Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Семенова  Ольга Борисовна

Экологическое образование детей

младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_ekologicheskoe_obrazovanie_detey.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование детей

младшего дошкольного возраста

Методическая разработка  экологического образования детей младшего дошкольного возраста

     Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание и образование детей. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.

Одним из важных средств ознакомления младшего возраста с окружающим миром являются наблюдения. Наблюдения должны способствовать развитию умственной и речевой активности детей, должно вызвать у них интерес к природе, желание узнать о ней как можно лучше. Наблюдения в природе с детьми 2-4 лет лучше начать с рассматривания живых объектов. В процессе наблюдения за живым объектом следует обратить внимание на следующее:

• Удобное и безопасное размещение детей;

• Размещение живого объекта (приближённое к естественным условиям его проживания);

• Создание условий для проявления разного поведения животного;

• Связь наблюдений с жизнью и использование детского опыта;

• Формирование у детей умения делать элементарные умозаключения.

Полученные знания дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире.

     Задачи экологического воспитания детей 2 мл. группы.

1. Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить детей с домашними и дикими животными, их детёнышами, особенностями поведения и питания.

2. Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, капуста, репа, фрукты (яблоко, груша, апельсин) и ягоды (малина, смородина).

3. Учить выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Умственное воспитание в программе организованно на принципах коммуникативно-познавательной деятельности и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

• Формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира;

• Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир растений, животных, людей); местом человека, животных, растений (земля, вода, воздух).

• Формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;

• Формирование первичных экологических представлений.

     Работа по экологическому воспитанию состоит из 11 блоков обучения, каждый блок содержит несколько тем обучающего (познавательного) и воспитывающего характера.

1 блок «Я и природа»

Что такое «природа»? Солнце, свет, тепло, вода, воздух, ветер, растения, животные, почва – как компоненты природы.

Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы. Взаимосвязь компонентов природы: почвы, воды, растений, животных между собой и с предметами рукотворного мира.

Воспитывающий компонент

Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы. Воспитание ценности здорового образа жизни.

2 блок «Вода»

Вода в природе: водоёмы, осадки, дождь, снег, роса, град. Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха, вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды: лёд, пар. Вода в жизни наземных растений, животных, уголка природы. Водные растения, животные. Их приспособленность к жизни в воде. Использование воды человеком. Вода в нашем доме, необходимость экономии воды. Загрязнение водоёмов и влияние этого фактора. Вода и наше здоровье.

Воспитывающий компонент

Осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, Экономное использование воды в быту. Экологически правильное поведение во время отдыха на берегу моря, водоёмов. Эстетическая оценка воды в природе – красота реки, красота росы, сверкающего снега.

3 блок «Воздух»

Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха: ветер – движение воздуха. Роль ветра в природе жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие птицы, насекомые. Чистый и загрязнённый воздух. Роль растений в поддержании чистого воздуха. Чистый воздух и наше здоровье.

Воспитывающий компонент

Значение источников загрязнения воздуха, опасность дышать загрязнённым воздухом, понимание необходимости избегать загрязнённых мест: не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т. д. Посадка растений на улице и в помещении, уход за нами, понимание растений в очистке воздуха.

4 блок «Солнце»

Солнце – источник света и тепла. Смена дня и ночи, времён года. Роль света в жизни растений и животных уголка природы. Ночные животные, животные, обитающие под землёй в условиях отсутствия или недостатка света. Сезонные изменения в природе. Животные, обитающие в условиях холода и жары. Роль солнца в жизни человека. Легенда и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье. Земля в космосе. Влияние Солнца на планету Земля.

ГЛОБУС – модель Земли.

Воспитывающий компонент

Уход за животными уголка природы и комнатными растениями с точки зрения обеспеченности их светом и теплом. Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота природы при разных условиях освещения: закаты, восходы Солнца.

5 блок «Камни, песок, глина»

Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Песок и глина вокруг нас. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Как человек использует песок: строительство, песочные часы и т. п. и глину: посуда, кирпич, дымковская игрушка. Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней. Отличительные признаки камней: твёрдые, не рассыпаются.

