Семинар "Формирование и развитие у детей музыкального игрового творчества" (15.12.2022)
методическая разработка

Необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар:" Формирование и развитие  у детей музыкального игрового  творчества." (15.12.2022).    

Подготовила: Гусева М. А.

Цель: Познакомить педагогов с процессом  формирования  и развития  у детей музыкального игрового  творчества."

Задачи:

Познакомить педагогов с задачами по развитию игрового творчества детей:

- Созданием  условий для развития  личности ребёнка.

- Обеспечением  эмоциональное благополучия ребёнка.

- Развитием мотивации личности к познанию и творчеству.

Теоретическая часть

 (история вопроса, актуальность темы, методические аспекты).

1 слайд:"Формирование и развитие  у детей музыкального игрового  творчества."

2 слайд: Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему».Джанни  Родари.

3 слайд: Психолого – педагогическое обоснование детского творчества

Необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

4 слайд: 

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребенка  вливается  живительный  

поток  представлений,  понятий  об  

окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек,

пытливости и любознательности».

                      В.А. Сухомлинский

5 слайд: 

Актуальность темы:

 Целесообразность использования игровой деятельности в развитии музыкального  игрового творчестве детей старшего дошкольного возраста.

Недостаточное использование игровых технологий в  развитии музыкального  игрового творчества детей старшего дошкольного возраста.

В системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменением мировоззрения педагога и идеологии образования. Обновление содержания дошкольного образования привело к необходимости поиска новых форм взаимодействия педагога и ребенка. Один из  доступных видов приобщения детей к музыкальному творчеству - это музыкальная  игровая  деятельность.

Развитие  музыкального  творчества у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективно реализовываться в образовательном процессе дошкольных учреждений в игровой деятельности (в использовании игровых технологий).   На современном этапе развития  дошкольного образования эта тема актуальна,  но  не достаточно используется.

Системность мероприятий с использованием различных видов музыкальных игр повышает уровень развития творческих способностей у детей.

Задачи по развитию музыкального игрового творчества детей:

- Создание  условий для развития  личности ребёнка.

- Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.

- Развивать мотивации личности к познанию и творчеству.

Любая деятельность, в которой детям предлагается проявить свои таланты  и  способности является творческой.

6 слайд: Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребенка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на музыкальных инструментах, игровой деятельности. 

По мнению психологов, игра - ведущая вид деятельности  ребенка и основа всего последующего его развития. Именно поэтому дети познают эстетику звуков в игровой форме. В педагогике такую деятельность  называют музыкальными играми. Такой вид деятельности  воспитатели  на современном этапе  применяют все шире, используя музыкальные игры,  как элемент на занятиях по математике, развитию речи, или во время организации досуга детей. Это способствует: развитию памяти, вниманию, творчества, формированию речи, логического мышления.

        7 слайд: Музыкальная игра - это самый органичный, самый «легкий»  из всех         видов музыкальной деятельности.

        Музыкально - игровая деятельность дошкольников — это различные         способы, игровые приемы, средства познания         детьми музыкального искусства через игру, с помощью которых         осуществляется музыкальное и общее развитие.

        Музыкально-игровая деятельность является одним из ведущих средств,         при развитии у детей творческих способностей (как наиболее близкая         ребенку). 

         Музыкальная игра является средством самовыражения и самореализации         ребенка.

        Очень хорошо в музыкальной игре осуществляется эмоциональное развитие:         дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их         внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико         значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование         диалогов и монологов, освоение выразительности речи).  

        Музыкально - дидактические игры – это музыкально-сенсорная деятельность         ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных         звуковмузыкальные средства выразительности, музыкальные жанры

        Музыкальная игра – самый диагностичный из всех видов музыкальной         деятельности. Она дает возможность одновременного выявления уровня         развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического         развития ребенка.  Музыкально-дидактическим материалом игр являются: -         песни, инструментальные произведения; - набор музыкальных инструментов; -         наборы музыкальных игрушек

        Музыкальная игра – самый демократичный из всех видов музыкальной         деятельности.

        Равенство в музыкальной игре гарантируется ее правилами, ролевым         распределением. Музыкальная игра – общение равных.

