Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы в ШКОЛЕ ДОБРОТЫ средняя группа
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Максимова Тамара Витальевна

Перспективное планирование по воспитанию правил поведения и усвоению моральных норм в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы

в ШКОЛЕ  ДОБРОТЫ

в   средней группе №3 «Ромашка» на 2021 - 2022 уч. г.

Уроки Маркиза Этикета

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Усвоение моральных норм и ценностей, формирование взаимоотношений

Правила поведения за столом

Сентябрь

Беседа «Как  правильно вести себя в детском саду?» Чтение стихотворения С. Маршака «Урок вежливости»

Цель: закрепление правил поведения в детском саду

Ситуативный разговор «Почему нельзя разговаривать во время обеда?»

Цель: продолжать знакомить с правилами поведения за столом

Беседа «Кто работает в детском саду?»

Цель: закрепление навыка называть взрослых по имени, отчеству, приглашая в группу, предложить присесть.

Игровая ситуация «Что делают салфеткой и как ею пользуются»

Цель: совершенствование умения пользоваться салфеткой по мере необходимости.

«Правила поведения на занятии»

Цель: продолжать расширять и закреплять полученные ранее знания о правилах поведения на занятии: не кричать с места, не разговаривать, не отвлекать соседа и т.д. Развивать наблюдательность, уметь замечать и справлять недостатки. Воспитывать положительное отношение к занятию. 

Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Цель: в игровой форме закрепить правила поведения за столом

Ситуативный разговор «Попросить или отнять?»

Цель: закрепление речевых форм вежливого обращения с просьбой

Игровая ситуация «Незнайка шумит и капризничает за столом»

Цель: закрепление правил поведения за столом

Ситуация «Радостная встреча»

Цель: развивать доброжелательность и внимание детей друг к друг

Практическое упражнение «Сколько еды в ложке вмещается, нужно ли ее всю в рот класть?».

Цель: уточнение представления о пользе каши; проговаривание текста

«Я сыта и весела.

 Кашка вкусная была»

Октябрь

Беседа «Как выразить сочувствие товарищу»

Дидактическая игра «Пожалей товарища»

Цель: развивать умение выражать сочувствие товарищу

Практическое упражнение «Мы умеем кушать вилкой»

Цель: формирование умения есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу

Игровая ситуация «В мире вежливых слов». Цель: продолжать знакомить детей с понятием «вежливый, культурный человек», поддерживать стремление быть культурным человеком. Формировать коммуникативные компетенции, обсудить, как нужно поступать различных ситуациях, какие слова использовать

Игровая ситуация «Незнайка под столом» (расскажи, как себя вести за столом)

Цель: в игровой форме закрепить правила поведения за столом

Игровая ситуация «Как важно вовремя оказать помощь другу».

Цель: объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему, что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

Практическое упражнение «Правила этикета».

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить сидеть за столом, сохраняя правильную осанку, правильно пользоваться столовыми приборами, соблюдать правила поведения за столом.

Ситуативный разговор «Умей извиниться».

Дидактическая игра «Мишка обидел куклу»

Цель: формировать дружеские взаимоотношения, в игровой ситуации показать, как нужно поступать, если обидел товарища  

Практическое упражнение «Возьми ложку правильно».

Цель: продолжать формировать умение правильно держать ложку.

Ноябрь

Чтение стихотворения Н. Гернер

 «Песенка о вежливом чижике»

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «вежливый, культурный человек», поддерживать стремление быть культурным человеком. Продолжать учить детей быть приветливыми со взрослыми, сверстниками, здороваться, прощаться.

Практическое упражнение «Вспомним, как надо правильно держать вилку».

Цель: совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем

Дидактическая игра «В страну вежливых слов»

Цель: учить детей благодарить взрослых, сверстников за оказанную помощь, вежливо выражать свою просьбу: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего.

С – р игра «Семья» (игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами)

Цель: формировать умение намазывать масло на хлеб ножом, отрезать кусочек от сосиски, мяса

Коммуникативная ситуация «Как встречать гостей»

Цель: познакомить детей с гостевым этикетом, закреплять представление о том, как встречать гостей и вести себя в гостях.

Беседа «Культура еды – серьёзное дело».

Цель: продолжать учить есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом.

Практическое упражнение «Правила поведения в умывальной комнате»

Цель: формировать умение у детей правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду.

Чтение Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».

Цель: приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Декабрь

Дидактическая игра «Зайчонок и лисенок поссорились». Чтение: К. Ушинский «Сила – не право»

Цель: продолжать формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения разрешать конфликты без драки.

