Занятие по программе "Социокультурные истоки». Средняя группа (4 - 5 лет)
план-конспект занятия (средняя группа)
- - познакомить детей с социокультурной категорией «Семья»;
- - формировать у детей представление о семье, где родные и близкие заботятся друг о друге, проявляют понимание и сочувствие, поддерживают и помогают друг другу, вместе делают доброе дело;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhnaya_semya.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по программе
«Социокультурные истоки».
Средняя группа (4 - 5 лет)
Активное занятие № 1 (развивающее)
Тема: «Дружная семья».
Работа в паре «Дружная семья»
Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 4 – 5 лет «Дружная семья» (часть первая).
Цель. Формирование у детей представления о дружной семье.
Задачи:
Образовательные:
- - познакомить детей с социокультурной категорией «Семья»;
- - формировать у детей представление о семье, где родные и близкие заботятся друг о друге, проявляют понимание и сочувствие, поддерживают и помогают друг другу, вместе делают доброе дело;
- - формировать умение работать в паре;
- - дать представление детям о понятии «дружная семья» на основе знакомства с художественными произведениями.
Развивающие:
- -развивать у детей интерес к хороводным играм; эмоционально и выразительно выполнять движения в хороводной игре «У дедушки Трифона»;
- - развивать умение слушать друг друга, высказывать свое мнение;
- -активизировать речь детей, умение самостоятельно рассказывать про свою семью;
- - развивать у детей интерес к художественным произведениям о дружной семье;
- - развивать внимание, память.
Воспитательные:
- - воспитывать у детей внимание и заботу о родных и близких людях, желание им помогать;
- - воспитывать у детей умение договариваться и приходить к единому мнению посредством работы в паре.
Речевые задачи:
- -Создание условий для развития у детей связной речи и эмоционально- образного восприятия героев сказки.
- -Активизация в речи детей ласкового проговаривания героев сказки, создание условий для употребления существительных с уменьшительными ласкательными суффиксами. Развитие у детей умения подбирать по смыслу слова, характеризующие героев, умение понимать и оценивать поступки героев сказки.
Предварительная работа.
Чтение 1 части книги для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» и беседа с детьми по русской народной сказке «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» (стр. 5-9), рассказов Л. Корсунской «Семья» (стр. 11), Э. Шима «Брат и младшая сестра» (стр. 18), Е. Пермяка «Первая рыбка» (стр.16); стихов Е. Трутневой «Наша бабушка», И. Бунин «Матушке», Р. Гамзатов «Дедушка» (стр. 12-13).
Примерный план:
Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Дружная семья» на основе русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка» (стр. 5 – 9), вопросы по содержанию сказки Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста(4-5 лет) «Дружная семья» (стр8-9),
рассказов Л.Корсунской «Семья» (стр. 11), Э.Шима «Брат и младшая сестра» (стр. 18), Е.Пермяка «Первая рыбка» (стр. 16), стихотворений (стр. 12 – 13, пословиц (стр. 3) и личного опыта детей.
Русская народная игра «У дедушки Трифона» (стр. 15).
Работа в паре «Дружная семья» (стр. 19 – 20) – Пособие ИМЕЕТСЯ в метод.кабинете.
Материалы для занятия.
Книга для развития детей 4-5 лет «Дружная семья», картина «Семья» секция №8, цветные карандаши, шапка, платок, ромашка. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста(4-5 лет) «Дружная семья»
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, попробуйте отгадать загадки, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.
Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: Всех милее наша....мама. | Кто не в шутку, а всерьез Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно...папа. | Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша...бабушка.
| Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед - Мой родной, любимый...дед, |
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная...семья. |
Воспитатель: Правильно. Мы поговорим сегодня о семье.
Ребята как вы думаете, что такое семья?
(Ответы детей)
Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня вместе с вами попробуем разобраться, что такое «дружная семья» и что нужно делать, чтобы жить дружно.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину «Дружная семья» (беседа по картине):
- Кто изображен на картине? (дети перечисляют). Как можно назвать одним словом папу, маму, бабушку, дедушку и вас? (семья).
- А какую семью можно назвать дружной? (в которой вместе читают книги, гуляют, помогают друг другу, трудятся и т. д.)
- Вашу семью можно назвать дружной? Почему вы так считаете? (Мы с мамой и папой вместе ходим на прогулку, вместе трудимся на даче, по вечерам мои родители читают мне книгу, вместе с братом (или сестрой) мы любим рисовать, мастерить поделки и т. д.).
Дети садятся в круг.
А сейчас предлагаю вспомнить сказку: (воспитатель читает отрывок)
«А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает». (
- Скажите, из какой сказки этот отрывок?
Правильно, эта сказка «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».
вопросы из книги
(Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста(4-5 лет) «Дружная семья» стр8-9)
1.Как Аленушка заботилась о младшем брате?
( у детей не было ни мамы, ни папы, они были сиротами, жили одни. Поэтому Аленушка заботилась о братце, пестовала его и лелеяла, воспитывала с любовью как мама, обер)егала его)
2.С какими словами обращалась сестра к своему брату?
( Братец Иванушка, братец мой родной.) Брат к сестре? ( Сестрица Аленушка.)
3.Что ему говорила сестра?
(«Не пей, братец, теленочком станешь».)
4.Почему Иванушка стал барашком?
5.Как жили Аленушка с барашком в доме барина?
6.Что однажды произошло с Аленушкой?