        Музыкальные игры, развивающие у детей творческие способности, дают         детям возможность применять свои знания, умения и навыки в работе над         воплощением музыкального художественного образа посредством         импровизации, они дают детям ощущение радости, формируют у них         способность добиваться максимальной выразительности своих движений и         умение оценивать их качество.

Педагогу необходимо вдумчиво  готовиться к работе над любой игрой, а         именно: тщательно изучить предлагаемый музыкальный материал, детально         проработать его структуру, образы и мизансцены, что поможет         активизировать творческий процесс детей, участвующих в игре. В процессе         игры педагог должен находиться не в центре игрового поля, а рядом, для того         чтобы мягко корректировать действия детей. Иначе говоря, предоставляя детям         максимальную свободу в создании музыкального образа посредством         движений, направлять их в нужное русло и незаметно вести к цели игры. При         этом очень важно отметить, что интонация любых реплик педагога должна быть         эмоциональной, но ненавязчивой. Такой стиль общения воспитателя с детьми в         процессе игры не разрушит их внутренний настрой на создание образа и         активизирует их творческую фантазию.

        Вне зависимости от итога игры, воспитатель обязательно должен подбодрить,         воодушевить и поблагодарить детей за старания, потому что дети должны         привыкнуть получать удовольствие прежде всего от процесса работы, а не         стремиться к успеху любой ценой.

8 слайд:

Для чего нужны музыкальные игры в детском саду?

  • В  процессе  игры  ребенок приобщается  к  слушанию  музыкальных  произведений  мировой  классики,  получая простейшие  сведения  о  музыке,  поет,  водит  хороводы,  танцует,  играет  на музыкальных инструментах. В результате этого у детей формируется музыкальный слух, а приобщение к творческим действиям приобретает развивающий характер.
  • Музыкальные  игры  очень  нравятся  детям,  они  развивают  у  детей  желание заниматься  музыкой,  помогают  лучшему  усвоению  программных  задач, направляют  к  самостоятельной  музыкальной  деятельности,  способствуют развитию  творчества  и  фантазии.

   9 слайд:

     Музыкальные  игры делятся на:

  • Музыкальные развивающие игры (музыкально  –  дидактические  игры с применением настольно – печатного материала). 

Музыкальные  развивающие игры помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха (ритмического, звуковысотного, динамического, тембрового).   Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно:  их высоту, силу, длительность, тембр.

Например, "Угадай, какой инструмент звучит?".  "Ритмическое  эхо". "Лесенка с матрёшкой".

Игра "Три цветка"  - дидактическая игра на определение характера музыки. Демонстрационный материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее,  веселое - изображающих три типа характера музыки). Ребёнок слушает и определяет. Какая музыка:

                • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

                • грустная, жалобная;

                • веселая, радостная, плясовая, задорная.

  • Коммуникативные  игры

         Игра "Найди пару". Цель: Развитие коммуникативных навыков, реакции, внимания. Создание раскрепощенной атмосферы.

Под музыку все дети прыгают и бегают по залу. Как только происходит   смена музыки, каждый ребенок должен встать в пару и покружиться. На повторение   начальной музыки дети снова разбегаются по залу, на новую смену музыки вновь встают в пары. Пары повторять нельзя!

Игра "Музыкальный зонтик"

Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы и доверия.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Под музыку начинают передавать друг другу зонтик. Тот ребенок, на ком закончится музыка, должен выполнить задание: прыгать с зонтиком, кружиться с зонтиком, приседать с зонтиком.

  • Игры – пляски с пением ("Плетень")
  • Хороводные игры ("Ловушка". "Сокол молодой").
  • Игры  на  музыкальных инструментах (ложках, трещотках, маракасах и др.)
  • Театрализованные игры (драматизация сказки "Теремок").

        10 слайд:   Практические советы педагогам.

Примеры развивающих музыкальных игр (практикум для педагогов):

1.  Игра «Ритмическое эхо» (Для детей 4-6 лет).  Цель: развитие ритмического слуха. Дети повторять заданный  ритм  (хлопками или с помощью шумовых музыкальных инструментов) за педагогом.

