"Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"
материал (средняя группа)
"Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
Вот поэтому, важным моментом в воспитательной работе нашего детского сада стало целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа.
У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Задача педагогов- донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяют раскрыть самобытность русского народа.
Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение к национальным традициям.
Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно- нравственных качеств детей. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям – отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.
Для успешной работы в данном направлении важна система и последовательность по воспитанию положительного отношения дошкольников к духовно-нравственным ценностям. Важно развивать творческие способности дошкольников, его личностные и духовно-нравственные качества.
Приобщение к народным традициям в условиях интеграции разделов художественно-эстетического цикла является эффективным научным инновационным методом работы с дошкольниками.
Накопление художественно-творческого опыта дошкольников происходит в процессе изучения и освоения различных видов изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Дети стараются передать настроение в творческой работе посредством цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала; принять участие в обсуждении содержания и выразительных художественных средств, использованных авторами в своих произведениях изобразительного искусства, выразить свое отношение к произведению.
В процессе бесед и выполнения художественно-творческих заданий осуществляется воспитание любви к природе родного края и своего Отечества.
Развитие эмоционального-ценностного отношения дошкольников к произведениям искусства осуществляется в процессе восприятия и эмоциональной оценки шедевров белгородского искусства.
Творческая деятельность привлекает к се6е людей тем, что позволяет испытать радость высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которых создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Общественное значение имеет не только результат творческой деятельности, но и сам процесс творчества; творческий человек более ценен для общества, нежели безынициативный исполнитель. Да и интерес к творчеству в настоящее время обусловлен общественными потребностями
Художественная деятельность детей формирует способность выражать своё отношение к окружающему миру, сверстникам, семье, родине в рисунке и любой другой продуктивной деятельности, так как даёт возможность выразить свои эмоции, первичные нравственные представления.
Любой ребенок независимо от его способностей любит рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравиться, что вызывает интерес. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, умение выслушать и выполнить задание, доводить начатую работу до конца.
Каждый праздник сопровождается обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.
Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа как исторической личности.
Подготовила: Ерицян Н.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы музыкального руководителя МБДОУ д/с о/в № 9 Гричан Юлии Викторовны "Приобщение дошкольников к народной культуре посредством музыки"
Приобщение дошкольников к народной культуре посредством музыки...
Самообразованию воспитателя на тему: «Педагогическое сопровождение приобщения дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности».
Раскрыть теоретические основы использования наследия художественной деятельности в теории отечественного дошкольного образования....
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНОЙ ОДЕЖДОЙ БЕЛГОРОДЧИНЫ
Наше будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Необходимо помочь ребенку ос...
Статья : ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ, ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Роль подвижной игры в развитии дошкольника...
Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"
Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"...
Приобщение детей к народным традициям посредством ознакомления с женским народным костюмом Белгородского края-Белогорочка.
Наше будущее- это наши дети, а так как будущее невозможно без прошлого, то нам, взрослым: родителям, педагогам, необходимо воспитывать подрастающее поколение в духе традиций, уваже...