Конспект занятия "Путешествие по Кавказу"
план-конспект занятия
занятие в рамках реализации проекта "В дружбе народов - единство России!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_kavkazu_2.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему «Путешествие по Кавказу»
Цель: Расширение представления детей о народах, проживающих на Северном Кавказе, о разнообразии и особенностях костюмов различных народов.
Задачи.
Образовательные:
– познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;
– расширять круг знаний детей о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа;
– формировать способность к познанию костюма народов, населяющих родной край;
– закреплять знания о культуре народов Северного Кавказа;
– побуждать, сравнивать и находить сходство собственной культуры и культуры другого народа;
– прививать интерес к национальной культуре народов Северного Кавказа.
Развивающие:
– развивать чувство восхищения красотой костюмов народов Северного Кавказа;
– расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
– развивать наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память;
– развивать умение взаимодействовать в коллективе сверстников разных национальностей, согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы;
– развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию.
Воспитательные:
– воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре народов, проживающих на территории Северного Кавказа;
– формировать чувство товарищества, взаимопомощи, уважительного отношения к культуре многонационального народа России;
– воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа;
– воспитывать уважение к людям разных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах и куклы, одетые в национальные костюмы, блюд национальной кухни разных народов Северного Кавказа, мультфильм про Северный Кавказ, аудиозапись танца «Лезгинка».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
– Ребята, сегодня утром почтальон передал нам конверт. Какой он необычный. Я без Вас не стала его открывать. Интересно, от кого он? Сейчас я прочту. Этот конверт прислали нам друзья. Давайте посмотрим, что в нём?
Здравствуйте ребята! Мы отправили Вам посылку, но для того чтобы её открыть, Вам необходимо отправится в небольшое путешествие.
– Ребята, Вы хотите узнать, что в посылке? (ответ детей)
– Тогда присаживаемся на стульчики и отправляемся в путешествие. Давайте закроем глаза и посчитаем до трёх. Открываем глазки.
2. Основная часть.
На Кавказе любят музыку и пляски
На конях джигит скачут без опаски.
На Кавказе любят пить кефир-айран.
Надевают бурку в дальний путь чабан.
На Кавказе любят сладкий виноград
Здесь хозяин гостю, как родному, рад .(В. Степанов)
– А что за место, о котором говорится в стихотворении? (Кавказ)
– Правильно, Кавказ. Сейчас я Вам предлагаю посмотреть мультфильм про Северный Кавказ.
Просмотр мультфильма про Северный Кавказ.
– Северный Кавказ очень велик, он часть нашей огромной Родины – Россия. На Кавказе живёт много людей разных национальностей. Скажите, а какие национальности Вы знаете? (ответы детей: адыгейцы, черкесы, карачаевцы, кабардинцы, чеченцы, даргинцы, лезгины, кумыки…)
– Правильно ребята. Давайте сейчас с Вами станем в полукруг и поиграем в игру «Кто, где живёт?» (с использованием мяча)
В республике Осетия живут – осетины, в Карачаево-Черкесской республике живут – карачаевцы, черкесы, абазинцы…, в Дагестане живут – аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины…, в Кабардино-Балкарской республике живут – кабардинцы, балкарцы, осетины….., в Чеченской республике живут – чеченцы.., в Ставропольском крае живут – армяне, даргинцы, греки, украинцы, ногайцы…..
– Вот сколько много республик находится на территории Северного Кавказа, и в них живут люди разных национальностей.
– Ребята, как Вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей? (ответы детей)
– Правильно. Каждая национальность имеет свой родной язык, свои национальные костюмы, музыкальные инструменты, свои традиции, обычаи, любимые праздники, песни, танцы..
– Так же Кавказ – одна из богатейших областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.
– Традиционный костюм передаётся из поколения в поколение, по его отделке, покрою, украшениям можно определить, к какому сословию она относится. Все костюмы кавказцев – это костюмы необыкновенной красоты.
Рассматривание иллюстраций и кукол (народы в национальных костюмах).
– Посмотрите, как красиво смотрятся эти традиционные кавказские наряды!
– Вот мы и познакомились с национальными костюмами. Сейчас я предлагаю Вам собрать кавказские костюмы.
Дидактическая игра – пазлы «Костюмы народов Северного Кавказа».
Группа детей делится на две команды. Каждой команде необходимо собрать национальный костюм народа Северного Кавказа.
– Молодцы ребята. На Кавказе есть свои традиции и обычаи. Одной из них является народный танец…. Предлагаю Вам его посмотреть.
Звучит «Лезгинка»,
– Ребята, догадались ли Вы что это за танец? (ответы детей)
– Да, ребята, это танец горских народов, то есть жителей Кавказа – «Лезгинка». Бывает она осетинской, ногайской, армянской, карачаевской, кабардинской и т.д., но в них есть общие черты, мотивы. То же самое можно наблюдать в сказках, загадках, пословицах этих народов.
– Народы всех национальностей живут дружно, сплочённо, помогают друг другу. А какие Вы знаете русские пословицы о дружбе?
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Дружба великая сила.
Друг за друга держаться – нечего бояться.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
– Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба -это великая сила. Дружба народов Северного Кавказа и русского народа уходит своими корнями в далёкое прошлое. Русские стремились жить в мире и согласии со своими соседями, бескорыстно им помогали. А Вы, ребята умеете дружить?
Физминутка «Человек – человеку».
Звучит музыка разных народов, дети танцуют. По окончании музыки дети находят себе друга (встают парами, затем меняются).
– А ещё у кавказцев отличная кухня. Традиционная пища народов! Долма – овощные голубцы с мясом и крупой, хинкал – мясные мешочки, напоминают чем-то пельмени, хычин – тонкая лепёшка с начинкой (мясо, картошка, сыр, зелень), чуду – пироги с разной начинкой, шашлык. Основу повседневной пищи составлял хлеб (из пшеничной, ячменной, овсяной, ржаной муки) как из пресного теста, так и из кислого (лаваш).
– Знаменито и кавказское гостеприимство, щедрость. На Кавказе любят и умеют принимать гостей. «Гость – посланник бога» – говорят адыги. Гостя приглашают в дом и предлагают всё лучшее. Старинное кавказское изречение гласит: «Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю!» Когда они первый раз приходят в гости, то всегда дарят хозяевам подарок.
– Ребята, посмотрите, наши друзья, которые прислали письмо и посылку, оказываются жители Северного Кавказа и по кавказским традициям приготовили нам подарок.
Воспитатель открывает посылку, в которой находятся угощения.
– Спасибо большое нашим друзьям за угощение, но нам пора возвращаться в группу. Давайте закроем глаза и посчитаем до трёх. Открываем глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия. Тема: “Традиции толерантности в культуре народов Кавказа ” Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности.
Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности....
Конспект комплексного занятия. Тема: “Традиции толерантности в культуре народов Кавказа ” Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности.
Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Легенды Кавказа"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Легенды Кавказа"...
Конспект комплексного занятия в старшей группе Тема «Мы дети Кавказа»
Программные задачи: познакомить детей культурой народов Северного Кавказа, закрепить знания о культуре народов Кавказа. Пождать, сравнивать и находить сходство двух культур, воспитывать уважение...
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике свечой и акварелью «Волшебная картина, горы Кавказа!» Цель:
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике свечой и акварелью «Волшебная картина, горы Кавказа!»Цель:Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающег...
Конспект НОД на тему "Путешествие по Кавказу"
Расширять представления детей о народах, проживающих на Кавказе....
Конспект ННОД "Народы Северного Кавказа - Лезгины"
Наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рожде...