2. Игра «Угадай, какой инструмент звучит  (для детей        5-6 лет). Цель: развитие тембрового слуха. На магнитной доске размещены инструменты симфонического оркестра (или русские народные инструменты). В записи включается  звучание музыкального инструмента.  Дети определяют, какой инструмент звучит. Можно предложить детям видео - игры, например,  «Угадай, какой инструмент звучит». Такую игру можно проводить с детьми младшего и среднего возраста, но использовать инструменты более простые колокольчики,  ложки, трещотки, бубны и др.

3. Музыкальная  игра - импровизация (для детей 5-7 лет): «Подбери атрибут или инструмент к музыке». Цель: Развитие творческих (музыкального мышления и творческого воображения) и двигательных способностей детей.

 Звучит вальс,  полька, русская пляска. Дети определяют танцевальный жанр, характер музыки и самостоятельно выбирают танцевальный атрибут или музыкальный инструмент, который, по их мнению,  подходит к данному танцу. Игра проводится по небольшим подгруппа (4-6 человек).

 Детям предоставляется выбор инструментов (колокольчики, треугольник, ложки,  бубны) и атрибутов для танца (платочки, ложки, ленты, шарфы).

  1. слайд: 
  • Музыкальная игра «Звуки музыкальных инструментов» (видео)
  • Узнай инструмент по звучанию и покажи» (звучание инструментов симфонического оркестра – струнных, ударных, духовых, клавишных в записи). На магнитной доске висят картинки музыкальных инструментов.

        12 слайд: Музыкальная игра имеет  следующие задачи:

  • Оздоровительные
  • Коррекционные
  • Образовательные
  • Воспитательные
  • Коррекционные 

       13 слайд: 

Развитие музыкально-игрового творчества осуществляется во всех видах деятельности детей и заключается в выразительной передаче детьми (в речевой, песенной интонации, мимике, пантомимике) особенностей образа.

Художественно-игровой образ активизирует внимание детей, способствует более глубокому восприятию и осмыслению музыки, помогает действовать самостоятельно, уверенно, развивает воображение, слуховое внимание, фантазию. А самое главное – создаёт оптимальные условия для развития творческих способностей дошкольников.

Примеры упражнений по развитию средств выразительности в передаче различных музыкально-игровых образов:

  1. Воспроизведение небольших предложений  (обращений) с разной интонацией: вежливо, с обидой, просьбой, требовательно. Например,  «Дай зайку», «Спой мне песенку».
  2. Диалоги различных персонажей: медведя, лисы, зайчика, волка. Например, диалог лисы и волка: "Лисавета, здравствуй!...Как дела, зубастый?... Ничего идут дела. Голова пока цела".
  3. Воспроизведение в речевой и песенной интонациях, а также в движениях,  различных состояний персонажа (радость, удивление, грусть).
  4. Выполнение детьми небольших этюдов (действий) в роли различных животных, персонажей сказок.  Например, движений мышки, зайчика, лисы, волка, медведя, птички.
  5. Выполнение  музыкально-ритмических  (танцевальных) движений от лица различных персонажей. Например, "Появление Феи",  " Танец Царевны".

Играя, дети сами придумывают  несложные мелодии, сопровождая ими игровые действия  (например, убаюкивая  куклу, поют: "баю – баю -  баю").  В музыкальном уголке в группе, с удовольствием,  музицируют на детских музыкальных инструментах.

 

Важным педагогическим условием, способствующим последующему самостоятельному созданию детьми музыкально-игровых образов, является ознакомление их с яркими музыкальными произведениями, отражающими жизненные явления, близкие и понятные детям.

Роль педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку в его поисках средств выражения музыкально-игрового образа.  Развитие музыкально-игрового творчества дошкольников с применением творческих заданий осуществляется поэтапно.

На первом этапе перед ребенком ставится задача передать несложный игровой образ в характерных, но однотипных движениях  персонажей. Для выразительной передачи образа, можно использовать стихотворные строчки. Например, при выполнении творческого задания под музыку Е. Тиличеевой «Мы — кавалеристы», педагог произносит: «Наши кони чисты, наши кони быстры, наши сабли остры. Мы — кавалеристы». Дети двигаются под музыку, создавая образ скачущих на лошадях кавалеристов.

