Эмоциональное развитие ребёнка в музыкально-игровой деятельности на основе личностно-ориентированного подхода
статья

Иванова Мария Васильевна

статья для воспитателей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   Эмоциональное развитие ребенка

                 в музыкально-игровой деятельности

       на основе личностно-ориентированного подхода                                     

                                       

                                  Консультация для воспитателей

                                                               

         Музыка, как самый эмоциональный вид искусства, развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности.
        Исследователи отмечают, что музыкальное развитие ребёнка оказывает незаменимое воздействие на его общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
         Исследования Г. А. Никашиной, Е. А. Ремизовской, Л. С. Ходонович и многих других  позволяют охарактеризовать ряд возможностей музыкальных игр в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
         Во-первых, в ходе музыкальных игр ребенок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия. В данном контексте музыкальную игру можно определить как духовно-практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребенка в познании окружающего мира и собственного <Я> на языке художественных образов.
        Во-вторых, музыкальная игра объединяет слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, а также является основой для интеграции различных видов искусств. Музыка органичным компонентом входит в те виды художественной деятельности, которые связаны с двигательными, речевыми, пластическими, зрительными образами. На этом основании музыкальную игру можно считать разновидностью воспитательной деятельности. Ведущая роль в ней принадлежит музыке. Она является <главным действующим лицом>, носителем образности и средоточием эмоциональных переживаний. Основная педагогическая задача такой игры - реализация эмоционально образного содержания музыки и воплощающих это содержание художественных структур в разнообразной практической деятельности детей, т.е. своеобразное игровое исполнение музыки.
         В-третьих, музыкальная игра - это игра <в музыку>, где дети входят в роль ее персонажей и передают в различных действиях связанные с этой ролью эмоции, настроения, чувства, несложный игровой сюжет, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, освоению элементов музыкального языка. При этом главным <инструментом> является сам ребе-

нок, его тело: голос, воспроизводящий самые разнообразные звуки; жесты, <озвученные> с помощью раз личных предметов и детских инструментов.

 Одновременно ребенок является и исполнителем, и создателем этой игры.
        В контексте воспитательной работы по развитию личности ребенка музыкально игровая деятельность трактуется достаточно широко - не только как синтетическая художественная деятельность средствами различных искусств, но и как деятельность, выходящая за пределы собственно музыки, хореографии, изобразительного искусства, поэзии и т.д. в область выразительного речевого интонирования, ритмических движений, тембровой, шумовой, цветовой, графической, эмоционально пластической импровизации. Имеется в виду музыкальная игра, в которую дети входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания в процессе общения с музыкой.
         В-четвертых, музыкально-игровая деятельность - феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому музыкальные игры представляются эффективным средством диагностики развития эмоциональной сферы ребенка, в частности его эмоциональной отзывчивости на музыку. Процесс эмоциональной передачи музыкальных образов в детских играх импровизациях может быть исследован и проанализирован педагогом с тем, чтобы эти данные послужили основой для мониторинга развития у детей музыкальности. Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребенком музыкально-игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим составным компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребенка. Овладевая игровыми умениями, дошкольники сознательно участвуют в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.
          В-пятых, участие дошкольников в музыкальной игре требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активизации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОУ "Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми"

Работа с детьми интересная и привлекательная, но к каждому ребенку нужно найти свою "дистанцию общения" и это зависит от мастерства воспитателя. В каждого воспитанника мы вкладываем частицу своего сер...

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

Технология развивающего обучения: проблемное обучение...

СТАТЬЯ: "РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

СТАТЬЯ: "РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Конспект ООД по физическому развитию для детей 6-7 лет на основе личностно-ориентированной технологии

Конспект ООД по физическому развитию для детей 6-7 летна основе личностно-ориентированной технологии...

Конспект ООД по физическому развитию для детей 6-7 лет на основе личностно-ориентированной технологии

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста будет интересен для воспитателей,  инструкторов по физической культуре в дошкольной образовательной ор...