МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Реализовать общение в мини-музее можно на интересном материале и для дошкольников, и для родителей. Здесь происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morozova_p.v._muzey_v_dou.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Морозова П.В.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 321» г.о. Самара,
г. Самара, Россия.
МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Федеральный государственный стандарт определяет социально-коммуникативное развитие дошкольников как усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Мини-музей в детском саду – это лучшее средство реализации социально-коммуникативного развития дошкольников. В первую очередь, это благотворная предметно-развивающая среда, попадая в которую ребенок узнает о родном городе, жизни предков не со слов педагогов и воспитателей, а на наглядном примере. Он может потрогать экспонаты и удовлетворить свое любопытство, задавая вопросы экскурсоводу, которым может быть и воспитатель, и его сверстник. Ребенок учится видеть прекрасное вокруг себя: в деятельности человека, и, как следствие, в продуктах этой деятельности (картины, декоративно-прикладное искусство, предметы быта и т.д.), в природе (сначала это природа родного края, а затем и красота всей России), в отношениях между людьми (ребенок и взрослый, ребенок и сверстники).
Приобщение к окружающему миру начинается с семьи, детского сада, друзей во дворе. Задача педагога дошкольного образования – создать условия, в которых ребенок сможет максимально реализовать себя и свои отношения с обществом, с историей и культурой этого общества. Именно музей является хранилищем накопленного опыта предыдущих поколений и проводником в мир культуры, истории родного народа.
Музейная педагогика со своими методами и средствами помогает воздействовать на дошкольника. Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, и является инновационной педагогической технологией. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, но дать представление детям о том, что такое музей, заинтересовать их – это в наших силах.
Назначение мини-музеев в детском саду – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Музей приобщает дошкольника к миру общечеловеческих ценностей, способствует развитию у детей познавательной и исследовательской деятельности.
Задачи музейной педагогики:
- формирование навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитие речи на основе знакомства с музейными экспонатами;
- формирование навыков визуальной культуры;
- развитие навыков познавательной деятельности;
- развитию творческих способностей через овладение навыками художественной деятельности.
Цели и задачи мини-музея:
- реализация направления музейной педагогики;
- обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;
- формирование навыков коммуникации;
- обогащение познавательного процесса;
- формирование у дошкольников представлений о музее;
- расширение кругозора;
- развитие познавательных способностей;
- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- развитие воображения, творческого и логического мышления.
Формы работы в мини-музее:
- экскурсии;
- беседы;
- продуктивная деятельность;
- экспериментирование;
- развлечения, досуги.
В музее есть экспонаты и экспозиции. Что это?
Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему и выставленных по определенной системе.
Экспонатами в детском саду могут быть творческие работы детей, поделки, фотографии мероприятий и праздников, игрушки. Экспонаты мини-музеев постоянно пополняются и используются в работе с дошкольниками. Детей необходимо учить бережному отношению и к музейным экспонатам, и природе, и к игрушке, и к человеку (взрослые и сверстники). Экспозиция подчиняется логической цепочке: восприятие - понимание - осмысление - закрепление - применение. При проведении экскурсий с дошкольниками нужно не забывать, что информация должна быть доступной и научной, игры – связаны по смыслу с темой. Познавательная информация усваивается в начале экскурсии, а далее идет закрепление в игровой форме. Длительность экскурсии должна соответствовать образовательной программе детского сада и нормам СанПина (для детей 5-го года жизни экскурсия длится 15–20 минут; 6-го – 20–25 минут; 7-го – 25–30 минут).
Создание мини-музея не состоится без помощи родителей, это также является новой формы работы с родителями. Мини-музей инновационная форма общения между детьми, родителями, воспитателями. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Сент-Экзюпери А. Реализовать общение в мини-музее можно на интересном материале и для дошкольников, и для родителей. Здесь происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Список литературы:
1. Князева О.П., Махнаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.
2. Маслова Е.Н. Музейная педагогика в детском саду – СПб., 2007.
3. Музейно-педагогическая программа “Здравствуй, музей!”. Концепция, структура, содержание / Столяров Б.А., БойкоА .Г., Ештокина И.П. - СПб., 2005.
4. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М., 2000.
5. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини – музеи в детском саду – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника
Сиситема работы с родителями...
Проектное управление развитием дошкольного образовательного учреждения как средство повышения эффективности деятельности
Сегодня к современному ДОУ предъявляются требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. ДОУ представляет собой подсистему общества, которая несет перед ним ...
Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...
МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Модель социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения как средства обеспечения позитивно-безопасной информационной среды в ДОУ.
В статье раскрыта тема «Модель социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения как средства обеспечения позитивно-безопасной информационной среды в ДОУ».Автор рас...
Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»
Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре», презентация мини - м...
Выступление на педагогическом совете "Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения, как условие для успешного развития современного дошкольника."
Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения, как условие для успешного развития современного дошкольника....