На втором этапе происходит развитие музыкально-игрового образа в действиях отдельных персонажей. Например, инсценируя  песню  «Ворон» (русская народная прибаутка), дети самостоятельно ищут характерные движения персонажей  (изображают ворона, который двигается, машет крыльями, "играет во трубу".

На третьем этапе задания усложняются. Перед детьми ставится задача передать образы двух персонажей во взаимодействии. Так, в задании «Котик и козлик»  (на музыку Е. Тиличеевой, автор задания — Н. А. Ветлугина) дети сначала слушают стихотворные строчки, написанные В. А. Жуковским в духе русских народных прибауток: «Там котик усатый по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит... В этом задании двое детей должны объединить свои действия, создавая  контрастные образы важного и довольного  котика и сердитого козлика.

Четвертый этап в развитии музыкально-игрового образа предполагает совместные творческие действия детей по построению композиции музыкальной игры. Сначала педагог рассказывает содержание сказки, даёт детям прослушать музыку,  сопровождающую ее. Затем распределяются  роли, обсуждается  последовательность действий.

Игра-драматизация может быть на основе сюжета знакомых детских песен или народных сказок, «Где был, Иванушка?», русская народная песня в обработке М. Иорданского, «Теремок», «Колобок» — русские народные сказки,

Развитию музыкально-игрового творчества способствуют и специально написанные композиторами детские музыкальные игры-спектакли по мотивам народных сказок. Так, композитором М. Красевым была написана музыка к музыкальным играм-спектаклям «Три медведя», «Теремок», «Снегурочка» и др.

Участие детей в музыкальных играх и играх-сказках стимулирует интерес детей к музыке, к образным движениям, воспитывает желание ее слушать, развивает самостоятельность, творчество, фантазию.

14  слайд:

Условия для положительного влияния творческой деятельности
на ребёнка.

Деятельность должна вызывать положительные эмоции, удовольствие.
Деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой.
Деятельность ребёнка организована должна быть так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности.

      15 слайд:

 Развитию музыкального игрового творчества так же способствуют досуги, праздники и развлечения. Развлечения являются эффективным средством творческого развития детей. Эту разновидность музыкальной творческой деятельности очень любят дети. Они представляют себя настоящими артистами, раскрепощаются и хотят показать родителям все, чему они научились.

     16 слайд: 

Развитию музыкального игрового творчества  способствуют игры - драматизации, музыкальные игры-спектакли по мотивам сказок.

     17 слайд: 

Формы взаимодействия с родителями

Важной стороной образовательного процесса является взаимодействие с родителями воспитанников. Только сотрудничая с ними, можно получить заметный эффект в развитии детей. Вовлекая родителей в образовательный процесс можно добиться желаемого результата.

Родителям можно предложить консультации на тему:

  • «Музыкальные игры в жизни ребенка».
  • Анкетирование на тему «Роль музыкального воспитания в общем развитии ребенка».  
  • «Музыкально -дидактические игры для детей в детском саду».

18 слайд: 

Показатели успешности музыкального
игрового творчества

  • Нахождение детьми выразительных средств воплощения образа в игровых движениях под музыку.
  • Появление новых элементов при создании простейших форм песенного, инструментального, танцевального, игрового творчества

19  слайд: 

Вывод:

Музыкальное игровое детское творчество – детские находки, детские мысли, – вот что создаёт атмосферу радости на занятиях, формирует личность, оптимизирует развитие созидательных способностей.

 

          20 слайд:

          Спасибо за внимание!
         Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ: "РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

СТАТЬЯ: "РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Развитие дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности по методике К. Орфа.

Развитие дошкольников посредством  музыкально - игровой деятельности  по методике К. Орфа...

Презентация к семинару "Формирование и развитие у детей музыкального игрового творчества" (15.12.2022)

Презентация к семинару"Формирование и развитие у детей музыкального игрового творчества"...

Развитие дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности по методике К. Орфа.

Развитие дошкольников посредством  музыкально - игровой деятельности  по методике К. Орфа....