Ознакомление детей с окружающим миром в ходе проектной деятельности.
методическая разработка
Дошкольное детство очень важный и ответственный этап в жизни каждого ребенка, именно в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционального, физического, интеллектуального, коммуникативного и личностного развития. Это именно тот период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится взаимодействовать с окружающим миром, общаться с другими детьми, взрослыми и всем ближайшим окружением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_s_okruzhayushchim_mirom_v_hode_proektnoy_deyatelnosti.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Самыко Ирина Александровна, воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 14
общеразвивающего вида
Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Ознакомление детей с окружающим миром в ходе проектной деятельности.
" Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы,
которые надо решить”.
Роджер Левин
Дошкольное детство очень важный и ответственный этап в жизни каждого ребенка, именно в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционального, физического, интеллектуального, коммуникативного и личностного развития. Это именно тот период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится взаимодействовать с окружающим миром, общаться с другими детьми, взрослыми и всем ближайшим окружением.
Сегодня дошкольное образование находится в процессе модернизации. На смену авторитарной (научно-технологической) парадигме образования приходит гуманитарная (личностно-ориентированная, развивающая). Также меняются ориентиры в целях и задачах образования дошкольников, где приоритет отдается новым формам взаимодействия с детьми и новым методам педагогической работы. Особое внимание уделяется созданию условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС ДО. Важным аспектом современной образовательной политики является отслеживание личностного прогресса обучающихся и выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования.
Чтобы реализовать требования ФГОС ДО необходимо кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных методов, средств обучения и воспитания, что в свою очередь требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов организации образовательной деятельности.
Одним из наиболее интересных, ярких, развивающих, значимых современных методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
Что же такое проектная деятельность и проект? Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, направленный на изучение определенной темы, завершающийся созданием конечного продукта совместной деятельности, итоговой презентацией усвоенной информации и личного опыта в виде выставки творческих работ, досуга или праздника, лепбука или иных форм. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует детей на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Их задача - получить новый продукт, решить научную, исследовательскую, техническую или иную проблему. Творческий подход при реализации проектной деятельности помогает активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, стимулирует желание осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствует развитию умения наблюдать и слушать, обобщать и анализировать увиденное и услышанное, помогает ребенку увидеть проблему с разных сторон, и решить ее комплексно, всесторонне развивая внимание, память и речь. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Главной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития детей, предусмотренными программой ДО. Стоит также отметить, что особенностью организации проектной деятельности в детском саду является то, что ребенок еще не может
самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.
Именно проектная деятельность оказалась наиболее эффективной системой мер в экологическом воспитании и ознакомлении детей с окружающим миром в ДОУ.
Всем известно, что природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. От нас - взрослых зависит какими вырастут наши дети. Мы должны научить детей при ознакомлении с окружающим миром не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Я применяю метод проектов в своей педагогической деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром в разных возрастных группах, начиная с младшего дошкольного возраста. Дошкольники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, или иную работу на заданную тему. При организации проектной деятельности мы учитываем возрастные и психологические особенности детей. Включать дошкольников в проектную деятельность мы начинаем постепенно, начиная с младшей группы. Вначале - доступные творческие задания, а уже в старшей группе дети с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
В ходе разработки проектной деятельности можно выделить следующие этапы:
1 этап: Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности. Дети же входят в
проблему и вживаются в игровую ситуацию.
2 этап: Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта.
3 этап: Непосредственное осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.
4 этап: Обработка и оформление результатов проекта (презентация). Представление продукта проектной деятельности: досуг, праздник выставка и др. Обсуждение результатов.
В младшем дошкольном возрасте в процессе реализации проекта происходит:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок к поисковой деятельности, развитие интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний по ознакомлению с окружающим миром и экологии, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме, а также учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Наиболее эффективным методом обучения ознакомления детей с окружающим миром для себя, я выбрала исследовательский проект, который включает в себя творческие задания (изготовление поделок из бросового и природного материала, конкурс на лучшую кормушку, выставка рисунков и плакатов), экологические акции и флешмобы.
Также немаловажно уделять должное внимание экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности. В своей работе я решаю задачи по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию через опытно – исследовательскую деятельность в проектной деятельности.
Чтобы система мер для реализации целей и задач по ознакомлению детей с окружающим миром в ходе проектной деятельности показала эффективность и результаты
педагогу необходимо работать над самообразованием, изучать литературу и передовой опыт в данном направлении, интернет-ресурсы, заниматься подбором необходимого материала. Немаловажно выстроить систему работы с родителями, в которую могут войти консультации, беседы, информация в материалах папок-передвижек. Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность вместе с родителями. Проектная деятельность позволяет объединить детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появляется уверенность в себе.
Систематическое использование в работе с воспитанниками метода проектов в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром помогает достигнуть следующих результатов:
- воспитанники более активно интересуются явлениями природы и состоянием окружающего мира,
- учатся устанавливать причинно-следственные связи;
- повышают общий уровень знаний об окружающем мире;
- комплексная работа и взаимодействие влияют на развитие связной речи;
- проявляется устойчивый познавательный интерес;
- регулярное обновление развивающей предметно - пространственной
среды группы способствует активизации игровой и самостоятельной деятельности в экспериментальной деятельности;
- развивается взаимодействие в совместной деятельности с разными участниками образовательного процесса (воспитанники, родители);
- воспитанники развивают умение планировать предстоящую деятельность и искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
Таким образом, благодаря целесообразному сочетанию теории и практики, проектная деятельность способствует актуализации представлений, умений и навыков детей для самостоятельного нахождения и решения проблемы, стимулирует интересы, потребность в творческой деятельности, создает условия для сотрудничества со всеми участниками проектной деятельности – взрослыми и детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2016.
2. Веракса Н.Е, Комарова Т. С. Васильева М. А. и др. «Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования». От рождения до
школы. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
3. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. [Текст] В. Н. Журавлева. - Волгоград, 2011.
4. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. [Тест] А. И. Савенков – Самара, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в ходе проектно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы и родителями на тему"Кто живет на нашей даче?"
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в ходе проектно-исследовательской с детьми старшей группы и родителями на тему: "Кто живет на нашей даче?"...
«Мир вокруг нас».Ознакомление детей с окружающим миром посредством экспериментальной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие», одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интер...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: «Голубь- птица мира»
Бесда, просмотр слайдов "Символ мира", чтение стихотворений, из вырезанных из бумаги голубей создаем "мирное небо"...
Творческое самовыражение детей в процессе изобразительной деятельности. "Ознакомление детей с окружающем миром".
Развивать у детей доброту, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и худ...
Ознакомление детей с окружающим миром в ходе проектной деятельности.
(из опыта работы)Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы долж...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по гражданско – патриотическому воспитанию с использованием инновационных технологий. Ознакомление детей с окружающим миром «Экскурсия по России»
Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, её столице – Москве;закрепить знания о символике: флаге, гербе, г...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром на тему «Мир профессий» для детей среднего дошкольного возраста
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миромна тему«Мир профессий»для детей среднего дошкольного возраста...