7.Как братец спас свою сестру?
8.Что помогло сестрице Аленушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными?
(Педагог обобщает ответы детей)
(Аленушка и Иванушка очень любили друг друга, помогали друг другу. Жили дружно в согласии и добре.)
-Чему учит эта сказка?
(слушаться старшего в семье, любить друг друга, в трудный жизненной ситуации держаться вместе)
Вспомните, как Аленушка несколько раз предупреждала братца не пить воду из копытца животного и как все же ослушался Иванушка и превратился в барашка, как стойко они перенесли испытания жизни, сохраняя братско - сестринскую любовь.
Обобщение воспитателя: Только в дружной семье близкие и родные проявляют заботу друг о друге. Как радостно старшим и детям вместе трудиться и отдыхать.
- Чем вам понравилась Юрина семья, о которой вы узнали в рассказе «Первая рыбка»?
- Почему, такого маленького Юру все похвалили? (Потому, что его очень любили и ценили его пусть и маленький вклад в общее дело).
Почему младшая сестра Варя собирала больше грибы и малину?
Из рассказа Э.Шим «Брат и младшая сестра»
- Я знаю, что вас очень любят ваши родители, дедушки и бабушки (чтение стихов стр12- 13)
Любят тебя без особых причин
За то, что ты внук,
За то, что – ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вспомните рассказ Л. Корсунской «Семья»
-Какая фамилия была у семьи Лены?
-Почему у одной семьи одна фамилия общая?
-Какая фамилия у вашей семьи? (ответы детей)
Физкультминутка
- Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в знакомую хороводную игру «У дедушки Трифона» (стр. 15).
Далее воспитатель предлагает детям сесть парами. (столы в кругу)
Воспитатель обращает внимание на иллюстрации, помещенные в книге для развития с изображением дружной семьи (стр.19). Предлагает их рассмотреть.
- Кто изображен на иллюстрациях? Чем занимаются? Воспитатель последовательно рассматривает вместе с детьми иллюстрации.
Работа в паре «Дружная семья».
Этапы работы:
1.Индивидуальный этап. Воспитатель объясняет задание, предлагает детям сделать выбор. Дети отмечают иллюстрации с изображением дружной семьи знаком «+» на странице книги для развития.
Время работы 3 минуты. (переворачивает песочные часы)
По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.
2. Работа в паре.
Воспитатель предлагает детям сравнить свой выбор с выбором соседа и прийти к общему мнению. Возможная схема общения:
- первый ребенок сообщает партнеру свое решение;
- второй внимательно слушает и выражает согласие или несогласие, знакомит со своим решением.
- далее дети пытаются прийти к единому мнению.
Воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общался в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени воспитатель предупреждает детей о своевременном завершении диалога.
Время работы 3 минуты. (песочные часы)
3.Обсуждение в группе и экспертная оценка.
Одна из пар показывает выбранные иллюстрации и объясняет свое решение. Воспитатель предлагает детям начинать ответ словами: «Мы решили, мы думаем, мы отметили». При ответе дети аргументируют свой выбор, например: «Мы отметили иллюстрацию, где члены семьи вместе сажают растения, потому, что в дружной семье вместе трудятся». Педагог выявляет тех, кто согласен с данным решением. Затем предлагает выступить тех, у кого по-другому выполнено задание. Далее воспитатель дает экспертную оценку. Показывает, как нужно правильно выполнить задание. Педагог обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.
4. Заключительный этап.
Воспитатель: Понравилось ли вам работать в паре?
( Воспитатель предлагает детям договориться между собой, чем они совместно хотели бы заняться в группе: построить дом для куклы, слепить игрушку, подклеить книгу, нарисовать картинку и т. д. )
Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такая красивая удивительная ромашка. Ромашка считается символом любви и верности и дружной семьи. Я предлагаю вам ее сейчас передавать друг другу и дарить всем пословицы и поговорки о семье.
Ресурсный круг «Пословицы и поговорки о семье»
Давайте вспомним и поговорим о смысле этих пословиц.
( Вся семья вместе, так и душа на месте. В дружной семье и в холод тепло. Везде хорошо, но дома лучше)
Воспитатель: Что интересного вы увидели сегодня на занятии?
Семья - это самые близкие , родные люди, любящие друг друга. В дружной семье все радуются друг другу, заботятся друг о друге, стараются все делать вместе.
Вы согласны? С каким настроением вы пойдете домой? (Ответы детей)
Оформление страницы Альбома (в условиях семьи или дошкольной организации).
Творческое задание детям и родителям. Оформление страницы альбома «Дружная семья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» (средняя группа)
Конспект активного занятия с детьми в рамках программы "Социокультурные истоки", тема осваиваемой категории : Семья....
рабочая программа "Социокультурные истоки" средняя группа
laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...
совместное занятие с родителями "Дружная семья"(Социокультурные истоки) средняя группа
совместное занятие с родителями "Дружная семья" (социокультурные истоки) средняя группа...
Технологические карты по Социокультурным истокам (средняя группа)
Технологические карты по Социокультурным истокам (средняя группа)...
Технологическая карта организации деятельности по программе "Социокультурные истоки" средняя группа
Разработанные технологические карты...
план работы по программе "Социокультурные истоки ( средняя группа)
план мероприятий для педагогов и родителей по программе "Социокультурные истоки"...
Проект «Добрая забота» по программе «Социокультурные истоки» (средняя группа).
первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной»....