Практическое упражнение «Кушаю аккуратно».

Цель: формирование умения брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой.

 Рассматривание иллюстраций и беседа «Как вести себя в транспорте»

Цель: уточнить правила поведения в общественном  транспорте

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом»

Цель: формировать умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. 

Коммуникативная ситуация «Как вести себя на празднике»

Цель: закреплять правила поведения на праздниках и развлечениях: внимательно слушать и не вмешиваться в выступления товарищей, спокойно выполнять предложения ведущих

Коммуникативная ситуация  «Культура поведения во время еды».

Цель: закрепить правила поведения за столом, совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости

Коммуникативная ситуация «Расскажем зайке, как принимать гостей»

Цель: продолжать знакомить детей с гостевым этикетом

Практическое упражнение «Как правильно есть второе блюдо».

Цель: закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке.

Коммуникативная ситуация «Мы дружные ребята, не ссоримся совсем». Чтение: Я. Тайц «Кубик на кубик»

Цель: продолжать формирование чувства отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу.

Ситуативная  беседа «Нужна ли ложка (вилка, тарелка, чашка и т. д.) на обед?».

Загадывание загадок о столовых приборах

1. Три поросенка один хвост (Вилка)

2. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

3. Будь то суп или картошка, для обеда нужна (Ложка)

4. Если заточен все легко он режет очень – хлеб, картошку, свеклу, рыбу, яблоки и масло (Нож).

Цель: учить детей правильно пользоваться столовыми приборами ( ложкой, вилкой, ножом), развивать логическое мышление

Январь

Практическое упражнение «В раздевалке»

Цель: приучать детей соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика.

Практическое упражнение «Культурные ребята»

Цель: совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды: держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол

Ситуативный разговор «Порядок в нашей группе». Чтение З. Александрова «Что взяла, клади на место»

Цель: продолжать воспитание бережного отношения к вещам, стремление поддерживать порядок в группе и собственным вещам. 

Упражнение «Научим Буратино есть аккуратно».

Цель: совершенствование умения правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, совершенствовать умение пользоваться салфеткой

Ситуативный разговор «Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: формирование у детей основных правил этикета при встрече. Ознакомление со способами приветствия. Закрепление представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи.

Практическое упражнение «Кушаю аккуратно»

Цель: формировать навык брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой.

                                                                              Февраль

Дидактические игры «Вы вошли в автобус», «В вагон вошла старушка»

Цель: закрепление правил поведения в общественном транспорте, формирование умения разговаривать негромко, не требовать места у окна, приучать предлагать место старшим.

Игра – соревнование «Чей стол самый аккуратный»

Цель: закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости

Игровая ситуация «Мы пришли в гости»

Цель: продолжать знакомить детей с гостевым этикетом, расширять представление о том, как вести себя в гостях

Чтение: О. Григорьев «Варенье»

Цель: совершенствование умения правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой.

Коммуникативная ситуация «Почему любят честных и  смелых». Чтение: С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

Цель: дать представление о том, кто такие смелые и честные люди, как они поступают в трудных случаях

Игровая ситуация «Покажи Незнайке, как правильно держать ложку, вилку».

Цель: совершенствование умения правильно пользоваться столовыми приборами во время еды

Коммуникативная ситуация «Как вести себя на празднике»

Цель: закреплять правила поведения на праздниках и развлечениях: внимательно слушать и не вмешиваться в выступления товарищей, спокойно выполнять предложения ведущих

Практическое упражнение «Сяду правильно за стол».

Цель: способствовать формированию у детей правильной красивой осанки, закрепить правила поведения за столом

Март

Ситуативный разговор «Нельзя обижать девочек»

Цель: формировать «рыцарское» отношение к девочкам

Дидактическая игра «Усади гостей за стол».

Цель: продолжать формирование умения детей пользоваться вилкой,  выходя из-за стола тихо задвигать стул и благодарить взрослого.

Коммуникативные ситуации «Над чужой бедой не смейся».

Цель: обсудить с детьми смысл пословиц «Не бывает чужого горя», «На свете нет чужой беды», рассмотреть различные ситуации, выяснить, как в них можно помочь словом и делом. Знакомить с моделями конструктивного поведения в разных ситуациях, способствовать накоплению коммуникативного опыта.

Ситуативный разговор «Навыки культурной еды» Заучивание потешки «Вкусная каша».

Цель: закрепление навыков культурного поведения за столом: не класть локти на стол, бесшумно пить и кушать, пережевывать пищу с закрытым ртом. 

