почему она не стала просить у Таси в подарок воскового ангела? (Не хотела ссориться с Тасей.)
  11. Как Тася позаботилась о Степе? (Она отдала больному Степе свой самый любимый подарок.)
  12.  А если бы вы были на месте Таси, поступили бы вы как она?
  13.  Вспомните, как вы позаботились о ком-то, что доброе вы сделали своим друзьям, родителям.

Домашнее задание: Нарисовать «добрый» поступок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми и родителями "Кулинарный поединок"

Встреча проводится в игровой форме. Подбор игр, конкурсов, аттракционов направлен на приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни. Во время встречи знакомят родителей и детей с алгоритмами...

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности с детьми по ПДД - Помоги Смешарикам"

Это конспект занятия для закрепления представлений детей о ПДД...

Методическая разработка организации совместной деятельности с детьми раннего возраста по рисованию на тему «Подарок маме».

Цель: поддерживать интерес к изобразительной деятельности.Задачи:Образовательные:1.Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги.Развивающие:1.Закрепить знания красного, желтого и зел...

Методическая разработка Конспект совместная деятельность с детьми Тематический досуг «Деревенский дворик» в рамках проекта «Домашние животные»

Закрепление знаний о домашних животных , акетивизировать словарь детей, развивать разговорную речь, учить подражать голосам животных. Воспитывать любовь к животным,заботливое отношение и желание ухажи...

Методическая разработка - "Конспект совместной деятельности с детьми по экологии на прогулке""

Конспект позволяет с помощью подвижных и дидактических игр, загадок, мнемотаблицы и интересного рассказа воспитателя расширить и углубить знания детей о природе, воспитывать бережное отношение к насек...

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы: "День рождения"

Бывают разные дни рождения. Поговорим о рождении нашего прекрасного города - на Неве, Санкт - Петербурге....

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста. Тема: "Домик снеговика"

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста.Тема:  "Домик снеговика"Цель: Способствовать формированию у детей сенсорные эталоны  цвета, формы, величины.Задачи:1.Упражнять в ум...