Самообразованию воспитателя на тему: «Педагогическое сопровождение приобщения дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности».
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме
Раскрыть теоретические основы использования наследия художественной деятельности в теории отечественного дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самообразованию воспитателя ГБОУ «Школа № 1005 «Алые паруса» дошкольного отделения «Бригантина»
на 2015-2016 учебный год.
Тема: «Педагогическое сопровождение приобщения дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности».
Цель исследования: разработка, обоснование и апробирование педагогических условий эффективного педагогического сопровождения приобщения дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности.
Задачи:
- Раскрыть теоретические основы использования наследия художественной деятельности в теории отечественного дошкольного образования.
- Раскрыть сущностную и структурно-содержательную характеристику понятия «приобщения дошкольников к народной культуре в дошкольной образовательной организации»
- Выявить современное состояние дошкольной образовательной организации по педагогическому сопровождению приобщения дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности.
- Разработать, обосновать и апробировать программу «Педагогическое сопровождение приобщения дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности в дошкольной образовательной организации».
- Разработать, обосновать и апробировать методические рекомендации воспитателям по педагогическому сопровождению приобщения старших дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Перспективный план работы на 2014-2015 учебный год.
Месяц | Изучение методической литературы | Методические мероприятия | Изготовление пособий, атрибутов | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
Октябрь | Арбатская Н. С. Теория и практика эстетического воспитания. — М.: Наука, 2005г.-156 с. Бабынжа, Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: Автореферат дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2001г. - 220 с. | - Подборка иллюстраций к теме «Русская изба», «Как люди жили на Руси» | - Вступительная беседа о том, как жили люди на Руси. Рассматривание иллюстраций. - «Что летом родится, зимой пригодится». -Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. -Рассматривание иллюстраций о сенокосе. -Знакомство со старинными орудиями труда. | ||
ноябрь | Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. – М. «Просвещение» - 1986. | -Изготовление настольной игры «С какого дерева детки?» (плоды, листья) | «Гуляй, да присматривайся». -Рассказ о осенних месяцах, приметах осени. -Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). -Разучивание песенки-попевки «В осенушка-осень». -НОД (пластилинография): «Осенний лес полон сказок и чудес» | Анкета для родителей: «Приобщение детей к истокам русской культуры» | |
Декабрь | Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. - Ростов – на – Дону «Феникс» , 2002г. Горяева, Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизнь человека. - М.: Просвещение, 2004г. - 190 с. | Консультация для педагогов: «Формирования личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством» | «Хлеб — всему голова» -Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» -Знакомство со старинными орудиями труда. — цепом и серпом. -Пословицы и поговорки о хлебе. -Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди, Яша». -НОД (рисование) «Моё любимое хлебобулочное изделие» -Выставка детских рисунков «Хлеб — всему голова» | ||
январь | Дронова О.О. «Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунка детей дошкольного возраста»: автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2007г.-265 с. Лыкова, И.А. Народное искусство в детском саду: Учебно-методическое пособие. - М.: ИД «Карапуз» - ТЦ «Сфера», 2008г. - 256 с. | «Пришла коляда — отворяй ворота» -Рассказ о рождественских праздниках и колядовалии. -Разучивание песенок закличек. --Пение колядок «Сею, вею, посеваю», «Как у Ваньки кудри», «Колечко моё». - «Зима - не лето, - в шубу одето» -Беседа о характерных особенностях зимы. -Исполнение и обыгрывание русской народной песни «Как на тоненький ледок». -Музыкально – фольклорная игра «Дударь». -Рождественское колядование . | Консультация для родителей: «Русское народное творчество в воспитании детей». | ||
февраль | Демонстрационный материал «Дымковская игрушка» | Дымковская игрушка. -Рассказ об истории создание игрушки. -Рассматривание подлинных игрушке и иллюстраций. -Разучивание игры с пением «Заинька» в обр. Н. Римского –Корсакова. -Рисование по мотивам дымковской росписи. | |||
март | - Д/и «Собери целое»; - Изготовление плоскостных силуэтов. | Русская матрешка -Рассказ об истории создание игрушки. -Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. -Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка». -Чтение стихов, потешек. - НОД (аппликация): «Мы матрешки-мы в карманах носим ложки». - Выставка детских работ. | |||
апрель | «Весна, весна, поди сюда!» -Беседа о характерных признаках начала весны. -Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите». -Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» -НОД (рисование) «К нам весна красна пришла-открывайте ворота!» | Консультации для родителей: «Народные игры в жизни ребенка». | |||
май | «Человек без Родины, что соловей без песни». -Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. -Просмотр видеоматериалов. -Заключительная коллективная работа по теме «Моя малая родина». -Путешествие по народным промыслам. - Развлечение «Ярмарка»; - Создание мини музея; |
Форма предоставление результата: выставка детских работ, создание мини музея декоративно-прикладного искусства, развлечение «Ярмарка».
Педагог _________________________________ Старший воспитатель ________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре"
Изучение народной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики....
Консультация для воспитателей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколени...
Консультация для педагогов и воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, средствами художественно-эстетической деятельности»
Приобщение к истокам русской народной культуры надо прививать с раннего детства. В группах раннего возраста знакомят детей с народным фольклором (потешками, песенкам...
«Приобщение дошкольников к народному творчеству средствами театральной деятельности»
Русская народная сказка, потешки, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил, жизненная кладезь яркого богатсва языка. Важно научить детей постигать культуру своего народа че...
Консультация для воспитателей на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников, к народной культуре (на примере лепки Филимоновской игрушки)».
Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. В связи с этим «всякое произведение искусства есть художественно-о...
Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"
Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"...
"Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"
quot;Приобщение дошкольников к народным традициям посредством художественной деятельности"...