Ситуативный разговор «Как играть и не ссориться»

Цель: формировать умение разрешать спорные ситуации, соблюдая очередность в выполнении ведущих ролей, пользовании игрушкой и т.д.

Дидактическая игра «Накрой стол к обеду» Чтение стихотворения «Всем поставила приборы, я вам супу налила».

Цель: продолжать формирование умения сервировать стол к обеду,  закрепление навыков культурного поведения за столом

Ситуативный разговор «Правила поведения на улице»

Цель: соблюдать элементарные правила поведения на улице: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.

Игровая ситуация «Куклы Катюша и Андрюша обедают с нами».

Цель: в игровой ситуации закрепить правила поведения за столом, показать куклам, как правильно пользоваться столовыми приборами

Дидактические игры «Учимся здороваться по - разному», «Как можно прощаться»

Цель: продолжать формирование умения пользоваться разными речевыми формами при встрече и прощании

Дидактическая игра «Расскажем Карлсону, как надо правильно кушать»

Цель: закрепление правил поведения за столом, умения брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости

Апрель

Дидактическая игра «В страну вежливых слов»

Цель: формировать навык  детей благодарить взрослых, сверстников за оказанную помощь, вежливо выражать свою просьбу: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего.

Упражнение «Мы едим».

Цель: побуждать выполнять элементарные правила поведения во время приема пищи.

Ситуативный разговор «Когда разговаривают взрослые»

Цель: продолжать формирование навыков вежливого обращения к взрослым, учить не перебивать их, не вмешиваться в разговор взрослых

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»

Цель: совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Игра «Назови правила поведения на улице».

Цель: соблюдать элементарные правила поведения на улице: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.

Игровая ситуация «Куклы  Катюша и Андрюша обедают с нами».

Цель: совершенствовать навыки детей, полученные в течение года, быстро и аккуратно выполнять необходимые действия.

Игра – драматизация по стихотворению

Э. Мошковской «Вежливые слова».

Цель: закрепление представления о вежливых словах, активизировать их в речи детей, правильно употреблять в зависимости от ситуации. Побуждать на практике применять знания о правилах поведения в театре.

Игровая ситуация «Маша обедает»

Цель: продолжать  формирование  правил поведения за столом во время обеда

Май

Коммуникативная ситуация «Мы умеем вежливо разговаривать»

Цель: закреплять умение благодарить за услугу, формировать умение пользоваться разными речевыми формами при встрече и прощании

Поведение за столом

Цель: на материале примеров образцового и неправильного поведения за столом, выражений приглашения, благодарности, извинения продолжать формирование представления об этикете.

«Будь всегда вежливым»

Цель: раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Практическое упражнение «Мы завтракаем»

Цель: закрепить навыки культурного поведения за столом, не класть локти на стол, бесшумно пить и кушать, пережевывать пищу с закрытым ртом.

«О культуре поведения»

Цель: продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям. Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников. Развивать связную речь, интонационно-выразительную речь.

Коммуникативные ситуации «Ежели мы вежливы». Чтение К. Дольто – Толич «Вежливо – невежливо»

Цель: закрепление навыков культурного поведения, вежливого обращения с окружающими

«У Кати день рождения» (итоговое занятие)

Задачи:

обобщить знания детей о сервировке стола, о некоторых продуктах питания;

закрепить навыки культуры еды, пользования чайной посудой;

 воспитывать умение быть гостеприимными при встрече гостей, радоваться их приходу, выражать слова благодарности, проявлять внимание во время угощения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса во 2 младшей группе детей с ОНР

Методическая разработка может быть полезной воспитаталям, работающим на группах детей с общим недоразвитием речи....

Планирование воспитательно-образовательной деятельности на день. Средняя группа. на тему: Домашние животные" ноябрь.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)День недели   РежимИнтеграция образовательных областейСовместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей...

Методическая разработка. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на май

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР)  на май ...

Пользуюсь вот такой книгой :"Примерное перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах ДОО М.А.Калина"

Реализацию основной образовательной программы дошкольного образования осуществляю на основе комплексно-тематического принципа, что позволяет ввести региональные и культурные компоненты....

Методическая разработка. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на октябрь

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на октябрь...

Перспективное планирование коррекционно- развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности

Перспективное планирование коррекционно- развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности...

Методическая разработка "Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в средней группе №9 (ЧБД)"

Годовое планирование оздоровительной работы в средней группе. В нее входят оздоровительные гимнастики: пальчиковая, релаксационная, глазная, физминутки, психогимнастика, бодрящая, игровой самомассаж, ...