Воспитывающий компонент

Развитие эстетического вкуса детей – знакомство с образцами народных глиняных игрушек. Умение использовать природные материалы в жизни, в быту (глина, кирпич, посуда, камень – строительство, памятники, укрепления и др.). Воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам.

6 блок «Почва»

Почва – верхний слой земли, «живая земля». Обитатели почвы на примере дождевого червя, их роль в формировании почвы. Значение почвы для жизни растений. Охрана почвы.

Воспитывающий компонент

Выработка навыков ухода за растениями: копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, уход за комнатными растениями. Формирование основ понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям, и значение почвенных животных в природе

7 блок «Растения»

Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники, травы, их характерные признаки. Комнатные растения. Растения ближайшего окружения – растения тундры. Части растений – корень, ствол, стебель, листья, и пр. Связь растений с насекомыми. Растения – пища животных и человека. Фрукты, овощи – их классификация, значение. Развитие растений на примере 1-2 растений зимнего сада. Влияние, света, тепла, воды на жизнь растений. Понятие о дикорастущих, лекарственных, ядовитых растениях.

Воспитывающий компонент

Воспитание эстетического отношения к растениям, умение любоваться ими и бережно к ним относиться. Понимание роли растений в природе и в жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые растения.

8 блок «Животные»

Основные отличительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Домашние животные. Знакомство с некоторыми представителями птиц (зимующие, перелётные, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их отличительные черты.

Питание животных, способы их передвижения. Места обитания, «жилище»: гнездо, дупло, нора. Сезонные изменения. Размножение.

Воспитывающий компонент

Воспитание бережного отношения к животным, понимание необходимости существования всех видов без исключения, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями живого уголка. Понимание охраны не только самих животных, но и их «дома», местообитаний. Помощь животным, обитающим рядом с нами.

9 блок «Лес, тундра – как Экосистема»

Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом: растений и животных, растений и растений, животных и животных. Тундра – сообщество растений и животных, их взаимосвязь. Взаимосвязь живой природы с неживой: водой, светом, теплом. «Дома» лесных и тундровых растений и животных. Последствия уничтожения деревьев: исчезновение животных, растений, муравейников, грибов. Лес и человек. Значение леса. Лес и наше здоровье. Причины исчезновения лесов на Земле. Охрана леса, тундры.

Воспитывающий компонент

Бережное отношение ко всем лесным и тундровым жителям, соблюдение правил поведения в лесу, тундре, понимание последствий экологически неграмотного поведения: разведение костров, уничтожения деревьев, сборов растений для букетов. Умение видеть красоту леса.

10 блок «Человек и Природа"

Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Природа как среда обитания, «дом» человека. Отношения современного человека с природой. Факты отрицательного отношения к природе. Вымершие животные. Красные книги. Примеры рационального использования природы человеком. Создание заповедников. Охрана редких животных и растений.

Древние люди и природа. Как дружить с природой. Поведение в природе. Безопасность жизнедеятельности.

Воспитывающий компонент

Закрепление и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту.

11 блок «Человек и окружающий мир»

Ознакомление детей с окружающей действительностью. Сообщение детям доступных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, о месте человека в природном и социальном мире.

Воспитывающий компонент

Расширять представления детей о родном городе. Закреплять навыки безопасного поведения на улицах города.

Дать детям знания о хлебе, как об основном продукте питания, как хлеб попадает на стол (от зёрнышка к караваю). Воспитывать бережное отношение к хлебу. Продолжать формировать у детей эмоционально – ценностные установки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 ПредставленияЗадание 1.1Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.Используется метод индивидуальной беседы, ...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

. «Искусство Эбру» (взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении).

В данном материале показана взаимосвязь экологического образования с изобразительной деятельностью. Также можете познакомиться с искусством "Эбру".  Представлен материал необходимый для этой техн...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

мастер класс «Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»

Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изоб...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...