Проект "Народные промыслы"
методическая разработка (старшая группа)
Тема проекта: Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания культуры, обычаев и традиции народного творчества посредством проектной деятельности, создание условий для художественно – эстетического развития детей
Руководитель проекта: Монастырёва Т.В., воспитатель
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный;
Срок реализации: сентябрь-апрель
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Цели:
1. Формировать представления детей о народных художественных промыслах (Дымковская игрушка, Матрёшка, Филимоновская игрушка, Городецкая игрушка, Хохлома).
2. Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
3. Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Продолжать развивать декоративное творчество детей;
умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, дымковская роспись и др,). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;
4. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение, при составлении декоративной композиции, на основе того или иного вида народного искусства, использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
5. Обобщать результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с народными промыслами.
- Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, хохломской и городецкой росписью.
- Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
- Закрепить умение выразительно читать стихи.
- Учить понимать образный смысл загадок.
- Учить видеть красоту и своеобразие дымковской и филимоновской игрушки, хохломской, городецкой росписи.
- Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
- Учить использовать растительные элементы.
- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
- Воспитывать эстетические и этические чувства.
- Воспитывать любознательность.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей.
- Развивать чувство цвета, композиционные умения.
- Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская игрушка, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
Планируемые результаты проекта:
- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой росписи.
- Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Схема реализации проекта
- Знакомство детей с прикладным искусством. Стихотворения, рассказы, загадки, поговорки, пословице, песни, частушки.
- Презентации
- Дидактические игры
- Экскурсии
- Беседы
- Художественно-эстетическое развитие
- Работа с родителями
Виды деятельности. Пути реализации.
- Игровая деятельность
- Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
- Ознакомление с окружающим
- Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи).
- Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».
- Развитие речи
- Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка.
- Художественная литература
- Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица», А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». См. «Декоративное рисование с детьми 4-5 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.
- Загадывание загадок.
- Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
- Изобразительная деятельность
- Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы»
- Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Оленя».
- Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.
- Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Хохлома».
- Музыкальное воспитание
- Песня на мелодию русской народной песни «Ой, вставала я… »;
- «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
- Частушки;
- Казачьи песни.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
• Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
• Составление плана работы с детьми по проекту.
• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
2 этап. Практический.
- Перспективное планирование по проекту.
Содержание работы с детьми.
- Рассматривание иллюстраций по теме проекта «Народные промыслы России». Формирование представлений о народных промыслах (Городце, Хохломе, Дымке, о народных игрушках). Закрепление и обогащения знаний об истории народных художественных ремесел. Воспитание уважения и интереса к русским культурным традициям.
- Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Хаврошечка». Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
- Беседа. «Сказочная Гжель». Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
- Рисование «Знакомство с искусством гжельской росписи». Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение и цветовой строй, ритм и характер элементов. Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес декоративному искусству.
- Дидактические игра: Народные промыслы. Закреплять знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.
- Беседа о дымковских игрушках. Познакомить детей с одним из видов народно - прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой. С художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево) имеющихся в местах проживания мастеров. Учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.
- Лепка «Дымковская барышня». Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле. Учить лепить фигуру барышни, передавать форму частей, плотно их соединять.
- Искусствоведческая беседа «Городец – город мастеров». Расширять представления детей о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России. Расширять представления детей о сфере человеческой деятельности – искусство. Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Воспитывать уважение к труду людей.
- Рисование: «Городецкая роспись деревянной доски» Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать интерес к изделиям городецких мастеров, желание создавать красивый узор.
- Беседа «Искусство Жостово» Дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи. Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
- Пластилинография: «Жостовский поднос» Закреплять умение составлять композицию на круге, овале, прямоугольнике, заполняя середину и оформляя края. Закреплять приемы рисования пластилином. Развивать фантазию, внимание, память, воображение. Воспитывать интерес к народным промыслам.
- Дидактическая игра: Укрась поднос закреплять знания о жостовской росписи – ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
- Презентация: Народные промыслы России. Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.
- Лэпбук «Народная игрушка и роспись». Расширение знаний детей о обычаях русского народа. Развитие познавательной активности, наблюдательности, творческого мышления. Воспитание интереса к обычаям и культуре русского народа, формирование самостоятельности в самообучении.
- Презентация «Семикаракорская роспись – художественный помысел Дона». Расширять представления детей об истории возникновения семикаракорской росписи, основных элементах, воспитывать уважения к мастерам Дона.
- Лепка «Донская посуда». Учить лепить посуду, передавать форму частей и элементов посуды, плотно их соединять.
- Рисование «Подарок тетушке Аксинье». Учить детей расписывать шаблон по мотивам семикаракорской росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать интерес к изделиям донских мастеров, желание создавать красивый узор.
Перспективное планирование.
Тема | Сроки проведения занятий | Цель |
Золотая хохлома. | октябрь | Золотая хохлома. Рисование. Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение. |
Сказочная гжель. | ноябрь | Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.
|
Филимоновские игрушки - свистульки.
| декабрь | Познакомить с творчеством филимоновских мастеров. Показать особенности лепки филимоновской игрушки; учить добиваться точности в передаче формы; развивать моторику рук. |
Богородские игрушки. | январь | Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке. |
Дымковские игрушки. Дымковский конь. | февраль | Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки. |
Городецкие игрушки. | март | Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти. |
Искусство Жостова. Жостовский букет. | апрель | Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью. |
Семикаракорская посуда | май | Знакомство с традиционным донским художественным промыслом – семикаракорская роспись. Знакомство с элементами семикаракорской росписи, закреплять умение работать кистью. |
Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье». | ||
Выставка художественного творчества «Донские промыслы». |
3 этап. Итоговыый.
Предполагаемый результат:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров и жизни казаков. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.
Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
- Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- «Дошкольное воспитание». - №8.- 1998.
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
- Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М.: Мозаика- Синтез, 2014 г.
- Гербова В. «Развитие речи в старшей группе» Изд. Мозаика-Синтез,2015г.
- Дыбина О. «ФКЦМ в старшей группе» Изд. Мозаика-Синтез,2015г.
- Лыкова И. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.»Изд. Мозаика-Синтез,2015г
- Лыкова И. «Художественный труд в детском саду. Старшая группа» Изд. Мозаика-Синтез,2015г
- Куцакова Л. В.» Энциклопедия творческого развития с детьми 3-7 лет»Изд. Эксмо 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"
Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Народные декоративно-прикладные промыслы
Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....
Промыслы коренных народов севера
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...
презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)
презентация по народным промыслам...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...