Самообразованию воспитателя на тему: «Педагогическое сопровождение приобщения дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности».
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Волохина Татьяна Викторовна

Раскрыть теоретические основы использования наследия художественной деятельности в теории отечественного дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразованию воспитателя ГБОУ «Школа № 1005 «Алые паруса» дошкольного отделения «Бригантина»

на 2015-2016 учебный год.

Тема: «Педагогическое сопровождение приобщения дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности».

Цель исследования: разработка, обоснование и апробирование педагогических условий эффективного педагогического сопровождения приобщения дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности.

Задачи:

  • Раскрыть теоретические основы использования наследия художественной деятельности в теории отечественного дошкольного образования.
  • Раскрыть сущностную и структурно-содержательную характеристику понятия «приобщения дошкольников к народной культуре в дошкольной образовательной организации»
  • Выявить современное состояние дошкольной образовательной организации по педагогическому сопровождению приобщения дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности.
  • Разработать, обосновать и апробировать программу «Педагогическое сопровождение приобщения дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности в дошкольной образовательной организации».
  • Разработать, обосновать и апробировать методические рекомендации воспитателям по педагогическому сопровождению приобщения старших дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Перспективный план работы на 2014-2015 учебный год.

Месяц

Изучение методической литературы

Методические мероприятия

Изготовление пособий, атрибутов

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Октябрь

Арбатская Н. С. Теория и практика эстетического воспитания. — М.: Наука, 2005г.-156 с.

Бабынжа, Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: Автореферат дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2001г. - 220 с.

- Подборка иллюстраций к теме «Русская изба», «Как люди жили на Руси»

- Вступительная беседа о том, как жили люди на Руси. Рассматривание иллюстраций.

- «Что летом родится, зимой пригодится». 

-Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете.

-Рассматривание иллюстраций о сенокосе.

-Знакомство со старинными орудиями труда.

ноябрь

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. – М. «Просвещение» - 1986.

-Изготовление настольной игры «С какого дерева детки?»

(плоды, листья)

«Гуляй, да присматривайся».    -Рассказ о осенних  месяцах, приметах осени.

-Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья).

-Разучивание песенки-попевки «В осенушка-осень».

-НОД (пластилинография): «Осенний лес полон сказок и чудес»

Анкета для родителей:

«Приобщение детей к истокам русской культуры»

Декабрь

Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях.  - Ростов – на – Дону «Феникс» , 2002г.

Горяева, Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизнь человека. - М.: Просвещение, 2004г. - 190 с.

Консультация для педагогов: «Формирования личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством»

«Хлеб — всему голова» 

-Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?»

-Знакомство со старинными орудиями труда. — цепом и серпом.

-Пословицы и поговорки о хлебе. -Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди, Яша».

-НОД (рисование) «Моё любимое хлебобулочное изделие»

-Выставка детских рисунков «Хлеб — всему голова»

январь

Дронова О.О. «Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунка детей дошкольного возраста»: автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2007г.-265 с.

Лыкова, И.А. Народное искусство в детском саду: Учебно-методическое пособие. - М.: ИД «Карапуз» - ТЦ «Сфера», 2008г. - 256 с.

«Пришла коляда — отворяй ворота»

-Рассказ о рождественских праздниках и колядовалии.              -Разучивание песенок закличек. --Пение колядок «Сею, вею, посеваю», «Как у Ваньки кудри», «Колечко моё».

- «Зима - не лето, - в шубу одето» -Беседа о характерных особенностях зимы.

-Исполнение и обыгрывание русской народной песни «Как на тоненький ледок».

-Музыкально – фольклорная игра «Дударь».

-Рождественское колядование .

Консультация для родителей: «Русское народное творчество в воспитании детей».

февраль

Демонстрационный материал «Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка.

-Рассказ об истории создание игрушки.

-Рассматривание подлинных игрушке и иллюстраций.                                  -Разучивание игры с пением «Заинька» в обр. Н. Римского –Корсакова.

-Рисование по мотивам дымковской росписи.

март

- Д/и «Собери целое»;

- Изготовление плоскостных силуэтов.

Русская матрешка

-Рассказ об истории создание игрушки.

-Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций.                          -Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка».

-Чтение стихов, потешек.  

- НОД (аппликация): «Мы матрешки-мы в карманах носим ложки».                                    

- Выставка детских работ.

апрель

«Весна, весна, поди сюда!»

-Беседа о характерных признаках начала весны.

-Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите».     -Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

-НОД (рисование) «К нам весна красна пришла-открывайте ворота!»

Консультации для родителей:

«Народные игры в жизни ребенка».

май

«Человек без Родины, что соловей без песни».

-Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках.

-Просмотр видеоматериалов.       -Заключительная коллективная работа по теме «Моя малая родина».

-Путешествие по народным промыслам.

- Развлечение «Ярмарка»;

- Создание мини музея;

Форма предоставление результата: выставка детских работ, создание мини музея декоративно-прикладного искусства, развлечение «Ярмарка».

Педагог _________________________________ Старший воспитатель ________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре"

Изучение народной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики....

Консультация для воспитателей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколени...

Консультация для педагогов и воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, средствами художественно-эстетической деятельности»

        Приобщение к истокам русской народной культуры надо прививать с раннего детства. В группах раннего возраста знакомят детей с народным фольклором (потешками, песенкам...

«Приобщение дошкольников к народному творчеству средствами театральной деятельности»

Русская народная сказка, потешки, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил, жизненная кладезь яркого богатсва языка. Важно научить детей постигать культуру своего народа че...

Консультация для воспитателей на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников, к народной культуре (на примере лепки Филимоновской игрушки)».

Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. В связи с этим «всякое произведение искусства есть художественно-о...

Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"

Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"...

"Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"

quot;Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"...